dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Category:

Recital Vesselina Kasarova КЗЧ 09.09.2011

По части концертной жизни Москва уже вполне догоняет немецкий город Baden-Baden. Особенно по вокалиствм. В разное время у нас спели практически все : очень известные, малоизвестные, совсем неизвестные, вплоть до никому не нужных - сами знаете кого.

Вот и Vesselina Kasarova добралась до Зала им Чайковского, да еще в сочетании с оркестром Плетнева - дирижер Thomas Sanderling. Обычно звезд мировой оперы у нас сопровождают рудинский Musiva Viva, оркестр Спивакова или Русская филармония.



Т ч Концерт обещал быть с повышенным °. И для того, чтобы соответствовать пришлось подготовиться (тем более, типа открытие моего филармонического сезона).:-)
Зал был почти полнехонек и во 2-м отделении таким и оставался. И если учесть, что фамилия Kasarova почти половине собравшегося народа ничего не говорила, то и успех, и прием, и поведение зрителей, которые сорвались с мест только по окончании обязательной программы, можно поставить в заслугу и певице, и оркестру - они таки сумели увлечь московскую "нелюбопытную", как ее принято называть среди музыковЭдов с большой буквы, публику.

Vesselina Kasarova певица, - как бы сказал модный нынче к прочтению Лаури-Вольпи, который тоже имел весьма своеобразное прочтение по части своего собственного вокала, но, как принято / как водится, был большой знаток чужого вокализирования, - голос которой не имеет параллелей.
Ну и действительно. Если сравнивать ее со всеми культовыми, так скажем, меццо современного оперного мира, где № 1 идет тов. Elīna Garanča, ныне отдыхающая по причине улучшения демографической ситуации в Испании, то Казарова является антипуристским отщепенцем от общей культуры вокализирования последних лет, когда главное в любом певце - отношение к нему Deutsche Grammophon(а), - т е стоит ли он в этом стойле.
Карьера Казаровой никогда не была простой и только, собственно, феноменальный голос пробил ей дорогу на большие сцены. Судя по всему, легкой жизни у нее не было никогда, п ч локтями толкаться не умеет и ломать голос под тех, кто хочет снивелировать ее под общий ранжир, не желает. У певицы собственное представление о вокале и о том, как должен звучать ее голос в той или иной партии. Из-за чего она и получает много оплеух от критики - чего стоит хотя бы ее неординарная Кармен, встреченная критикой вполне в штыки.
Но, в принципе, европейская критика и вся остальная работает по известному клише - есть вокалисты, о которых, как о мертвых, ничего, кроме хорошего :
на первом месте здесь, как известно, тенор-бас-баритон, недавнее выступление которого в Симоне Бокканегра в Вене просто захлебнуло от счастья венскую критику ( но отдадим ей должное - далеко не всю; те, у кого не хватило наглости захлёбываться от счастья, тихо промолчали );
тоже самое - есть такой тенор Вилазон, - он несчастный и страдалец;
не вспоминаю певицу Груберову, которая гениальна везде.
А Казарова певица счастливая. Она получает разную критику за свое оч личное отношение к собственному голосу и к тому, что она поет.

Я себя отношу к поклонникам ее выдающегося таланта и от концерта получил огромное удовольствие. Это был концерт настоящего европейского уровня (ответственно заявляю, п ч бывал на них). Правда, в сопровождении телефонных звонков, но тут уж ничего не сделаешь, с этим справиться невозможно, это наша изюминка.:-)



Оркестр мне понравился во всех его фрагментах.
Наибольшим успехом у публики конечно же пользовалась увертюра к Итальянке в Алжире - ее все знают, также, как увертюру к опере Кармен. Аккомпанемент певице тоже был на достаточно высоком уровне и вполне корректным. Но некоторая часть местных меломанов оказалась не совсем довольна - на низах певицу не всегда было слышно. Но это еще большой ? - Казарова специально притушает нижний регистр, это было понятно и в Самсоне и Далиле в Берлине, а там оркестр был совершенно другой.

По сравнению с ее же концертом, который я слушал в Вене, абсолютно никаких исполнительских потерь не наблюдалось. Но в Вене был только один Россини. В Мск к нему добавился Моцарт и бисы из нового направления поисков певицы - Далила и Иоанна.
Россини абсолютно безупречный. Все украшения четко пропеты, staccato изумительное. А верх, тембрально отличающийся от середины, которым она выстреливает уверенно и мощно, такая особенность голоса Казаровой. Еще один предмет придирак - намеренно акцентированный переход от пиано к форте - тоже ее фирменная фишка, она так пела всегда.









Моцарт прозвучал оч динамично. Не уверен, что стильно, но современно.
Опять говорю, современную оперу не делают режоперы - современную оперу делают вокалисты. И Казарова как раз относится к таким певцам, которые поют заезженную музыку по другому - не так, как все. С ее исполнением достаточно все же замшелого :-) Моцарта в зал просто ворвался свежий воздух.







Публике хоть и не полным составом удалось выколотить 2 биса. Сама певица говорит, что потихонечку начинает насыщать свой колоратурный репертуар драматическими ролями. Уже есть Шарлотта, Кармен, Венера. Совсем недавно появилась Далила. Впереди Принцесса Эболи. И, на мой взгляд, она справится со всем этим разнообразным репертуаром без потери качества. Но будет не похоже на все то, к чему мы привыкли. Ждать того, что Казарова запоет как старые мастера, - такого не будет никогда. Казарова певица новой формации. Может нравится. Может не нравится. Но к ее исключительным данным и возможностям приходиться относиться с уважением, п ч индивидуальность редкостная, а это всегда самое дорогое, что есть на сцене.



Под занавес Казарова спела Иоанну. Масштабно. Чувственно. В героической манере. И голос как то удивительно подошел под эту арию.



Жалко конечно, что московские оперные театры не увлекаются приглашением звезд на свои сцены. Наше стаджионе - оно на 50 % стаджионе. Т е спектакли идут с перерывами по неделе, но звезд миовой оперы вы не услышите ни за какие миллионы. Такое оперное ноу-хау российское. А как бы хорошо было послушать Казарову в Марине Мнишек, например. Да в старом спектакле... Но отдел планирования БТ вся это байда не волнует. А поэтому поклонники оперы г. Мск продолжают знакомиться с мирыми достижениями в концертном исполнении.
Tags: recital, vesselina kasarova
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →