dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Categories:

Cavalleria rusticana / Pagliacci Barcelona, Gran Teatre del Liceu 11.04.2011

По возвращении в Барселону я задумался вот на на какую тему, - а если у нас в Мск, в Большом театре введут столь любимую отделом перспективного планирования систему стаджионе, то каким образом это может воплотиться в металл. Даже, если мы отдаем главную сцену полностью под балет с большим репертуаром (а иначе и не получится, - Большой театр=балетный театр), а на новой запустим 15 раз "Дон Жуана". Будут у нас ходить на такое ..?

В Gran Teatre del Liceu система стаджионе представлена во всей своей красе и 15 раз подряд огроменный зал на CavPag заполняется; Лисео набирает 3 состава из вполне известных имен на любой вкус и цвет. Представить себе такое у нас, мягко сказать, трудно. Нет, Большой театр может конечно позвать Елену Максимову, - со следующего сезона звезду Венской оперы, - но еще одну такую яркую фамилию нам уже не осилить. Поэтому звезда пленительного счастья под названием система стаджионе пока что ярко не засверкает на столичном небосклоне. Посидим пока так - ни два ни полтора - ни репертуарный театр, ни система стаджионе. А уж если прям так соскучимся, то съездим в какой-нибудь известный оперный дом.
КавПаг я мог бы послушать в 3-х составах. Но выбрал один, п ч эта парочка не "Любовный напиток", который можно высидеть несколько раз подряд. Тут все серьезно и все по-взрослому. В отличие от валенсийсого театра, к Лисео красиво и торжественно не подойдешь, - находится он, известно, на бульваре La Rambla и более бардачной улицы я нигде в мире не видел. Из этого орова, шума, гама, мусора, туристов на желтых карах, вырваться можно только воткнув билет в терминал, чем-то напоминающий турникет. А дальше ты, типа, в опере.:-) Туристов в Лисео не так, как в Венской опере, практически нет. Все свои, эспаньолы.:=)





Постановка CavPag достаточно известная - Liliana Cavani и я не знаю, почему она оч многим не нравится. Но ответственно заявляю, что по сравнению с тем, что наворотили в Скала в этом году, на сцене разворачивался просто таки шедевр режиссуры. :=) "Сельская честь" вообще оч известная по записи с Майер, Курой и Мути.

 

  



Сантуццу пела Luciana D'Intino и меня сильно интересовало что же у нее с голосом (ее февральское выступление в "Сельской чести" меня слегка разочаровало). К сожалению лучше она не показалась и в зале Лисео стали очевидны еще более серьезные потери в голосе. Еще недавно обладательница густого и матового меццо с природными глубокими низами и сверкающими верхами D'Intino вдруг начала петь разжиженным тонким сопрановым звуком в пол, помогая себе всем телом. Достаточно грустное было зрелище, когда певица буквально выталкивала животом нижние ноты, согнувшись в три погибели. Понятно, что все когда-нибудь кончается, но в данном случае слишком быстро... :=( Мне это достаточно неприятно осозновать, п ч я-то всегда был поклонник настоящих меццо, - не полсопрано типа Гаранчи, каких пруд пруди с молочными голосами, - а замены Д Интино что-то не видно. Сейчас вовсю выдвигается Анна Смирнова, но я пока с ее творчеством не знаком. По образу мало что переменилось по сравнению с миланской постановкой и похоже, что дело там было не в партнере : статична, невыразительна и оч скованна, чувствовалась неуверенность в собственном вокале и из-за этого певица не могла раскрепоститься на сцене полностью. Может быть Д Интино была не совсем здорова. Всяко бывает. Хорошо бы, если так. В дуэте она и вовсе в одном месте она замолчала, предоставив партнеру отдуваться за двоих.

Luciana D'Intino поет во всех крупных оперных театрах и, разумеется, с голосом могут случится всякие неприятные вещи, и даже если с ней произошло что-то необратимое, она все равно будет петь, п ч за нее некоторое время будет петь ее имя, как, например, это некоторое время растянулось до бесконечности для тенора Neil Shicoff, который в следующем сезоне намылился изображать Альфреда Жермона в Цюрихе и Риккардо в Бале-маскараде в Вене, - это уж только руками развести широко в стороны... Но сколько раз за свою жизнь я слушал "Сельскую честь", но такой Mamma Lucia не слышал нигде. Josephine Barstow - это просто кваканье какое-то в исполнении стерилизованной кошки. Непоследнему в мире театру выпускать на сцену вот таких исполнителей, это надо иметь мужество.

Очередной баритон с грузинской фамилией Георгий Гагнидзе /George Gagnidze/, исполнитель роли Альфио вначале активно не понравился. Хотя, я всегда готов к тому, что выход Альфио почему-то никто хорошо не поет, наверное есть какая-то сложность для баритона в этой рваной музыке. Но дальше мое мнение полностью поменялось. На сцене был драматический баритон оч хорошего качества и небольшую сцену Сантуццы с Альфио вытянул именно он.

Для José Cura колесо истории совршило полный оборот - свой первый КавПаг в этой же самой постановке он пел во Флоренции лет 10-12 тому назад. Из 6-й ложи бенуара, с в общем-то неплохого места, при первом появлении, сослепу Кура мне показался таким почтиюношей в кепаре и таким, собственно, остался, на протяжении всей этой недлинной оперы.:=)
В постановке Кавани siciliana Туридду поет за сценой и здесь венским критикам не удалось бы придраться у артисту по поводу слишком громкого исполнения. Не знаю, каким образом Куре это удается, но и за сценой он показал голосом уход Туридду.
Что особо понравилось : светлый звук, абсолютно необходимый в этой партии; и конечно рубато - редкостная замануха в verismo, - когда певец чуть уходит от оркестра, но в конце всякого фрагмента обязательно сходится тик-в-тик. Этакие фокусы никто больше себе не позволяет, п ч для такого исполнения надо иметь оч высокий музыкальный уровень, ну и конечно уверенность в себе, - остальные-то все боятся, а то вдруг Кролик скажет - поет не в музыку и все — пиздец мексика, карьера закончена.:=) Застольную отжег, Mamma спел с легкостью необыкновенной. В общем, как всегда, José Cura центр спектакля. Личность, она в любом случае себя проявит)))

Антракт 30 мин пролетел незаметно, особенно для тех, кто выходил покурить. А я из их числа. Особенность театра Лисео состоит в том, что курят все на улице перед входом, где прям по твоим ногам едет невероятное кол-во разнокалиберных машин, а по тебе ходят толпы орущих, жрущих, пьющих туристов и местных, хотя время было начало 10-ого. Юркнув обратно, я занял свое местечко. Начались «Паяцы», которые я видел впервые. Но которые идут в театре у г-на Кехмана. Т е, понимаете, мы достигли такого уровня, что у нас идет то, что у них, но без Куры.:=)
Спектакль открыл Vittorio Vitelli Прологом и спел весьма качественно абсолютно не подходящим под роль голосом. Почему теперь все поют не по голосовой принадлежности — лирические баритоны - Пролог; спинто-тенора - драм партии; Анна Нетребко - бельканто; уж не говорю про бывших теноров, которые сегодня блеют во всех подряд регистрах, - это для меня загадка, которую разрешать в данный момент не собираюсь.

Постановка мне абсолютно не мешала. Более того, я был сам на себя удивлен, что меня вполне устроила в качестве Недды Инва Мула /Inva Mula/, которая уже не считается топовой:=) и, как говорит мой друг Ренанский, из-за границы до меня доносились слухи о неполадках в ее аппарате. Однако, не все так страшно. Проблемы конечно есть. Одна из основных, - голос опять не подходящий для этой партии (низов совсем нет), но в целом общее впечатлении вполне благоприятное и к тому же Мула игруля : интересная, раскрепощенная, ростом малышка, особенно по сравнению с Курой. В финале показала достаточно значительный характер персонажа и полную независимость от физической работы ввиде пения( то, чего как раз не хватало Д Интино). Голосок на слух обычный, с россыпью, но пробивной, сконцентрированный с озвученными верхушками. Короче, нормально. Европейский уровень был )))

Про остальных персонажей рассказывать не буду. Они были получше, чем мама Лючия, но такого добра у нас в Мск более чем достаточно.

Что касается José Cura в Паяцах. Это тот самый редкий случай, когда артист поет партию в полном соответствии со своим голосом. Красивую музыкальную фразу(не забудьте, ровно в 23.00:=) ) с красивой нотой - это из дуры-Сорокиной, той самой, которая живет в деревне под Вероной и иногда аккомпанирует балетной группе здоровья, - Кура спел, проходя из одной кулисы в другую высоко задрав голову, и тянул до той поры пока не ушел. Вот не везет же мне вживую послушать все то в исполнении Куры, что слышат по слухам, доносящимся из-за границы наши критики. Поет человек просто идеально партию и ничего тут не сделаешь. И как только закончились «Паяцы» вот этой потрясающей сценой и этой финитой, мне, честно, захотелось по новой. И это несмотря на жесткие минусы лично театра Лисео :

1. Оркестр. Который не может играть веризм.
2. Хор. Который не может петь веризм

Все то, что я говорил про хор и оркестр Скалы, все же не такой жесткач как тот, который пришлось услышать в Барселоне.
Verismo не обозначает базар в хоре, когда каждый орет своё дурным голосом.
Verismo не обозначает нестройное звучание оркестра.
И самое основное не наблюдалось веристкой чувственности, страсти и пронзительной лирики в исполняемой музыке. Все что угодно в веризме, только не равнодушие, которого к сожалению было в избытке в этот вечер. Похоже наступили времена, когда с исполнением веристских опер наблюдаются достаточно серьезные проблемы :

- "Тоска" стала дежурным блюдом и все зависит только от исполнителей — вытянут или не вытянут
- "Турандот", вообще, стало модно петь раздолбанными голосами и при ревущем оркестре
- а "Богема" и вовсе из лирической мелодрамы превратилсь в пошлую опереттку.

Понятно, сейчас веризм так не навязывается, как, предположим, Моцарт, Р Штраус и, разумеется, ВаХнер, но терять стиль исполнения таким театрам, как Лисео, все же не годится, некомильфо.

Черт с ним с Лисео.:=) Вспомнил! Одна забавная деталь. Канио Кура изображал в широких брюках и в блестящем пиджаке и когда по ходу спектакля он снял пиджак и повернулся спиной, отчетливо стало понятно, - Кура давно уже не почтиюноша ))) Сзади там было было ))) Но это на исполнение влияние не имело.

Испанская публика по части обхлопывания спектакля показала себя малоинтересующейся 2-мя произведениями, которые у них давно не появлялись в афише. По успеху все более чем спокойно. После "Сельской чести" аплодировали так, как-будто закончилось первое отделение оперы, а не целый спектакль. Недду после арии встретили скромно, примерно также, как Ополайс в Скале; Пролог не встретили никак, т е предельно вежливо; Куре за великолепно исполненный Recitar, расхолодившись за время музыкального проигрыша, похлопали долго, но без особых воплей.
А после спектакля, как только окончательно закрылся занавес, народ побежал как-будто дело происходит в нашем чайнике и всем надо ехать не иначе, как в Мытищи. По контрапункту впоминалась дорогая Вена, где публика сидит, как пришитая, и никуда не торопится.
Т к я в Барселоне не в первый раз и где написано служебный вход знаю, отправился сырить.:=) Время было начало 12-ого, на Рамбле битком, а на подсыре черти что : орут дети, которые только что участвовали в спектакле; орут музыканты в мотоциклетных шлемах; орут рабочие сцены, которые вышли покурить, - т е дурдом заканчиваться не собирается.:=) Стою. Жду. Без 15-ти 12 все разбежались. Вышли на работу уборщики со щетками и подмели все окурки. Тут же под двери входа для зрителей подошли бомжЫ со своим одеялками и матрасикми и прямо на входе разложились и залегли, а некоторые отгородились, как ширмочкой, раскрытыми зонтиками.:=) Кура так и не появлялся.:=) Заодно не появлялся никто (может они и вышли, я просто других в лицо не знаю:=) ) Пожилая пара, ожидавшая тоже рядом со мной, отправилась восвояси. Отправился и я. Конечно по Рамбле, где буквально около каждого переулка стояло по 5, а то и по 10 проституток всех объемов и мастей. Тут же рядом в открытых кафе сидели люди и пили пиво, и таращились на проходящих, и конечно орали своими дурными голосами. Причем, совершенно справедливо было указано — женщины хриплыми и оч противными. И это можно понять, ведь если орут с детства, как сохранить нежный женский голосок.:=)
Предполагаю, что в ближайшее время в Лисео ездить будет назачем, разве, что только за визой. Но за визой же можно в Валенсию... Или вот еще рассказывают есть такой город в Испании бЫльбао... :=)

© photo operaduets.com
Inva Mula




Под самый занавес у меня вопрос к знающим людям, которым в Барселоне в районе Барселонета не воняло:=), в Лисео один артистический вход или есть еще какой-то, через который утёк Кура. Заранее благодарен, цЫрлих-манирлих.:=)

Т к на этот раз документального материала практически нет:=), несколько фотографий, не имеющих отношения к опере)

Barcelona, Mercat de la Boqueria








Tags: José Cura, cavalleria rusticana, gran teatre del liceu, pagliacci
Subscribe

  • Recital Marina Rebeka, КЗЧ 10.01.2018

    Филармонический абонемент «Звезды мировой оперы» нуждается в переименовании [в каком, это надо подумать...], потому что мировая опера…

  • Recital Елена Стихина, БЗК 24.11.2017

    На вчерашнем вечере в БЗК Елена Стихина трогательно рассказала о том, что будучи студентой московской консерватории, даже и не мечтала, что…

  • Recital Jamie Barton КЗЧ 17 марта 2016 г

    2 вокальных концерта под громкими титлами « Золотые голоса России» (15 марта) и « Звезды мировой оперы» собрали практически…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments

  • Recital Marina Rebeka, КЗЧ 10.01.2018

    Филармонический абонемент «Звезды мировой оперы» нуждается в переименовании [в каком, это надо подумать...], потому что мировая опера…

  • Recital Елена Стихина, БЗК 24.11.2017

    На вчерашнем вечере в БЗК Елена Стихина трогательно рассказала о том, что будучи студентой московской консерватории, даже и не мечтала, что…

  • Recital Jamie Barton КЗЧ 17 марта 2016 г

    2 вокальных концерта под громкими титлами « Золотые голоса России» (15 марта) и « Звезды мировой оперы» собрали практически…