dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Category:

Carmen Bayerische Staatsoper 7.10.2009

На следующее утро после «Набукко» я отправился на элекрическом поезде в сторону Германии, а именно в столицу Баварии г. Мюнхен. Там расположен один из самых известных оперных домов — Баварская опера. И в ней я никогда не был. Променял венского «Лоэнгрина» на мюнхенскую «Кармен»... Это произошло вероятно потому, что в «Лоэнгрине» наших не было, а в «Кармен» одни наши, по крайней мере женщины:-). Про Баварскую оперу я знал, что там 4-мя евро не обойдешься, поэтому заранее купил себе билет в партер.

Подхожу к театру, весь трэпеща, вот она вот она Bayerische Staatsoper, вот она цитадель германоязычного оперного искусства, вот он оперный оплот Евросоюза:-) Трепет прошел как только я зашел внутрь. Довольно таки, доложу я вам, обшарпанный зал, засаленные подлокотники, протертый бархат перил галерей, дверки не первой  свежести. Но туалеты и фойе в пристойном состоянии и потом, как в Венской опере, не пахнет. В фойе кругом бюсты выдающихся композиторов и еще один покоривший меня атрибут — люстра, которая перед началом спектакля поднимается под самый потолок.











Публика очень приличная, в отличии от той публики, которая шатается по самому городу Мюнхену. Уж на что я человек ко всему привычный, однако меня слегка покоробило количество русского мата в исполнении граждан СНГ на просторах столицы Баварии. Но все же возвращаюсь к опере. Состав был вот такой — русско-латино-американский :
  • Don Jose, Sergeant Jose Cura
  • Escamillo, Stierfechter Teddy Tahu Rhodes
  • Carmen, Zigeunerin Julia Gertseva
  • Micaёla, ein Bauernmädchen Maija Kovalevska
Постановка классическая, что меня от души порадовало, п ч ну задолбали уже эти изыски и воспитание меня режиссерами. Что за прелесть освободиться от этого ига, сами знаете какого :-), о котором нам Фихтенгольц так интересно рассказал в своих ответах на вопросы. В который раз грянул оркестр и как-то не по-венски. Дирижер Karel Mark Chichon честно старался, но не получалось, была и мазня и вкусноты маловато, медные шибко выделялись и не лучшим образом, если коротко то увертюру играли разболтанно и топорно, т е со мной «Ах» не произошло. Хор тоже выступил не слишком убедительно : любимое всеми посетителями Большого разноголосье, кто-то кричит громче, кто-то тише, пахнуло деревенькой, не такой конечно, как Москва, но и столичного шика не наблюдалось. 

Об исполнителях главных партий и сначала о наших : Майя Ковалевская хоть и из Риги, но считай все равно наша, СНГшная:-), хоть и без мата:-). Понравилась безоговорочно. Великолепный сценический вид : худенькая, обаятельная; играть может и дажев такой пресной роли произвела самое позитивное впечатление. Голос теплый и приятный по тембру с небольшой россыпью наверху. За дуэт с Хозе и арию получила восторженный прием у публики. Зал охватила полностью, а он в Мюнхене не маленький. Очень достойное выступление. Заинтересовался этой певицей, может быть еще удасться ее еще где-нибудь послушать, но явно не в Москве и не в Большом театре, в планы Фихтенгольца Ковалевская не входит, а жаль...

Юлия Герцева, одна из немногих наших меццо, которая постоянно поет в Италии, но не в забойном репертуаре, типа, Эболи и Амнерис, подозреваю, что эффект все тот же — нет верхушек. По отзывам прессы считается красавицей. Я, как вы знаете, прессе всегда верю, однако, по первому разу чего-то не
впечатлился
.
  

По голосу ужасно напомнила Ирину Богачеву, причем, не в самые лучшие годы. Этакий патентованный рашен бабий вокал; проглатывала окончания муз фраз, подвывом баловалась и что совсем уж неприятно,- с не шибко высокими верхами справлялась не шибко бойко. К достоинствам певицы можно отнести первоклассные природные низы. В общем, слыхали мы Кармен и получше. По успеху нельзя сказать, что исполнительница титульной партии обошла всех(на сегедилье и вовсе не хлопали), достаточно спокойно у публики прошли все ее знаменитые фрагменты. Аплодисменты если и были, то скорее вежливые, чем бурные. Актерски особых всплесков не было, хотя Герцева старательно выполняла все нынешние прибабахи, являющиеся непременными атрибутами исполнения партии Кармен — честно раздвигала ноги(правда юбку не задирала и Хозе туда не лазил), соблазняла, но не танцевала, в сцене с кастаньетами кастаньеты щелкали из ямы, При всем при том исходила от нее какая то инертность, она по натуре не Карменсита. Если бы пела классно, можно было бы на это не обращать внимание, а так общее впечатление весьма среднее.

Тедди Таху Родеса я ожидал на особенку, он в этому году у нас в абонементе, а все кто в абонементе для нас просто как родные. К тому же накануне я увидел его портфолио а ля дядя Поросенок почти НЮ и априори пришел к выводу, что певец он наверно хороший. Но Эскамильо такая вредная партия, если куплетами Тореадора не зажжешь, то зачем тогда ты пел. А куплеты певец спел почему-то не зажигательно. Так в последнее время все делают или может быть это отторжение у публики идет, ну нет никаких сил больше слушать эти куплеты. Голос небольшой, тембр из разряда милых. Там, где нечего петь — в горах — он мне как раз сильно понравился. И я теперь просто не знаю как дожить до февраля, чтобы вновь встретиться с его искусством;-) и вновь послушать куплеты Тореадора. Иногда я все же понимаю Фихтенгольца и его выборы;-)

Ну и Хосе Кура, из-за которого я и выехал в эти дальние дали. По 2-м афишам из спектакля и одной портретной на торце театра можно было понять кто здесь главный и из-за кого сыр-бор. 
    
            

 Мне его слушать в "Кармен" не впервой. Это роль для него(как  и для любого нормального тенора) сложности не представляет, такое впечатление, что певец на ней просто отдыхает. Начал он отдыхать прямо с 1-ого действия:-). Постановка с разговорами. Все конечно орут эти разговоры на французском, один Кура шамкает что-то себе под нос. Такая заявка на интеллигентного Хозе, который громко орать не умееет. Заодно не стал сильно затруднять себя в дуэте с Микаэлой, опять видимо представил себе, что он очень галантный и забивать голосом свою партнершу не входит в его задачи. У меня то в памяти осталось его совершенно бесподобное исполнение этого дуэта с Геней Кюхмейер в Вене).  Но чтобы не говорили про Куру, дан ему  дар быть центром любого спектакля. Похоже, что это и обзывается непонятным мне словом х а р и з м а. В "Кармен" Хозе не главный герой, однако, все начинается вертется вокруг него. Дошли до знаменитой арии с цветком. К этому моменту исполнитель партии Хозе, видимо, понял, что надо отработать уплаченные публикой деньги и выдал на все 100. Опять же, для настоящего тенора ария не трудная, а у Куры голос исключительно подходит к ней. Да, он проявлял чувственность, переходя на шепот, но только не в навек я твой моя Кармен, - как сейчас модно, -там певец выдал по полной все возможности своего голоса. Звучать стал очень тенористо, хотя сам постоянно говорит о том,что его голос темнеет. Я этого не заметил, мне, наоборот, показалось, он(голос) стал задираться  и стал светлее. И вообще, поет Кура так, как я люблю  — звонким насыщенным звуком(иногда, на мой слух, этот звук даже зашкаливает)  и конечно свободный безукоризненно, что называется поет, как дышит, - никаких выпученных испуганных глаз, идиотских поз, все к месту все в попад. 
Сцена контрабандистов была сыграна просто великолепно(правда разглядеть это было довольно сложно —традиционные потемки на сцене случились и здесь)
Кульминация любой Кармен - последняя сцена, в которой Кура выдал настоящий драматизм драматического тенора, причем, без идиотских рыданий, очень осмысленно — чего только стоит его кармен, но еще есть время спетое на притушенном оркестре  на пиано; уговаривал ее как умел, ну а потом резанул навахой немножко раньше, чем мы привыкли видеть. Вытер нож, закрыл глаза Кармен, отошел в глубину сцены и уже оттуда выдал арестуйте меня

Я смотрел на все на это, аплодировал и думал, что оперу все же делают певцы и вперед ее ведут только они. Сколько бы не изощрялись все режоперы, а придет такой один певец, споет свою роль так, как он себе её представляет и умри, - ясней не скажет ни один режопер, чего бы они там не наворачивали. 



                              

С успехом все было в порядке, особенно на одиночных поклонах. Куре весь зал топал ногами со страшной силой, общий ажиотаж имел место быть.
Ну и конечно же по окончании я пошел сами знаете куда(теперь я знаю где подсырник в Баварской опере)
Присутствовали я и немецкие пердунки обоего пола, человек 20. У всех тАААкие портфолио !!!, так все подготовлены,- куча фотографий, т е они там в Баварии не обсевки в поле, свое дело знают туго:-)   
 

 
Первой выскочила Ковалевская, пропищала danke danke, подписала все, что нужно и удалилась

.  

Следущим номером появился Кура, по-моему, не в духе(обосрали его мухи:-)) и начал раскидывать всех подписантов со страшной скоростью, тех, кто задерживался отодвигал рукой, как Курентзис Хиблу Герзмаву во время исполнения незабываемого "аутентичного" Реквиема. Да и то сказать, они же по 5-10 фотографий заставляют подписывать:-) Ведь озвереешь же. Хорошо у Куры подпись короткая, а если твоя фамилия Тедди Таху Родес-)
Наконец-то дошла очередь до меня. Я, вооружившись диском «Эдгара», разумеется купленным не для себя, а для своей подруги, протягиваю ему буклетик.
- Who is it ?  - строго спрашивает звезда мировой оперы.
- DVD, - рапортую я, а стоящая рядом со мной бабуля шепчет:
- Этгаааардо
И тут Остапа (Куру) понесло, он разразился речью на англ., из которой я понял, что он не давал разрешения на выпуск этого диска и что это нелегальная продукция. Я, честно говоря, малость струхнул:-), думаю, ща как даст по морде и мало не покажется:-). Потом он опять ко мне примотался :
- Where did you buy this DVD ?
- Yesterday in Vienna? - так прямо честно отвечаю
Не стал говорить, что в EMI. Хотел сказать, что стоит 40 евро, но сразу забыл как говорится сорок по англ.:-))) Кура продолжал возмущенно что-то кудахтать, но я отнял у него свой маркер, мы оба ухмыльнулись и я удалился в сторону. И в этот самый момент, ни с того ни сего сам Кура развернулся и отвалил назад в театр. Видимо, я его довел:-)  
Ну раз Кура отвалил, то и я пошел, не дождавшись Герцеву, да и то сказать, время отправления моего поезда в Вену неумолимо приближалось.

Хосе Кура первоклассный певец, но плюшевым его ну никак не назовешь. Ренанскому с Кроликом это не нравится, но что делать... Я-то очень доволен спектаклем и тем, что имею возможность слушать Куру именно сейчас, а не через 20 лет, когда он наконец-то станет плюшевым и, не дай бог, запоет Симона Бокканегру.

       
 

Tags: José Cura, bayerische staatsoper, carmen
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments