dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Categories:

Don Carlo Staatsoper Unter den Linden, Berlin 13.05.2011

Я не люблю когда меня провоцируют, а небезызвестный в оперном мире Staatsoper Unter den Linden поставил провокацию публики в основу своей деятельности...
Поэтому, приезжая в Берлин, я даже не заморачивался походами в «театр Баренбойма». Моей стойкости пришел конец ровно в тот момент, когда в первом оперном доме Берлина был заявлен Don Carlo с LA PRINCIPESSA EBOLI Nadia Krasteva.
Все как-то так хорошо подгадалось, что ничего другого не оставалось, как сесть на самолет и отправиться на Bismarckstraße в театр Шиллера, в котором теперь находится Staatsoper Berlin.

Amanda Echalaz | Elisabetta di Valois - René Pape | Filippo II - Nadia Krasteva | La principessa Eboli - Fabio Sartori | Don Carlo - Alfredo Daza | Rodrigo, marchese di Posa


Первое действие было под угрозой непопадалова по причине нпятница 13-е : задержки рейса, огроменной очереди на паспортном контроле и маленькой пробочке при выезде из Flughafen Berlin-Tegel. Но при всех ужасных входящих уловиях без 15-ти семь я уже курил около Schillertheater:=); ну а ровно в 19.00, разумеется, расселся в одно из кресел этого театра, который сильно смахивает на кинотеатр эпохи развитого социализма и приготовился не поддаваться на провокации режиссера :-)

Зазвучал оркестр, значительно прибавивший сил в борьбе за право слушать оперу не отвлекаясь на картинку, а значит не попадаясь на провокации. Идеальный строй, совершенное звучание всех групп и общая слаженность этого музыкального организма в который раз привели в изумление и поделенная на 2 части опера (один антракт), несмотря на все усложненные входящие условия, проскочила как один миг. А входящих условий было много... Понятное дело, что это была «режопера , а Staatsoper Berlin все равно, что «Киев - мать городов русских», для режоперы мать-перемать для различных режоперных вакханалий. Все изыски, как всегда, сводятся с нескольким простым посылкам :

- стол / люстра
Это не обсуждается, а просто должно быть [особенно в таком продвинутом по части эпатажа театре], причем главный эпатаж этих предметов заключается в следующем, - ими никого уже нельзя удивить, но режопера без стола и люстры все равно, что самолет без крыльев;

- наличие пиздолетов
Агрессия в режопере всегда была в моде и мода эта задержалась надолго. Примерно так, как спущенные штаны на молодежЫ - давно уж пора на что-нибудь другое поменять, но т к фантазии не хватает придумать что-то, то вот уже лет 15 эпатируют грязными трусами, вылезающими наружу;

- перенос во времени
Моя рука,когда набивает это замечательно словосочетание, когда-нибудь блеванёт на клавиатуру:=), но они все переносят и переносят во времени и не устают, и не лень им, и, главное, уже теперь храбрецов таких не найти, которые бы набрались наглости и заэпатировали бы публику отсутствием переноса во времени и полным исследованием сюжета оперы. Что происходит на сцене абсолютно непонятно. Бегущая строка переводила с итальянского на немецкий. Ну и слава богу, п ч все то, что было написано на этой строке не имеет никакого отношения к тому, что перед глазами. Поэтому переводи/не переводи - на хрена это кому надо

Ну и самый цимес для любого режопера
- раздеть догола одного или несколько человек, - в нашем случае в сцене аутодафе полностью обнаженными мучались мученики-еретики.



Просто ржак какой-то, когда выходят мужики с канистрами, обливают этих несчастных водой, играющей роль бензина, подвешивают их за ноги и каждый из них располагается как придется - кто передом кто задом к публике [не знаю как они расплачивались с обнаженными исполнителями, п ч обнаженный передок, показанный провоцируемому залу, оценивается в 2 раза дороже, чем, извините за выражение, жопа :-)].
Жуть вопроса заключается в том, что два самых известных всем места человеческого тела [ну кто их не знает и всяк видел неоднократно, а кто не видел может спокойно сходить в общественные бани и всего этого насмотреться] поднята режоперами на недосягаемый уровень необыкновенной загадочности.:=) А зачем вообще показывать то, что всем известно ..? А главное, - не надо делать вид что вот такие показы требуют какой-то особой провокационной храбрости. Такие решения могут поразить только своей пошлостью. Они и поразили 2-х человек, которые крикнули "Бу" после сцены auto de fe. Остальные слушали музыку и вокалистов. Поэтому основное, как всегда в хорошей опере, даже если режиссура ни к черту, - музыкальный уровень. А музыкальный уровень этого спектакля был на высоте.

Оркестр и Хор немецкие и на этом можно закругляться. Ни в каких театрах так не трубят трубы; не поют скрипки; виолончель соло в Ella giammai m'amo может быть и играет чисто еще где-то, но здесь уж так! пропел этот инструмент. Хоры, как и положено, в один голос могут производить любое количество децибелл, но делают это настолько аккуратно и грамотно, что придраться не к чему. Пришел в немецкий театр - получи музыку во всей ее красе.

Список солистов для европейского театра вполне приемлемый :

  • Есть супер-звезда René Pape. Точка. Тут все есть - и мастерство, и голос, и органика, и всякий спектакль с его участием везуха и радость;

  • Оказалось, что есть превосходный тенор, - тот самый товар, про который сейчас говорят ах, нету нету, ах негде взять. У нас нету. У них есть. Где-то берут. Он конечно арбуз на ножках, но в этой постановке и кобыла невестой станет, а голосина у Fabio Sartori просто великолепный - мощный, звонкий, в меру резкий, заливистый и с этой партией, не очень то простой, тенор справился легко;

  • И конечно mezzo-soprano. Редкая птица, п ч все нынешние топовые меццо даже близко не подходят к партии LA PRINCIPESSA EBOLI. Сначала боятся и берегут голоса, а потом, когда страх проходит, голоса куда-то деваются. Nadia Krasteva просто создана для Эболи. С нее бы еще кобуру с пиздолетом снять, приодеть более-менее прилично и не заставлять ползать по столу как кошку.
    ♫слушать : Nadia Krasteva - Nei giardin del bello

Мне вообще нравится, когда восторженные поклонники старых мастеров пыхтят по поводу того, как органичны они были, но, прошу пардоне, их никто не заставлял висеть вниз головой и постоянно раздвигать ноги, шарить по сиськам какой-то тетки и т д и т п..
Их никто не заставлял заниматься всем тем, чем сейчас приходится заниматься артистам оперы явно вне их желания. А тот единственный раз, когда на Эболи было надето приличное платье и свет падал нормально, это было действительно красиво, но ровно до той поры, когда "Принцесса" добралась до вожделенного стола.
По вокалу.
Совсем недавно я огорчался по поводу того, что настоящие густые низкие меццо с добротными низами и уверенным верхом куда-то испарились. Так вот же вам, пожалуйста, Надя Крастева - голоса море, в форме великолепной, да плюс еще красавица. С удовольствием послушал бы ее Сантуццу и Амнерис, а приходится Эмилию и Третью Даму. Наплюешь на всякую режоперу, а бы с таким голосом повстречаться в лучшем меццо-сопрановом репертуаре.







  • Показательную для любого баритона партию Маркиза ди Позы исполнял Alfredo Daza и с ним тоже все было в полном порядке. Тембр голоса небезусловный, - кому-то может нравится, кому то нет. Но само по себе исполнение и по технике и по чувствам оч органичное ♫слушать : Fabio Sartori / Alfredo Daza - Dio, che nell'alma infondere amor


  • Пришли такие времена, когда артистку на Елизавету Валуа днем с огнем не сыщешь. Мне в последнее время не везет и в этом Карлосе самая большая невезуха была связана именно с ней. Правда, перед началом вышел дядечка и рассказал про инфлюэнцию, которая настигла Amanda Echalaz и попросил снисхождения.




Снисхождать не особо хотелось. Хотелоь послушать приличное исполнение партии, а главное в конце любимую многими арию. Но раз не удалось, то пришлось быть снисходительным.:-)
А что другого оставалось делать..?
Единственный раз, когда снисходительность испарилась и не только у меня, когда режопер заставил Ля Реджину наглаживать утюгом в такт музыку какую тряпку в большом дуэте Карлоса и Елизаветы, - тут зал заржал в откровенку.
Ну и момент, когда Каролс спрятался от коварной Эболи под стол народ встретил оч благосклонным гоготом.:-)


Успех шумный. Немцы не ленятся аплодировать, никогда не сбиваются в скандеж и не спешат в гардероб, а если кто-то и сорвался с места, это значит человек побежал поближе к сцене, посмотреть на живых в живом плане.

René Pape | Filippo II - Nadia Krasteva | La principessa Eboli - Fabio Sartori | Don Carlo


И Don Carlo меня таки спровоцировал по окончании его на длительные поиски местного подсырника. Хочется возмущенно сказать словами и интонацией А.Райкина - подсырника горячего нету!:=) Это черт знает что, а не театр.:=) - на каждой служебной двери написано "входа нет", но похоже и выхода оттуда тоже нет. Есть стойки для велосипедов, есть кафе, а служебного выхода нет. И восхищенной публике рассказать своими словами об испытанных ими чувствах артистам просто негде:=).

Повторное исследование местности при свете дня дало возможность предположить, что артистический вход-выход происходит через некий шлагбаум, рядом с которым нет ни одного вахтера, зато в избытке мусорные бачки.
Опечаленный сложившейся ситуацией, я отправился размещаться в отель, с тихой грустью мечтая о встрече с Надей где-нибудь в городе, что случилось на премьере Самсона в Дойче опер через день.

У кого чего болит:=) и, первое, что я спросил после взаимных приветствий, - Надя, а где там подсыр:-) ? Оказалось там и есть, [где мусорные бачки], с противоположной стороны театра. Теперь я знаю, где буду ждать Машку Горцевскую и она от меня не уйдет.:=)


Tags: don carlo, nadia krasteva, staatsoper unter den linden
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments