dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Category:

П.Чайковский : Пиковая дама, Latvijas Nacionālā Opera 07.01.2010

В предверии Рождества Христова происходило великое множество событий.
На первом месте, конечно, встреча форума *Жопагены*, наконец-то, с участием Кактуса;
 на втором, ангажемент *энергетической* балерины в Париже в «Щелкунчике» и выезд туда боевого авангарда физически маломощной интеллигенции с форума балетфрендс для поддержки главной звезды домена;
ну и прям в Рождество состоялся знаменательный дебют - Иван Васильев выступил в Мск в заглавной партии в самом новогоднем балете.
Меня не было нигде, но я знаю всё ! - вот такой я человек.

Сам же я 6-ого числа сел в поезд Москва-Рига и отправился куда подальше от всего того шума, который творился в столицах России и Франции.
Аккурат в православное Рождество в Риге, в столице свободной Латвии, входящей в Евросоюз давали Пиковую даму Петра Ильича со звездами мировой оперы Aleksandrs Antonenko и Kristīne Opolais.

Ну и чего было не поехать, если у меня мультивиза…
Нет, конечно можно было бы слетать и в Парижик, но я что, ненормальный и балет не видел, да и Осипову видел достаточно. А в Риге не только опера, но и друзья хорошие. И так все получилось по дружески, с осмотром стольного города, с посиделками в кафе, с заходом в театр за 6 лат(отдельно отмечу, в этот день можно было купить билет еще дешевле - за 3, п ч четверг день скидок).
Единственная неудача, не дождался Антоненко, моего нового кумира.:-)
Ну это неважно, главное, что все сложилось хорошо.






А что, собственно, хорошего — хочется ответить на вопрос, который мне никто не задал:-)
Разумеется, режопера, — настоящая, комнатная. Костюмы натурально из магазина и все аксессуары оттуда же. Когда поднялся занавес, - а я же помню, что в режопере надо оч много думать, - я задумался... Где я? Сначала показалось, что в вокзальном зале ожидания: были стулья, но не было рельсов, еще сильно смущал хор, одетый весьма разношерстно — от медсестры до кавалергарда. Я продолжил думать и предствил себе Дом Культуры, наличие в углу пианино все больше укрепляло эту мысль, но тут высокие прямоугольные коробки, стоящие там и сям, взлетели на спец канатах вверх под колосники и на сцене оказалось несколько скульптур; появились дети в форме суворовцев и я пришел к выводу, что у меня на глазах происходит экскурсия в музей. Вдруг, сзади замелькал плакат «Да здравствует 1 мая !», я намек понял и стал поджидать пионэров, но они не пришли. Зато появился стенд «Лучшие работники нашей поликлиники», прошу учесть - все по-русски и я окончательно перестал заморачиваться на тему что все это значит и стал присматриваться к солистам.
Т к исполнителя партии Германа я в лицо знал, то он меня в заблуждение не ввел, окончательно утвердив в мысли — это Герман, запев Я имени ее не знаю.



Дальше я этот ребус-кроссворд разгадал легко, т к оперу слышал неоднократо и какой персонаж что поет знаю. А уж как там разбирались те, кто пришел в режоперу в первый раз, это проблема тех, кто приходит в режоперу в первый раз.



Во второй картине скульптуры куда-то делись, появилось много горшков с цветами и Лиза с Полиной затянули дуэт в окружении хористок, изображавших тёток, разбирающих барахло из чемоданов. Это все быстро надоело не только мне, но и гувернантке, которая всех прогнала со сцены. Явилась Маша, больше похожая на тетю Машу с раскладушкой и свернутым матрасом под мышкой. Все это дело застелила и я так понял, что здесь, типа, Лиза и живет:-).



Допев Откуда эти слезы, раздетая до лифчика Лиза спинным мозгом почувствовала (т к довольно долго не поворачивалась), что в комнату вошел Герман, и начались чувства в режоперной интерпретации : с хватанием за грудь, беготней по сцене, падением на колени и исключительно трогательным финалом -
Ну прям слеза прошибла:-)

3 картина. Опера сваливается в корпоратив. На сцене, разумеется, гирлянда из надувных шариков, дамы все в блестящих платьях, пастораль звучит в исп приглашенных артистов эстрады, Златогор приезжает на самокате, а во время балетного проигрыша все дружно отплясывают твист. Заканчивается вся эта бодяга Её Величество сейчас пожаловать изволит. Оно и пожаловало)): по красной дорожке, виляя бедрами, в розовом купальнике с лентой наперевес с надписью мисс чего-то там. Перепившая мужская часть публики на сцене ее сразу захотела, женская их удерживала. Чудненько, - подумал я,- посмотрим, что будет дальше...

Комната Графини. Поет это она своё соло, появляется Герман и ... сразу режоперская находка : Графиня, разумеется, пугается, но умирает от того, что хлопнула пробка, вылетевшая из бутылки шампанского, причем, Графиня ее (бутылку) сама и открывает.



Вот почтиюноше нашему до такого сроду не додуматься. Свежо! Интересно! И момент хоть и трагический, а ржать хочется ужасно, что я и делал.

Казарма как-то даже не показалась после Комнаты Графини. Ну Герман в спортивном костюме; ну письмо Лизы читает ему сама Лиза - ее голос раздается из автоответчика; ну Графиня вещает из телевизора; ну залез Герман от страха под кровать — уж такой-то фигни мы насмотрелись.

Мне больше понравилось, что в следующей картине в казарму в эту комнату с кроватью приходит Лиза и поет там свою арию, дожидаясь Германа. С последним громким ударом курантов возвращается Герман с пакетом из бутика и под миновали страданья начинает переодевать рубашку. Финал - все уходят : Герман, неторопливой походкой, понятно куда, а куда поперлась Лиза — я подумал и пришел к выводу — в мир иной:-) При этом, прошу заметить, они отправились в одну и ту же дверь. В этом месте стало совсем весело.



Герман по принадлежности явился в игорный дом, и оказался в 1-й картине первого акта и тут я додумался, что жизнь Германа замкнула круг. Коробочки поднялись, а под ними были игровые автоматы.

Под финальный реквием, спетый мужской частью хора оч слаженно, но уж чересчур резво, на Германа опускается коробка. Надо бы плакать, а хочется смеятся.

Любовь Соколова - Kristine Opolais - Modestas Pitrėnas - Aleksandrs Antonenko - Samsons Izjumovs - Ольга Яковлева

Вот такая постановочка. Жаль, что Латвийская опера теперь в Евросоюзе, а на Евросоюз Золотая маска не распространяется, а то я бы первый проголосовал за то, чтобы режиссера Andrejs Zagars наградили этой уникальной наградой.

Это про идиотизм, теперь про вокал и вообще про оперу.

Оркестр, несмотря на небольшой состав, играл очень прилично, без откровенных киксов и ляпов. Хор в стране, которая любить петь хором, пел, как один человек с хорошим голосом. Совершенно бесподобный хор мальчиков в 1-й картине, но было бы странно, если б он был плохой в католической стране. Это все в зачет прослушанной опере.

В зачет ей также вокал Aleksandrs Antonenko.
Правда, временами мне казалось, что петь ему несвободно, т е выжимает он из себя и слишком ширит звук. Акценты вокальные ставит ради акцентов, а не со смыслом. И вообще, сдается мне, что Антоненко поет не свой репертуар, он чистый лирико-спинто с большим голосом и партии драматического тенора это не его. Он с ними справляется, но голос свой при этом насилует. Так оно и бывает, п ч есть востребованность в драм тенорах и лирики, которые могут крепкие партии хоть как-то озвучить, будут петь такой репертуар. И это оч жалко. Хотя, если у него все получится и он будет петь долго, то, как говорится, давай бог. Мы такие примеры знаем, когда лирико-спинто пел Отелло.

По части драматического таланта, хотел написать дела обстоят не так здорово, но потом понял — они никак не обстоят. Такого таланта певцу бог не дал. Слишком много оперной вампуки, экзальтации, дешевых игровых приемов. Да просто певец с неплохими внешними данными не смог отоварить эту роль визуально. Временами Антоненко играл не Германа, а Отелло, видать крепко засела в нем эта партия.




Кристина Ополайс певица модного нынче энергетического плана. Вокализировала с активным напором и бегала по сцене с не меньшим.
Я не знаю какова была задумка режиссера, по мне, Ополайс вообще никакую задумку не смогла обыграть и есть сомнения по поводу того, была ли у нее самой какая-нибудь задумка. Т к в этот вечер мне пришлось слишком много и напряженно думать:-), мыслей на то, какой образ создала Ополайс, у меня не хватило. Вот уже сейчас, по истечении времени, вижу ее некой неудачницей на оперной сцене, психо-невралгической. Этакая забитая бояка с испульсивным характером.
Вокально озвучила партию без особых изысков: у Ополайс сильное сопрано; бедное тембрально - красок в голосе не наблюдается, слегка обелённый звук; поет резко, без нюансов.

Про остальных солистов совсем коротко, и так оч длинно получилось :

Samsons Izjumovs-Самсон Изюмов на сцене давно и сказать, что голос его до сих пор молод свеж, никак нельзя. Но певец умный: там, где не может, разговаривает, там где может поёт:-) и весьма неплохо. Болтанки нет, правда, и голос беднее стал, стерся. Баллада и песенка Томского в его исполнении не испортили впечатления.

Jānis Apeinis-Янис Апейнис (Елецкий). Благородная внешность, голос небольшой, лирический, арию пел по складам, не выразительно.

Любовь Соколова, приглашенная Графиня из Мариинки. В плюс то, что никого, из ранее виденных/слышанных мною Графинь, не копировала - ни актерски, ни вокально. Низы тусклые, средний регистр насыщенный. Красивым ее пение не назовешь, но меццо честное, настоящее.


В сильно страдающей от кризиса Риги в Оперу народ ходит. Режоперу терпят. Такие постановки пытаются объяснить происками против русского искусства, но я-то знаю, что это ни какие не происки — это поиски существования бездарных постановщиков в многострадальной опере, в которой всякий раз вывезет вокал. И на Пиковую даму люди все равно пойдут, чего бы там на сцене не показывали. А уж если Антоненко подъедет, то мы и в Мск побежим. Но у нас такого Германа в скором будущем не предвидится. Поэтому вот, съездил в Ригу, еще куда-нибудь съездим... Кто-нибудь к нам подъедет. Так вот вот и живем...
Tags: Latvijas Nacionālā Opera, Пиковая дама
Subscribe

Posts from This Journal “Пиковая дама” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 59 comments

Posts from This Journal “Пиковая дама” Tag