dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Categories:

«ВЕРТЕР» МАМТ 25 сентября 2009 г.


 
    

Был сегодня на вокзале. Вот пишу отчет:-)

Ранее я где-то уже проводил режоперские изыскания и пришел к выводу, что режоперы бывают комнатные и мостовые. Ну теперь поздравляю всех с обновкой — появился совершенно новый вид — вокзально-поездные режоперы. На сей раз отличился Стасик. Опера «Вертер» Ж.Массне, которую я, в отличии от Дрочера, люблю и считаю очень мелодичной, потому как в свое время, когда наша великая Елена Васильевна поставила её в Большом театре, слушал это произведение не меньше раз 20-ти(составы были отличные, да + постановка просто шик!). Получаюсь, - поклонник:-) и вполне достоин ненависти Ведерникова. Короче, на «Вертера» я пошел подготовленный, не таким лопухом, каким пойду на «Воццек».

Стасик встретил тепло, по-дружески: сумки особо не проверяли, все другу другу улыбались, как полоумные и несметное количество охранников все, как один были милы, но блюли дисциплину на Ъ, т ч никаких докательств, что был на премьере, представить не могу, и фото нафиг не получились — ни одно. 

Порадовал также управленческий аппарат театра. Перед началом, как два шута гороховых, на авансцену выкатились бывшая болонка, а ныне очень приличный на вид мужчина - главныйреж Стаса, Титель, которого все мы помним, когда он «сдал» Виллазона, радостно сообщив по ЦТ, что тот «в холодной ручонке» «ДО» не берет и, вообще, его(до) в нынешние времена никто не берет, и теперь каждая свинарка и каждый пастух с его легкой руки об этом знают; и просто директор Урин, в очередной раз поразивший меня своими Ушами. В разбитной манере поведения, принятой нынче на оперной сцене среди теноров и выдающихся сопрано типа russian slut, они поблагодарили публику за то, что она не забывает театр Станиславского, платит за билеты, приходит, заполняет зал, — т е ребята знают для кого они работают в отличии от рук-ва ГАБТа, работающего в поте лица в основном для себя, а не для публики. Коротенько рассказали о планах, а их громадьё(в феврале 2010 объявили «Севильский», в начале следующего сезона «Силу судьбы») и много рассказывали про поездки за рубеж, которые в основном были представлены странами Балтии, но потом сами себя одернули, сказав друг другу, что спектакль довольно таки длинный, поздравили всех с открытием сезона, мы дружно поаплодировали и пошел дирижер Феликс Коробов. До боли знакомая музыка зазвучала, но как-то похуже это было, чем в БТ когда-то(Жюрайтис поднимался до пафосных высот, оркестр переливался, как орган) - попроще, попримитивнее. На самом деле в стиле Станиславского, у них так всегда играют. Да и то сказать, Стасик, театр городского разлива и ждать от оркестра каких-то свершений было бы странно. Спасибо не фальшивили откровенно и форте и пиано худо-бедно соблюли.

После вступления пошел занавес и перед глазами предстала платформа, 2 рельса и лавочки. Начали развиваться события, всё как по нотам. Причем, можно сказать, что весь авангард был связан с устройством пространства сцены(худ.Эмиль Капелюш), п ч артисты были разведены в абсолютно классической манере(реж. Михаил Бычков). Никто во время действия не ржал, не гремел посудой, не стучал молотками. Исключение финал 2-ого акта(2+2, один антракт), которое завершили звук и тень проносящегося поезда и тут даже я понял глубину авторского замысла — он уехал, подумалось мне, - так оно и вышло.
Авторский замысел копал еще глубже в 3-м и 4-м актах: там платформа встала под углом и приподнялась, передвигаться артистам было не оч удобно, но что поделать, если жизнь Вертера(да и Шарлотты тоже) пошла под откос. Еще имели место быть палки какие-то, которые свисали сверху — это я вообще не понял про что и они к концу так страшно ощетинились, видимо символизируя зверское отношения окружающего мира к 2-м влюбленным. К прогрессивному в исполнении артистов могу отнести попытку Сергеем Балашовым спеть знаменитое «о не буди меня» из положения лёжа. Мужчина он фигуристый с телом, не скрою, это вызвало оживление в зале. Ну и конечно своебразно была сделана концовка, когда застрелившийся Вертер ни с того ни с сего пошел слоняться по сцене, подарил Шарлотте зонтик, с которым она и осталась вместо него, а сам удалился, как Лиза в стасиковской «Пиковой» — в никуда.

Раскраска сцены в основном серая и черная. Платформа умудрилась осточертеть после первых 20 мин оперы, а уж к концу на сцену смотреть было и вовсе неохота. Почему все сценографы просто удавливают скукой сценографии, как им это удается? Почему нужно убивать все пространство сцены, заставляя артистов двигаться и играть на очень узком неудобном подиуме. Это никак не облегчает задачу раскрытия образа персонажа.

По вокалу тоже был прогресс на лицо: Софи пела(плохо) крепкое сопрано с резким плотным рассыпчатым голосом, что никак не вязалось с образом непосредственной юной девушки.
Лариса Андреева, певшая Шарлотту, думает про себя, что она меццо, но ее голос даже полсопрано не назовешь. Мне так она и вовсе тембром напомнила Анну Нетребко — ну прям один в один — похожим на зеленое стекло бутылки из под пива. Певице надо отдать должное — никаких красок, никаких страданий переживаний, внутренней жизни героини ни голосом ни игрой она не передала. На сцене была симпатичная студентка-консерваторка весьма поверхностно исполнив одну из знаковых, а главное очень красивых партий меццо-сопрано.

Оригинален был также и Вертер в исполнении Сергея Балашова. А кто собственно сказал, что все поэтически-романтические натуры должны быть такие, как Ленский, с кудрями черными до плеч. Вертер вообще-то бюргером был и предполагаю пиво любил... В Стасе он вот такой: толстенький, малость лысоват, некультяпистый. И что теперь он любить не имеет право? Вот он и любил как умел, и пел тоже. И уменя создалось впечатление, что это не худший вариант( на главную партию еще заявлен Векуа), хотя народ в кулуарах сильно ругался. Голос у Балашова, как водится, не большой, попытка взять «СИ» в ариозо 2-ого акта «если дитя домой раньше срока вернется» не увенчалась успехом, нотка смахивала на короткий вопль ай-яй-яй, но сдаётся мне, что на такую ерунду никто не обратил внимания, а Титель об этом умолчал:-) Но не могу сказать, что Балашов в партии Вертера полный атас. В рамках возможностей своего голоса певец все сделал. Другое дело какие возможности — ну какие есть.

Про баритона разглагольствовать не буду, т к делать в этой партии особо нечего и фамилию исполнителя не знаю, а программу покупать за 120 р. было жлобливо.
 

В итоге. Замечательная опера «Вертер» даже при таком вот исполнении и прямо скажем малооперной режиссуре и сценографии. Успех премьеры был весьма средним, совсем не таким, каким он был на премьере «Лючии ди Ламмермур», но сдаётся мне, что люди будут ходить на эту оперу. Каким-то образом Стасик заимел свою публику и пока она вся культурно не отсмотрит это произведение, спектакль будет в репертуаре. Это я был практически на 2-м составе, который почему-то пел премьеру(тоже новьё в области оперного искусства), но завтра уж не пойду, как вспомню этот вокзал для двоих, так из дома выходить не хочется. Может еще какой из 5-ти московских оперных театров поставят «Вертера», тогда соберусь. 
Tags: werther, МАМТ
Subscribe

  • G.Puccini : Turandot, Budapesti Nyári Fesztivál 07.06.2019

    Летние оперные фестивали на открытом воздухе, это та европейская прелесть, которой мы начисто лишены. Как будто у нас нет парка Горького, не течет…

  • Nabucco : Arena di Verona, opening night 23.06.2017

    дин мужик по телевизору [как всегда с умным видом] недавно рассказал, что если погода в Москве на оставшиеся 2 месяца не поменяется на летнюю,…

  • Turandot Premiere Liège, Opéra Royal de Wallonie 23.09.2016

    Сезон 2016/17 в Opéra Royal de Wallonie на первый взгляд выглядит оч кудряво : тут тебе и Верди, ранний (Nabucco), поздний (Otello)…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • G.Puccini : Turandot, Budapesti Nyári Fesztivál 07.06.2019

    Летние оперные фестивали на открытом воздухе, это та европейская прелесть, которой мы начисто лишены. Как будто у нас нет парка Горького, не течет…

  • Nabucco : Arena di Verona, opening night 23.06.2017

    дин мужик по телевизору [как всегда с умным видом] недавно рассказал, что если погода в Москве на оставшиеся 2 месяца не поменяется на летнюю,…

  • Turandot Premiere Liège, Opéra Royal de Wallonie 23.09.2016

    Сезон 2016/17 в Opéra Royal de Wallonie на первый взгляд выглядит оч кудряво : тут тебе и Верди, ранний (Nabucco), поздний (Otello)…