dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Category:

IDOMENEO концертное исполнение 5.12.2009 КЗЧ

Догоняя лучшие оперные дома.

В очередной раз пытаемся впрыгнуть в последний вагон уходящего оперного поезда. Случилось событие: в КЗЧ открыли абонемент Оперные шедевры самым модным на настоящий момент произведнием Моцарта. Идет везде! Почему не идет в Большом — не знаю. И ведь митя наверняка хочет «Идоменея» поставить. А то, что до сих пор не поставил, подозреваю — Иксанов просто не знает о существовании такой оперы. То, что Десятников знает, это я видел своими глазами в курилке с сигаретой и с пробором, и в окружении интеллектуальной элиты в лице Ходнева.

По поводу "Идоменея" могу сказать следующее : только плотно упакованный репертуар подвигает театры и людей от искусства к поиску старых забытых произведений. И далеко не всегда их забывали несправедливо. Ну представьте себе замечательный XIX век. Оперы пишутся, как орешки щелкаются. Театры чуть ли не каждый год, а уж десятилетие точно, получают великолепные сочинения, которые на глазах становятся хитами, как ныне принято говорить. Ну и до «Идоменея» там было? В этой ситуации про него и не вспомнишь.
А вот современное положение дел: лет 50 как, никто родить ничего не может(опусы Десятникова не в счет, даже если он прорвется в Дюссельдорф) И при этом опера искусство востребованное. Начинаются поиски — чё б такое воткнуть в репертуар, чем бы поразить искушенную публику... Бывает, что эти поиски увенчиваются триумфом — вспомним хотя бы «Путешествие в Реймс» с Аббадо в Венской опере. «Идоменей» не из этой серии. В зале Чайковского ничего такого не случилось.

Великий сочинитель рингтонов Моцарт в этом произведении не сумел придумать ни одной запоминающейся мелодии для телефона. Произведение весьма среднее и весьма трудное для восприятия в концертном исполнении(подозреваю, что в сценическом тоже ИМХО - ТПВЖ я еле высидел в театре). Опера отличается монотонностью и нудностью, у нее нет кульминаций. Музыка инструментально-бесстрастная и может вызвать интерес только при исполнении её специфическими инструментальными голосами высокого класса.
Ансамбля всего два — дуэт(если это можно назвать ансамблем:-)) и квартет, - спеты были безобразно, в полной дисгармонии с музыкой.
Про небольшой хор слова доброго сказать нельзя, п ч надо все таки репетировать хоть немного, прежде чем выходить на сцену и модную оперу пытаться хором петь. А уж когда засолировали отдельные хористы, мне показалось, что это оркестранты поют. Таков был уровень.

Не стало неожиданностью появление 2-х теноров из команды Вдовина - Бориса Рудака/Арбак/ и Ильи Говзича/Верховный жрец/. Подозреваю, что это именно они выступали в ЦДРИ на вечере памяти Лемешева. Ошарашили всех до такой степени, что вышедший после них Фуат Мансуров прямо и честно сказал : вот так в Большом театре не пели никогда и таких вокалистов к знаменитой сцене просто подпускать нельзя. И вы знаете, я ему поверил. Если Молодежная программа будет готовить нам таких певцов, то дело будет.



Еще меня поразила "заезжая знаменитость" тенор из Хорватии Крешимир Шпицер, который титульную партию либо орал ! смесью Майбороды и Муравицкого, либо переходил на фальцет. Также "понравились" его спрямленные трели и блямовые украшения. Но при этом успех у него был потрясающий. Во до чего продвинулись... Выходи на сцену, лепи горбатого, главное, чтобы в «Идоменее». Все остальное приложится.



Про меццо-сопрано Сару Кэстл даже говорить не буду. П ч никакая она не меццо, а полсопрано с небольшим голосом. Но в послужном списке у нее на первом месте Ольга в Онегине, а уж потом Кармен где-то на задворках.
Единственная, кого можно было хоть как-то слушать - сопранистка Генриетта Бонде-Хансен/Илия/. Голос её для Моцарта тепловат, но спела все нудные вокализы практически безупречно.



Самой большой успех у Инги Калны/Электра/, известной исполнительницы Моцарта в узких кругах. Может где-то она делает это хорошо, но в этот вечер Кална пела рыхлым звуком, достаточно расхлябанно по-совдеповски.





Но для интеллектуалов от музыки, подготовленных прорывным "Воццеком", приторный "Идоменей" конечно земля обетованная. Это так закатишь глаза и скажешь — мне так нравится «Идоменей»... И сразу планочку повыше подымаешь в своих собственных глазах.
Успех был. Но если бы вы видели с какой скоростью народ помчался врассыпную по окончании концерта. И к 3-му действию мест конечно поубавилось, я это отношу к тому, что некоторая часть публики за 2 акта оч удачно выспалась и отправилась погулять по морозной Москве.

Генриетта Бонде-Хансен, Сара Кэстл, Инга Кална




Но все же Фихтенгольцу хочется сказать спасибо за то, что он дал послушать эту оперу. Может у людей отобьет желание ставить нынешнюю однодневную модняшку на сценических подмостках оперной окраины Москвы. Ходить-то на такое не будут.
Tags: idomeneo, Опера в концертном исполнении
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments