dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Categories:

Il Barbiere di Siviglia Wiener Staatsoper 04/06.12.2010




Ну вот снова-здорова — я вернулся из Вены. И понял, как же я люблю Москву : в ней не надо одить каждый вечер в оперу, зато можно в выходной день в 22ч сходить в магазин и купить, например, кусок мыла или даже, подымай выше, пачку сигарет — упражнение для Вены совершенно невыполнимое.:-) Но я люблю Австрию

- за Wiener Staatsoper
- за Apfelstrudel
- за Австрийские авиалинии
- и теперь уже за то, что в Вене можно запросто встретить оперную звезду где-нибудь на Annagasse (но об этом потом)

Перелет был куплен еще в мае, тогда он стоил 3 800 туда/обратно и вся проблема состояла только в одном — подобрать удобоваримый репертуар без дядейРудегов, брузонов, пласидиссимов и прочего оперного антиквариата. Ну, чего-то такое подобрал аж с 2-мя «Севильскими цирюльниками» (один был под вопросом в связи с поздним прилетом). Но на этот раз все сложилось вполне благоприятно и после исключительно четкого перелета, - летайте Austrian Airlines, - где наливали бесплатно и доверху !2 раза, в 7.30 я пришел на Stehplatz, и он, партерный по 4 €, был в наличии. Рассказывать буду сразу по 2-м спектаклям, п ч они мало чем отличались — оба раза я стоял, заранее не заморачиваясь покупкой билетов, да и состав был один и тот же, и исполнение примерно одинаковое, если не считать попавшего в детонацию в La calunnia è un venticello Sorin Coliban (Дона Базилио) 6 декабря:-).

Я не знаю в каком году поставил «Севильского цирюльника» Günther Rennert в Staatsoper, но по оформлению он несомненно самый кровный родственник, а более того, отец или мать, а может даже перемать, наипервейшего символа спасения оперы вообще и Большого театра в частности — режоперы «Воццек».-) И я даже посмею немножко поспорить с протагонистами этой великой постановки режиссера Ч. Сдается мне, что 364-й спектакль в Венской опере решен заметно авангарднее, чем номинируемый на все Маски свежайший «Воццек». Дело в том, что в этом Севильском все персонажи спокойно бегают из комнаты в комнату(они абсолютно такие же, как в «Воццеке» в пост. реж Ч) и по этажам, что и чисто технически, и визуально смотрится наиного интересней, в отличие от сидящих в них людей-манекенов в каждой ячейке в Большом театре. Более того, персонажи поднимаются на сцену из оркестровой ямы, кстати, Чернякову с Бирюковой на карандаш — ну чем ни новьё:-). Учитывая последние режиссерские «достижения» Оперы, со временем, ясен перец, новый интендант поднатужится и под руководством очередного режопера выпустит обновленного Цирюльника с Розиной, одетой в комбинашку, с Альмавивой, щеголяющим в трусах с графским гербом и Базилио, разумеется, в пальто и в очках. Более ничего менять не надо. И тогда вот вам, пожалуйста, - «Воццек» на музыку Россини. :-) Но пока все идет по нафталинке. А это обозначает только одно - люди очень прилично поют, при том, что не было заявлено ни одной звездной фамилии. Нет, настоящая звезда конечно появится обязательно, в конце декабря(как же ВО без звезд), но нам к сожалению не досталось ничего такого:-).
В обоих спектаклях нафталин ощущался еще и по битком набитому залу. П ч, ну вы знаете, настоящий авангард, он для избранных, а ими невозможно набить зал в принципе, поэтому на помощь всегда приходят студенты ГИТИСа, консерватории, социалы, а также воины из многочисленных армейских подразделений г. Мск. С последними работать очень авангардно, уж они-то точно не встанут и не уйдут посреди действия, а будут мучиться до полной победы авангарда над рутиной.

Но это у нас, а Вене прекрасно играется тот еще Il barbiere di Siviglia, которому и известные певцы не дают протухнуть, и в котором новые звезды регулярно зажигаются. Постановочную муру завязываю, п ч Россини как ни поставь, хоть в концертном исполнении, а только спой хорошо и все тебе спасибо скажут.

По первому же спектаклю захотелось сказать спасибо мало кому известной певице Silvia Tro Santafé - настоящему россиниевскому меццо, насыщенному, подвижному, с красивым нижним регистром(если бы не ее сочные верхние ноты, можно было бы с уверенностью сказать, что Тро Сантафе альт — такого густого и пыпуклого низа я давно не слышал) По успеху она была первой и лучшие фрагменты обоих спекталей - ее сольные куски, особенно Сцена урока пения, спетая мастерски.









Самым известным исполнителем для меня был Javier Camarena, хотя я нигде его конечно не слышал:-), а знаю потому, что его имя мелькает в самых различных cast в самых разных театрах. Здесь конечно впечатление было несколько слабее. Певец с интересной особенностью : остро звучит в ансамлях, а в соло, в которых, если нет Cessa, то это только 1-й акт, как-то... было … слабовато – подсипывал/подхрипывал, испытывал немалые трудности в украшениях( «до», правда, оба раза взял, но при таком замызганном вокале это было ни в пизду, ни в Красную Армию, извините:-) ) и в 2-х, в общем-то, не самых сложных кусках в начале мне показалось, что у Камарена тенор ближе к характерно-бытовому — резковат и простоват. Больше всего понравился, когда он изображал противным препротивным голосом Дона Алонсо и отыграл так, что народ просто валялся.:-)







Совершенно неизвестная фамилия Markus Werba (Фигаро). Главный его козырь — очаровательная молодость и приятный по тембру голос — лирический баритон. Правда, не большой и звучал не всегда идеально : местами не собранный и не ровный звук и очень аккуратный оркестр п/у Michael Güttler не мог пробить временами.









О Михаэле Гюттлере надо сказать отдельно, п ч он не чужой нам человек — некоторое время работал в Екатеринбурге, да и у нас в филармонии, было дело, дирижировал.. Сейчас вот и Staatsoper засветился и на мой взгляд весьма удачно.



Оба баса честно отработали и отпели в рамках предложенных им ролей. Про такое исполнение говорят — не помешали.

Ну и про прорушку, которая бывает даже у такой старушки как венская опера — прелесть, до чего кошмарная была Simina Ivan (Берта), которая в этом спектакле почему-то обозначена как Марселина(опять, чем не находка:-) ) Как она замечательно прокошатила знаменитую арию на мотив украинской песенки. Но т к все ансамбли и все финалочки действий были исполнены очень ударно, точно, лихо и главное музыкально, то все приняли такую Берту как необходимую данность)

Оркестр и все солисты в оба вечера - иногда, правда, не в равной степени - проявляли слаженность и спетость. И с трудом верится рассказам, что в Штаатсопер нет достаточного количества времени для спевок, для совместной работы на сцене, для репетиций с оркестром. Ничего такого абсолютно не ощущалось. Обычные помарки большого спектакля имели место быть, но общее впечатление идеального слаженного механизма не только вокально- оркестрового, но и актерского. И все это без шума и пыли ежедневной рутинной работы. Вот из чего и получается в Wiener Staatsoper каждый вечер праздник. Предполагаю, что для венцев, которые имеют возможность часто посещать спектакля, такой «Севильский цирюльник» проходной вариант. Однако, повести приехавших в Вену гостей на такое представление будет не стыдно.







Ну и на последок Венская опера порадовала просто изобилием русской публики, вплоть до каких-то футбольных фанатов на штейнплац, которые, будучи в нетрезвом виде, сумели отстоять все первое действие, а один из них даже дирижировал в такт. За ними оч внимательно следила капельдинер, но ей и в голову не приходило их не пустить или прогнать, что оч легко могла бы сделать охранка Большого театра.





Tags: il barbiere di siviglia, wiener staatsoper
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments