dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Categories:

Samson et Dalila Karlsruhe, Badisches Staatstheater 24.10.2010







Вот интересно мне, у нас в Туле или в Воронеже есть такой театр, как например Badisches Staatstheater ? С уверенностью скажу — нет! А еще хуже, что опера Большого театра на данном этапе и близко не стоит с Badisches Staatstheater. Наши тамошние люди неоднократно говорили (и у меня в LJ тоже) и приводили в пример и Штутгарскую оперу, и Франкфуртский театр, рассказывая, что публика там особенная и уровень спектаклей, несмотря на финансирование, которое и близко не сравнимо с прописанным отдельной строкой в бюджете России Большим театром, вполне может послужить примером для этого нами всеми любимого заведения. А во мне всё национальная гордость говорила и воспоминания о том, как это было раньше, но теперь, побывавши там, в этом небольшом и достаточно провинциальном городе, полюбовавшись на этот театр, который внутренним убранством вполне смахивает на ДК «Москвич», но при этом имеет 2 сцены(хотя может и в нашем ДК есть две сцены), мое мнение изменилось. Первая сцена предназначена для любителей настоящей оперы, а вторая для дрочеров по режопере — в ней 200 мест и, разумеется, на ней идет «Воццек», столь любимый немецкой публикой. Вот ведь, соображают люди какой репертуар на какую сцену запускать.

Театр снаружи понравился сразу.



Во-первых, лошадью на 3-х ногах, - своего рода символом, не знаю по какой причине, - с симпатичной мордой лица.

Karlsruhe, Badisches Staatstheater
«Karlsruhe, Badisches Staatstheater» на Яндекс.Фотках

Во-вторых, замечательной скульптуркой, которую я назвал символом режоперы : лицо женщины с мозгами наружу, из шеи которой сразу растет жопа и при этом сверху ее прихлопнули лютней по башке. Ну чем не красота, ну чем не музыка в камне ?! :-)

Karlsruhe, Badisches Staatstheater
«Karlsruhe, Badisches Staatstheater» на Яндекс.Фотках



Когда José Cura объявил о своем желании поставить в Карлсруэ «Самсона и Далилу», да еще рассказал о планах как это будет сделано, а именно, - действие будет происходить в непонятной стране, в непонятном анклаве, посреди заброшенных нефтяных качалок, - вот и еще один режопер явился миру, подумалось мне.:-) Нефтянка Куру интересует еще с тех пор, как он в Кёльне среди баррелей поставил «Бал-маскарад». Ну и в продолжении темы теперь библейский «Самсон и Далила». Но ошибочка вышла — Кура оказался не режопер! Уже немножко зная немецкую публику и ее любимый вид спорта забукивать суперсовременные модерновые постановки, можно было подумать, что режиссер свое-таки получит по окончании спектакля. Но все случилось наоборот. Публика не только приняла Самсона в режиссуре Куры, а приняла на ура. А за публикой, уж не знаю, с радостью или сквозь зубы, поплелась критика, которая была в высшей степени лояльной к этому спектаклю.
Хотя внешние признаки режоперы имели место быть и без них, как оказалось, теперь уже никуда. Им нет альтернативы, также, как тов. Иксанову в партии генерального директора Большого театра.

- современный антураж ввиде вышек и нефтяных качалок - уже радость, хоть не в комнате это дело происходило, а в открытых кулисах. Тут я сразу поставил галочку оформителю спектакля, который по совместительству, опять же, был Кура. Потому что комнаты уже за-е-ба-ли! И открытое пространство, которое всегда как раз и обозначалось при помощи кулис, воспринимается сейчас как абсолютное новьё.
- военная униформа, без которой теперь трудно себе представить оперный спектакль.
- большое количесиво детей на сцене, несущих серьезную смысловую нагрузку — одетые в разные цвета и принадлежащие к разным группировкам, они при этом дружат между собой и именно они, видимо, по задумке постановщика спектакля являют собой луч света в конце тоннеля.
- большое количество людей на сцене, не относящихся в вокальному действию, - тоже модное нынче направление в режопере. Если раньше хор и 5 солистов миманса прекрасно справлялись со всеми сценическими задачами, то теперь очень часто, и в этом случае тоже, в оперных спектаклях зашкаливает количество мужчин, женщин и детей, которые не поют,
- а разыгрывают пантомимы. В данном случае под чудесную музыку Сен-Санса. Это какое-то увлечение 21 века. Причем, не только в опере, но и в балете. В балете сейчас целые акты посвящаются пешим походам туда сюда, заламыванию рук и отыгрыванию посредством мимики.
Все это было в спектакле «Самсон и Далила». Т е делаем вывод — спектакль абсолютно современный.

Но! «Истинные поклонники» режоперы могут пойти покурить. Совершенно очевидно, что Хосе Кура, как режисссер, не ставил перед собой задачу спровоцировать и задрать публику и тем более вести ее за собой куда-то. Он ставил спектакль для публики и у него это получилось великолепно. Так, как он это понимает. И публика была ему очень благодарна. Сдается мне, что давненько постановщики опер в европейских театрах не слышали таких восторженных аплодисментов, какие получил Кура и вся постановочная команда после спектакля «Самсон и Далила».



Понимаю, что никто не любит читать длинные посты, поэтому о достоинствах долго распространяться не буду.
Скажу только вместе со всей критикой, что Кура, как оказалось, умный оперный режиссер и полностью владеет этой профессией. То, что шло на сцене Badisches Staatstheater имеет смысл и модернизированная библейская история Самсона и Далилы разыгрывается по нотам Сен-Санса. Причем, для того, чтобы вызвать интерес публики режиссеру совершенно не нужно делать Далилу родной сестрой Самсона, а Верховного жреца Дагона его любовником и всю истоию свести к этому треугольнику. Сила этого оперного спектакля в том, что замени вышки на соляные столбы, одень детей в рванье, а жрецов в более-менее исторические хламиды и все, - это была бы историческая опера все о том же : о жестокости, о крови, о предательстве, о соблазне, о разврате и т д..

Особая благодарность режиссеру-постановщику и оформителю спектакля за необыкновенно красивых женщин на сцене, чего давно уже нет в режоперах. При первом же появлении прислужниц Далилы со сцены повеяло просто-таки гламуром. Да и Далила по внешности, надо отдать должное Юлии Герцевой, ничуть им не уступала. В этом и прелесть современной оперы, которую почему-то современные режиссеры никаким образом не используют. Вечно женщины в режоперах какие-то страшенные тетки в опорках на ногах и драных тряпках. Я уже не говорю про начало 2-ого действия, когда эти прелестные красотки разлеглись на сцене, поглаживая и лаская друг друга, что вызвало весьма живую и достаточно хорошо слышную реакцию мужской части зала. Предполагаю, что режиссер посчитал, если Далила не оценила мужские качества Самсона, значит с ней что-то не то:-)

Ладно. Это была режиссёрская прелюдия, а я все же оперу слушал и в этом случае плюсов намного больше, чем минусов.

Оркестр. Играл на таком уровне, который в настоящий момент не доступен для оркестра Большого театра. Это конечно не оркестр Deutsche Oper Berlin. Были моменты, к которым можно придраться, но общее впечатление оч позитивное.
Хор. Ну вы понимаете, дело в Германии происходит — все вместе люди там плохо не поют. Мощнейшие хоры первого и концовку третьего действий провели безупречно.

Рассказывать какой хороший Самсон Хосе Кура.., я даже не знаю что сказать и так уж чересчур его нахвалил:-) Но он пел просто отлично. Мощнейший, превосходно окрашенный голос, верхние ноты четкие, французский безупречный. А по игре, когда на него не давит production shit, то ему просто нет равных в этой роли.

Достойная этого события Юлия Герцева/Julia Gertseva/, которая в последнее время заняла неплохую позицию на западе, обладательница высокого меццо-сопрано, и по голосу к партии Далилы, на мой вкус, не совсем подходящая(мне всегда казалось, что эту партию должны петь певицы с более глубокими густыми голосами), здесь выступила как достойная партнерша главного героя. Т е по части вокала всё спето было аккуратно, если не считать достаточно резких верхних нот. И к основным достижениям Герцевой в этой роли можно отнести настоящую женскую соблазнительность, очень вкусную и деликатную(в том смысле, что хоть ноги и раздвигала, но при этом трусов видно не было — но это я шучу:-) ) И исполнение певицей Далилы можно отнести к ее большому успеху. Что и подтвердила публика, как припечатала. При ее выходах на поклоны зал всякий раз орал, выл, стонал, т е делал все, чтобы порадовать певицу своим отношением.





К сожалению мне не удались хорошие кадры и запись всяких интересных фрагментиков — фотоаппарат был на последнем издыхании. Т ч не судите строго.
А г-ну José Cura в роли режиссера - респект и уважуха.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Tags: José Cura, badisches staatstheater, samson et dalila
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments