dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Categories:

Mozart : Don Giovanni Большой театр 29.10.2010

Как в России Моцарта обстругивают топором.




Какой сегодня был поход..!
Wolfgang Amadeus Mozart, да на сцене Большого театра;
да с лучшей певицей мира;
да с дирижером европейского масштаба;
да с постановкой главного режиссера мировой оперы Дмитрия Чернякова.
А получилось как всегда…

Про оркестр. То, что купили какой-то новый инструмент, пусть он будет; то, что струны аутентичные, - честно скажу, - мне не понравилось. И даже стало жалко тех ребят, которые жили во времена Моцарта... Какой омерзительный звук издавали струнные из ямы Большого театра. Те, кто пойдет, не ждите медоточивого, нежнейшего, чистого, не замутненного никакими посторонними сопровождающими шумами пения струнных групп. Звучание грубое, резкое и очень неприятное на слух. Т ч зря погибли те коровы, из которых вытащили те жилы. Но это техническая сторона вопроса. А есть еще моя любимая - лирическая. Лирика оркестра Большого театра в любом составе - 150 или 50 человек сидят в яме - они все равно на элементарное бум/бум = все вместе будут вступать по диагонали, п ч каждый оркестрант хочет чтобы его слышали отдельно. Что они и делали слишком часто для того, чтобы называть себя оркестром евпропейского уровня.

Teodor Currentzis конечно же дирижер выдающийся. И Моцарта интерпретирует как-то так по-своему, по-вагнеровски - жирно, а иногда даже и сально.
Ко 2-му действию отчетливо послышались нотки оркестра, играющего на похоронах, когда уже сопроводили 5-ого жмурика к месту дислокации.
Это обычные лирические дела Большого театра, но маэстро внес свою «изящную нотку» в нашу моцартиану - на протяжении всего спектакля он умудрился крайне редко совпасть с исполнителями, находящимися на сцене.
И когда какому-нибудь певцу удавалось исполнить свой крошечный фрагментик вместе с оркестром это был просто праздник какой-то. В основном жизнь на сцене и в яме шла по законам, не имеющим отношения к ансамблевому исполнению. Предполагаю, что такие же корочки были и в "Воццеке", но т к народ, кроме Курентзиса и его девушек, в основном с музыкой Берга не был знаком, иным даже понравилось. А Моцарт, главный сочинитель рингтонов всех времен и народов, навяз в ушах настолько, что такие пакости устраивать постыдились бы. С вокалистами надо хоть немного работать господам маэстрам, чтоб потом не было мучительно обидно и больно за бесцельно потраченные Большим театром бюджетные деньги.
Не могу не рассказать об еще одной прелестной особенности маэстро.
На дирижерском подиуме он топал так, что порой заглушал свой далеко не тихий оркестр.
Это все же Большой театр, а не ипподром, где подобные звуки воспринимаются как должное.
Но пора себя уже одернуть и перестать с пафосом говорить это все же Большой театр.
Проехали.
Нет такого театра.
Есть дом на Театральной площади, в котором почему-то нет певцов. Их приглашают из-за границы. Причем такого качества, которого у нас в избытке.


Я был на втором составе.
Может быть тов. Bo Skovhus в
Aix-en-Provence и был дивно хорош, в чем я сильно сомневаюсь по причине его внезапно наступившей старости, но у нас был Franco Pomponi.
Ну Помпони - так Помпони.:-)
Не все ли равно кто будет, если по режиссерской задумке Don Giovanni поет свою
Серенаду шепотом, а в Арии с шампансикм не единого раза не сходится с оркестром. Голос его можно услышать только небольшими урывками, п ч певцу приходится делать невероятное количество телодвижений, которые, как известно, приводят к печальным последствиям - чем больше движений, тем меньше достижений.

Опускаю в каком угодно смысле
Анатолия Кочергу [Commndatore], совершенно безголосого тенора Rainer Trost, грубого Мазетто-Эдуард Цанга, - к сожалению ни одного хорошего слова они не стоят. Из всей мужской компании пел один человек — David Bižić [Лепорелло], но и то умудрился схлопотать совершенно жалкие аплодисменты за знаменитую Madamina, il catalogo e questo, которая, вообще-то, всегда и везде одна из главных козырей Don Giovanni и идет на ура.

Но при этом мужской состав оказался в разы сильнее женского.

Т е, догадываетесь как вокализируют Моцарта женщины в этом замечательном спектакле, как они его имеют как хотят...
Главная беда, что Моцарта не поют, а почему-то воют.
И лучше всех это удалось
Екатерине Щербаченко. Не ожидал, что она до такой степени не в состоянии петь вообще : постоянное и слишком часто безуспешное нащупывание нот привели к тому, что исполнение оказалось промеж нот (и не у нее одной, буквально каждая солистка грешила откровенной фальшью); глубокий звук и игра разношерстным голосом совершенно непонятно на каком языке совсем не украсили музыку Моцарта...

Лучше Щербаченко показалась только лишь Молодежная программа в лице
Алины Яровой.  С таким слухом музыкальным и с таким голосом хорошо петь под караоке на острове Мальта. Хотя, в нынешнем Большом тоже оказывается можно.

Birgitte Christensen, крепко сбитая, мужественного вида женщина, с очень писклявыми верхними нотами, сильно отличающими от центральной части ее голоса, таким манером и пропела всю партию Донны Анны - на разные голоса. Если одним словом охарактеризовать ее вокал - зычно!

Вывод : музыкально-вокальная часть театру не удалась. Моцарт не заиграл новыми красками, переместившись в центр Москвы. Что, собственно, и ожидалось.

Может быть он заиграл новыми постановочными красками, что совершенно не ожидалось, зная кто постановщик. И правильно не ожидалось.
Ну вы понимаете, за обновку считать постоянно падающий с треском и шумом черный занавес, на котором написана всякая глупость на русском и английском языках, брать мало кому придет в голову. А все остальное было, как бы, в продолжение Евгения Онегина... На сцене опять выгородка, как в мебельном магазине, в котором продается гарнитур жилая комната; посередине, разумеется, стол на ковре, а наверху очередная дурацкая люстра. Народа, правда, поменьше и буфетчицу не пригласили, а все остально тик-в-тик.

В костюмах персонажей представлена вся палитра черкизовского рынка. На Донне Анне в основном прикиды Анны Ардовой когда она изображает президента. Чмошнице-Эльвире по сюжету Чернякова за какие-то заслуги достался совершенно идиотский парик, который идет ей, как корове седло.

Т е, Дмитрий Черняков продолжает гнать свою идею - что-то ему женщщины сделали мерзопакостное, поэтому они у него такие.
По измененному полностью сюжету дамы представляют собой жутко липучих, сексуально озабоченных и постоянно пристающих к несчастному Дону Джованни.
Сдается мне, что
автор спектакля вывел себя на сцену ввиде титульного героя.
Действительно же, к нему лезут все, - Горцевская, Турова, да и еще наверняка какие-то есть, каких я не знаю. Ну вот он об этих своих страданиях и рассказал.:-)

Борис Филановкий меня учил, когда вам станет скучно, пож-ста, повнимательнее присмотритесь к происходящему на сцене.
Совету внял. Ужасно скучно мне стало, когда Биргита Кирстенсен затянула
Non mi dir bell' idol mio, и я попытался рассмотреть что делают окружающие. А они никто ничего не делали.:-) Стояли или лежали, как куклы. Попытался посмотреть какие книжки стоят на полках - ни хрена не видно. Пришлось слушать как пищала Донна Анна и рассматривать узор на ковре...

Неохота перессказывать всю ту
глупендристику, которая происходит на сцене: скачки, ужимки, глупые валяния по полу, гогот, - т е полный набор идиотизмов, абсолютно не совместных с вокалом (добро бы еще певцы были экстра-класса, а тут люди и так-то петь не могут, а их еще кульбиты заставляют делать), об этом есть кому рассказать. Мне в какой-то момент стало по-настоящему интересно, - а как артисты на полном серьезе терпят, когда им Митя это всё показывает...
У меня ведь есть мечта как-нибудь сделаться невидимкой и побывать на такой репетиции. Как бы я поржал ! :-)

Под занавес куплет под названием успех, тем более, у меня еще свежи воспоминания о настоящем успехе.
Ну так никакого успеха.
Провал.
Как оформлен был аплодисментами спектакль на его протяжении это без слез не взглянешь, ну и финалочка... "удалась". Как только в последний раз ляпнулся черный занавес, половина народа в полных потемках разбежалась с такой скоростью, с какой разбегаются оркестранты после репетиции. Оставшиеся вежливые отщепенцы сколотились в не шумную скандежку и сумели продержаться на выход по очереди всех солистов, на вынос цветов и на выход Курентзиса, у которого вчера якобы был сумасшедший успех. Сегодня этого успеха не случилось, т ч нечего было Мите вчера обижаться.

[
В скобочках могу сказать], что билетик у меня был плохонький, но после первого отделения выбор мест в партере был просто уникальный. Настоятельно рекомендую всем, кто пойдет в другие дни, не тушеваться, а топать прямо в партер. Потому что это не вы должны быть благодарны Большому театру за то, что вам показывают такой спектакль, это Большой театр должен быть благодарен вам за то, что вы пришли, уважили и своими телами поддержали идею.
Tags: don giovanni, Большой театр, Черняков
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 79 comments