dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Categories:

Otello—Premiere Deutsche Oper Berlin 30.05.2010


Снова Берлин. Снова Charlottenburg. И разумеется снова режопера. После того как мне насоветовали чаще ходить в режоперу, - тогда вероятно моя реакция на этот якобы "спорный" элемент оперного искусства не будет столь нервной, - я продолжил знакомство с ней, моей любимой, на сей раз облапав Шекспира по полной.

Отелло Дж.Верди в Deutsche Oper Berlin это вам не Арабелла в Вене и не Дон Джованни на Зальцбургском фестивале - в Отелло режопёрнуть пытались все, кому не лень. Теперь настал черед театра, стоящего с протянутой рукой на Bismarckstraße. Рука протянута в целом неплохо. Похоже что в нее не камень кладут, а попададет туда и золотишко чистоганом. Составчик был обещан лучший на сегодняшний день. И чтобы собрать такой cast надо все же иметь хороших спонсоров. Но вдобавок к солистам подобрать какого-нибудь дорогого режиссера — вот на это силушки не хватило. Поэтому был Andreas Kriegenburg. Может среди режоперов и известный человек, но среди местной публики явно не шибко любимый:-). Но об этом потом.

Очередная самолетная компания, - на сей раз Germanwings, - была выбрана по приниципу билет должен быть подешевле. Но на качестве перелета и стоимостивкусности вина это никак не сказалось, и 17.45 я ввалился в фойе Дойче Опер. Булочки продавали по прежнему. Т к это была премьера, то и публика ей соответствовала. И это вам тут не Венская опера, по-русски никто не говорил.

Открылся красный занавес и по настроению зала не трудно было понять, - он готов уже орать "BU" через 5 минут. Но первоклассный состав исполнителей удерживал их на протяжении всего спектакля. Я, честно говоря, не пронял про что была это опера. Нет, т е понятно, что про любовь и про войну. И такие случаи, а именно, когда муж приревновал жену и гоняется за ней с топором вполне могут происходить и в российской глубинке, и в арабском квартале Парижа, и лондонский денди вполне способен на такие подвиги. Но чисто просто про что было в этот конкретный раз, чисто конкретно рассказать не смогу.:-)



Параллельно авансцене шла любимая стена, но на сей раз она была украшена балконами в 7 этажей, на которых свесив ноги, развалившись, перелезая туда-сюда расположился хор. Одеты были как мы любим и как всегда - в свое. Трех основных героев мужеского пола выделили и нарядили в шинельки. Отелло «Esultate!» исполнял обняв свою супругу и не очень было понято по какому поводу он призывал ликовать. Пипл, сидящий на балконе, смотрел в этот момент в телевизоры, но нам не было видно что там происходило, может быть даже футбольный матч, на котором выиграли наши, а Отелло вполне мог сойти за тренера. Но тогда не понятно, почему он в шинели... :-)

Ну не будем придираться, а продолжим. Отелло, подхватив Дездемону одной рукой, а чемодан другой, удалился за кулисы. Действие началось.
На сцене постоянно околачивалось стадо детей, это кстати на заметку нашим продвинутым постановщикам, которые хотят как следует режопернуть. Дети - это теперь такая модная фишка, даже моднее чем стол с люстрой. И я не понимаю почему до сих пор нас не порадовали этой обновкой. Дети вели всю оперу (за исключением спальни супругов, - строгой комнаты в темно-коричневых тонах, сильно смахивающую на номер в отеле, причем, в отеле дешевом, т к из мебели там находилась только одна кровать) : какого-то ребенка сунули Дездемоне и можно было предположить, что это ребенок ее и Отелло; Яго свое Credo пел в окружении детей; а самый удачный ход заключался в следующемя : в момент когда в «Dio! mi potevi scagliar tutti i mali della miseria» наступила кульминация один из детей, сидя на 2-х ярусной кровати гладил Отелло по голове, что вызвало веселое оживление в зале. И также, как и Большом театре, Дойче опер наработала достаточное количество штампов. Я посмотрел 2 спектакля, но в обоих в финале героиня облачалась в платье невесты. В Отелло Дездемона якобы вспоминала свою свадьбу, счастливые дни — ах, как это всё ново:-). И разумеется Отелло в этом спектакле ножом себя не режет(он же военный), а стало быть есть и пистолет и точно по либретто он стреляет в себя через подушку как и полагается в живот. Черти что и с боку бантик.:-)

Но! Несмотря на весь этот антураж исполнители играли Шекспира. Как им это удавалось — загадка. Т е никакого обычного режоперного оглупления персонажей не произошло. Не удалось постановочной команде довести спектакль до полного идиотизма. Выражаясь киношным языком крупные планы были полностью адекватными, а фон режоперным. В итоге триумфальный успех у солистов и хора и просто первоклассное "БУ" постановочной команде. Просто вой всем залом. Этот вой продолжался даже когда их представляли на так называемом автоparty.







И вот же наглые рожи - нассы им в глаза, они скажут роса, - вылезают с улыбочкой, как-будто так и надо.
Afterparty, это то, о чем мечтает наш главный режопер Митя Черняков. Он просто мечтает как его представляет публике Катерина Новикова или еще лучше Бирюкова; мечтает как бы он выходил - с улыбочкой на необезображенном лице интеллектом... А публика бы ему "буууууу". И это было бы как в европах. Но только он в России. Блин, и пошли бы они, все эти режоперы и "спорные художники" для публики куда подальше. Представить себе нашу публику, которая, например, после премьеры Евгения Онегина или после Воццека останется!!! на Afterparty... Да она с середины действия разбегается. Т ч у нас как в европах не будет.

Также у нас не будет оперы Дж.Верди Отелло и José Cura в нем. По части музыки это конечно был высочайший класс. Вспоминаю недавнее концертное Отелло в БЗК п/у Золтана Пешко - орали и гремели все, кто во что горазд. Здесь совершенно другое. С одной стороны абсолютно спокойное исполнение( т е никто струны не рвал и громадные децибелы не выдавал), с другой - полное понимание музыкального материала. И как получается красиво когда хор не пережимает, когда оркестр дает певцам раскрыться в полную силу их возможностей. Хотите чувства/переживания - получите; страсть - нате. Но все это без зашкаливания. Изначально заявленный на премьерные спектакли маэстро Paolo Carignani заменился(по каким причинам не ведаю) на маэстро Patrick Summers и если говорить о дирижере, то это прежде всего чуткий дирижер и большой музыкант, п ч так интересно выстроить музыкально спектакль, это прежде всего головой надо работать, а не руками и всем телом подмахивать:-)

С Курой все понятно. Парадигма ввиде шинели и штанов с подтяжками не помешали ему в очередной раз создать абсолютно цельный образ. Не хочется говорить банальщину, типа, он не играет, а живет, ярко и глубоко переживает происходящее на сцене - у меня все же серьезный LJ:-) Но и по музыкальной части и актерски - придраться было не к чему. Органика - равных без; адекватность роли - полная, все до мелочей проработано. Вокал на контрасте : от почти бережного легкого звучания в Gia nella notte densa; разрывающегося мощью натиска в клятве мести; до проникновенного финального монолога, где Кура показал такое !!! legato. Сильное исполнение большим певцом и артистом. Я, если честно, сидел и сам себе завидовал:-)

Яго был как бы и не злодей : рожи не корчил, парадно-напыщенно не надувался, пел абсолютно не напрягаясь. Такой, типа, тихушник, стукачок:-) И по вокалу Zeljko Lucic просто порадовал. Существуют шаблоны исполнения партии Яго. Лучич был ни на кого не похож. Без чернухи. И при других обстоятельствах вполне мог оказаться очень приличным дядечкой. По голосу на верхах ему уже тяжеловато, его легко накрывает оркестр, но при его такой интерпретации роли даже это было в тему.

Anja Harteros, восходящая звезда, любимица немецкой публики, что было совершенно очевидно на поклонах — стон стоял конкретный(а по окончании ее сцены в 4 акте кто-то из зала так истово заблажил, что дирижеру пришлось остановить оркестр и певица получила громкую овацию). Голос Хартерос, когда она поет в полную силу, очень красивый, с устойчивыми верхами и впечатляющими низами, звучит очень насыщенно. Но певица к сожалению сильно увлекается portamento и pp, злоупотребляет перламутровым, пусечным звуком. А так хочется чтобы пела вовсю, будет еще время помяукать:-). Ее вокальная природа как раз тот случай, когда сам по себе голос в Дездемоне можно и не уменьшать, он в своем обычном свободном состоянии производит сильное впечатление. Тем более, что уменьшенный он теряет окраску - пиано слишком лощеные. И показалось странным что сильный и звонкий голос певицы заметно терялся в финальном A terra...si! 3-ого акта, где Дездемона по идее должна доминировать. Но конечно же в лице Хартерос оперное искусство приобрело звезду.





Состав был настолько силен, что даже Кассио-Yosep Kang был хорош. Мягкий лирический тенор, без барана, что крайне удивительно:-) и непривычно. Пел заливисто, зал охватывал и успех свой небольшой сорвал.

В фойе после окончания спектакля в ожидании постановочной команды











José Cura


Anja Harteros


Наши люди остались на 2-й спектакль(2 июня), т ч расскажут как все прошло, а может чего и покажут. Мне снять и записать музыку не удалось.



Reichstag
«Reichstag» на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках



Unter den Linden
«Unter den Linden» на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Charlottenburg
«Charlottenburg» на Яндекс.Фотках

Charlottenburg
«Charlottenburg» на Яндекс.Фотках

Charlottenburg
«Charlottenburg» на Яндекс.Фотках



Tags: José Cura, deutsche oper berlin, otello
Subscribe

  • Recital Marina Rebeka, КЗЧ 10.01.2018

    Филармонический абонемент «Звезды мировой оперы» нуждается в переименовании [в каком, это надо подумать...], потому что мировая опера…

  • Recital Елена Стихина, БЗК 24.11.2017

    На вчерашнем вечере в БЗК Елена Стихина трогательно рассказала о том, что будучи студентой московской консерватории, даже и не мечтала, что…

  • Recital Jamie Barton КЗЧ 17 марта 2016 г

    2 вокальных концерта под громкими титлами « Золотые голоса России» (15 марта) и « Звезды мировой оперы» собрали практически…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments

  • Recital Marina Rebeka, КЗЧ 10.01.2018

    Филармонический абонемент «Звезды мировой оперы» нуждается в переименовании [в каком, это надо подумать...], потому что мировая опера…

  • Recital Елена Стихина, БЗК 24.11.2017

    На вчерашнем вечере в БЗК Елена Стихина трогательно рассказала о том, что будучи студентой московской консерватории, даже и не мечтала, что…

  • Recital Jamie Barton КЗЧ 17 марта 2016 г

    2 вокальных концерта под громкими титлами « Золотые голоса России» (15 марта) и « Звезды мировой оперы» собрали практически…