dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Categories:

Русский балет в исполнении ПАВЛА ГЕРШЕНЗОНА

OPENSPACE.RU
интервью   Дмитрий Ренанский · 01/02/2010
Павел Гершензон: �Наш балет всегда был проекцией нашей действительности�Павел Гершензон: «Наш балет всегда был проекцией нашей действительности»

Известный петербургский критик попытался как можно точнее определить то место, в котором находятся сейчас русский балет и русская культура в целом

- Наш балет это такая штука, за которую нас при Сталине — Хрущеве — Брежневе все буржуи уважали, и если ты на нее (на эту штуку-балет) придешь, то обязательно будет сначала лебедь-белая, а потом лебедь-черная плюс бонус-трек четырех скачущих чувих под знакомую песню, блин, как же это называ... Ааа! Вспомнил, бля, — танец маленьких лебедей! (последнее, гы-гы, легко рифмуется)... Дальше ›





OS был в полном тухляке со времен «Воццека». Да и «Воццек» на OS как-то не прозвучал, п ч все лучшие люди скомпоновались в сообществе WOZZECK_траляля. И вдруг прямо таки разорвалась бомба на троих: OS взялся определить то место, в котором сейчас находится русский балет, а главное, - русская культура, разумеется, в целом. Темпераметно определять взялись Павел Гершензон — известный архитектор, которому почему-то приснилось, что он балетный критик и его миссия быть ответственным за балет(нет бы где-нибудь в NYCB; нет — норовит у нас отвечать) и мой друг, ответственный за все на свете — от дяди Вани до женщины без тени — критик Ренанский. «Гаевский машет им сверху рукой».

Оказывается парочка Гершензон-Гаевский наваляли какую-то книгу, а Ренанский теперь ходит с ней в обнимку по Питеру и пытается всучить прохожим на углу Невского и Литейного, объясняя, что столь глубокой и содержательной беседы о балете доселе не было. Позволю себе не согласиться. Наш Лев Толстой — Танька Кузнецова тоже наваляла примерно в это же время какую-то книгу, где она тоже беседует о балете, но только сама с собой(так дрочить тоже не возбраняется). И она тоже находит свои беседы глубокими и содержательными. Но подымай выше — Мск это вам не СПб. Поэтому свою книжку она втюхивает в очень пристойных условиях - на встрече с бабками и со Шмондаревым — тоже знаковой фигурой русского балета и русской культуры в целом,— в Бахре.

Возвращаясь к интервьюируемому и к месту, которое занимает его книга в контексте русской мысли о балете, не могу не сообщить — никакого места эта книга ни в каком контексте не занимает. Она занимает место на полках в книжных магазинах и будет этим заниматься достаточно долго. А дело все в том, что мало найдется идиотов, которым может быть интересно чем там занимались Гершензон с Гаевским на протяжении 12 лет, когда они делали вид, что влияют на развитие Кирбалета. И Гершензон, доложу я вам, получал неплохие деньги за споры с Гаевским, обсасывание сплетен и пускание слюней по поводу лебедя-мужика — главного украшения Кирбалета.

12 лет трудов праведных не прошли даром и 40 человек написали открытое письмо. Ну кто для кого пишет книги, а Гершензон с Гаевским для 40 человек. Непонятно только почему за такое вот милое времяпрепровождение Кировский театр чистоганом платил этим собеседниками немалую зарплату. Правда, одна из самых мистических историй Кировского, слава яйцам, закончилась и начался московский период.

А дальше респект Ренанскому. Мои уроки не прошли даром. До нашего с ним знакомства Ренанский мыслил эпохально: у него была эпоха Вазиева, эпоха Ратманского. А что мы видим сейчас - каковы итоги и результаты времени Вазиева в Мариинке и Ратманского в Большом. Молоток Ренанский. Интервьюер должен быть скромным, п ч такие интревьюируемые, как Гершензон, напучат губы хлеще Ведерникова и уж они-то всегда думают о себе эпохально. А ты в этот момент скромненько так, в стороночке за умного сойдешь, особенно, если бороду сбреешь и платок свой идиотский клетчатый снимешь.

Перейдем к эпохе Гершензона в Кирбалете.
Разумеется, она началась 30 апреля 1999 г., кто бы спорил.
Реконструкция «Спящей», о которой 10 лет беспрерывно говорит весь мир.
И Гершензон к этому имел ну самое непосредственное отношение. За весь мир не отвечаю, но как народ драпал с этой «Спящей» в Америке на электрички, а в СПб на последний автобус №22, об этом никому не рассказываем, это все мелочи жизни. Правда в этом случае у зрителей было оправдание — слишком длинно. Форсайт, которым закончилась эпоха Гершензона, конечно короче, но и с него драпали по гораздо менее уважительным причинам — не насилуйте публику, она сама разберется, что ей смотреть.
Следующие 5 лет Гершензона пытались спихнуть, а он держался зубами, вцепившись, как клещ, в Мариинский театр и все беседовал беседовал о судьбах русского балета и русской культуры и никакой гордости у человека не было. Ну уйди сам-то, не позорься, это всякий бы понял, но только не наш герой, который изо всех сил ищет себе место в русском балете. Держался, разумеется, не без помощи Махарбека Вазиева. Именно при нем он оценил изящество околобалетной сферы и ее криминал. А вот, кстати, побеседовали бы на эту тему с Гаевским... Что там такое творилось при Вазиеве, тогда бы и я эту книжку купил. Так нет, лучше сбрехнуть про добровольные отставки руководителей балетных трупп. Если это добровольные отставки, то что такое : их в дверь гонят, а они в окно лезут. Но брехливость Гершензона вполне в стиле его визави и собеседника ВадимМасеича, тот тоже большой любитель приврать.

Все идеи и затеи Гершензона закончились тогда, когда не слились в танцевальном экстазе мариинские артисты и собственные танцоры Форсайта. Ну не слились, бывает такое, что «в одну телегу впрячь неможно коня и трепетную лань». И прямо уж это такой кошмар для русской культуры в целом и для русского балета в частности, что по этому поводу только с Гаевским побеседовать. А всем остальным начхать на это 10 раз.

- В Большом театре только что забили последний гвоздь в гроб чудесной идеи более или менее объективной реставрации русских классических балетов.

Не ищите в этой фразе какой бы то ни было глубокий смысл, она обозначает только одно — Бурлака лично сам сидел в библиотэках и восстанавливал хореографию Петипа. Гершензона не позвали. Не позвали и Вихарева. Читай, одно и тоже. И поэтому чудесную идею совместной работы Гершензона с Вихаревым в Большом театре за бюджетные деньги в гробу мы видели и скорей всего в белых тапочках. При этом Гершензон на какую-то работенку прорвался в БТ и даже здорово пуганул итальянцев совсем недавно своим бредом, когда те приезжали сверстывать встречные планы ввиде привоза к нам от миланской скалы угадайте чего... «Раймонды» в постановке Вихарева. Сами понимаете, оперу, хотя бы даже «Симон Бокканегра» с Доминго нам не привезут взамен на Чернякова. Получи фашист гранату — вы нам Митю, а мы вам Серожу Вихарева, ну и Вазиева в придачу. Как говорится, дождались.

Дальше г-н Гершензон набредил оч много. Что что, а туману напускать за 12 лет работы в Кирбалете он наблатыкался. Поэтому пойдем вперед только пунктирно.
Например:

- что до реконструкций в Мариинском я предпочел бы, чтобы там больше никогда не показывали рекоструированную «Спящую красавицу»

Да кто ж спросит г-на Гершензона что там показывать, а что нет. Кончилось время. Происходит естественная вещь — ротация кадров. И все, что было восхительно и радикально в 1999, теперь превратилось в тухляк и выброшенные елки. И с этим надо смириться.

- Вазиев в Ла Скала взялся за сизифов ... Для Вазиева это дело чести

Для Вазиева это дело денег, что, собственно, всегда и было главной путеводной звездой для этого «руководителя». Гершензон взрослый лысый дядька, а строит из себя целку-невредимку:-) ах ах ах, Вазиев и я работаем только из-за любви к балету.

- Вихарев, один из главных спецов русского балета, — во внутренней эмиграции в Мариинском театре; дает утренние уроки и с интересом наблюдает, как исчезают результаты

Ну это как кому. Вопрос спорный. Пусть поедет во внешнюю эмиграцию и там дает утренние уроки, если здесь ему скучно. Или поставит Спящую красавицу. Чего его не приглашают, такого спеца, допустим, в Covent Garden, ну или хоть в датский балет? Могли бы и в Париж пригласить, раз он такой спец. Не фига.

-Ратманский, единственный российский хореограф мирового уровня, — в Нью-Йорке; сочиняет балеты одновременно для American Ballet Theatre и New York City Ballet. Конечно, театр Ратманского — NYCB; все, что он там сделал, — ровно то, чего ждет эта великая труппа, ждет публика этого театра (включая критиков) и что соответствует природе его прозрачного и остроумного таланта

А в Америке за какую труппу ни возьмись, они все великие и все почему-то банкроты. Публика с критикой ждут ждут чего-то от АBТ и NYCB, и еще от несметного количества трупп, великих и одновременно никому не нужных, так и не дождались, ходить перестали. Подозреваю, что просто таланта Ратманского не хватает на все великие труппы Америки, уж очень их там много. Кстати, Россия могла бы подмогнуть, если бы эта пара гнедых спорщиков отправилась бы на 12 лет спорить и писать книги в СШ Северной Америки. Так ведь нет же, не выпрешь.

- Между тем девиз Ратманского «В Нью-Йорк, в Нью-Йорк!..» — это позор нашей столичной культурной жизни, очередное признание ее провинциальности и маргинальности

А вот мне так не кажется.
П ч если Ратманский сбежал вовсе не от саботажа артистов БТ, а от отсутствия в Мск сферы свободной циркуляции идей и зоны художественной конкуренции, это говорит только о том, что он трус несчастный и никакая не личность. Если у тебя есть идеи и если ты оригинальный художник, ты ни в коем случае не должен работать на бюджете. Организовывай свою труппу, привлеки внимание публики, создай художественную конкуренцию Большому театру и я первый тебе зааплодирую, г-н Ратманский. Но он ведь ничего этого не может. И г-н Гершензон это отлично понимает, п ч сам ничего такого не может. Взялись бы вместе с Гаевским, да помогли бы Ратманскому своими свежими идеями и Форсайтом. Зачем вам Большой театр, свободные независимые художники? Да п ч знаете, - не будет бюджета и вас не будет. Утонете и забулькаете все хором.


Первую страницу своих размышлений Гершензон закончил на высокой звенящей ноте о смутных томлениях в верхних эшелонах власти БТ и пониманием того, что "стабильность" есть смерть. Сдается мне, что это какие-то мечты сестер Прозоровых о Москве. Томления в верхних эшелонах власти Большого театра в основном связаны с желанием усидеть в вожделенном кресле на все том же любимом бюджете и больше там нет ничего. Не ищите глубины там, где ее быть не может.

Продолжение (может быть) следует.

Пока в балете кипят должностные страсти
Отреставрированный зал Большого театра открылся для публики
(особое внимание прошу обратить на лепнину...)






И еще одна новость - Уволился по собственному желанию Яков Саркисов – глава Федерального государственного учреждения «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации».

Tags: БАЛЕТ, Ренанский, мысли вслух
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments