dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Categories:

Tosca Wiener Staatsoper 05.03.2009



Вечером 5 марта ВО давала не чужую нам "Тоску". Почему не чужую, п ч принимала в ней участие не чужая нам всем форумчанка Мария Гулегина. До сих пор помню её соло про КотаДорогого на бельканто: "Девочки, она бездетная".
К этой "Тоске" я подготовился морально: так, как учил Ренанского - на всякий спектакль надо идти, как в первый раз, но сам при этом так не делаю:) Все время лезут в голову мысли о том, как кто-то там пел 15 лет назад и как он спел год назад и другая всякая дребедень. По поводу участия Гулегиной не было никаких предварительных сообщений. На афише красовалась физиономия Хосе Куры.



В журнале ВО в основном про будущую премьеру Онегина, про Бальтсу и том, с каким нервическим нетерпением ожидается выход Анны Нетребко в Лючии после babyпаузы - ждут родные свою красавицу; наверно уж все старпёры челюсти повставляли и рубашки крахмалят, готовятся; билеты давно раскупили.

Зал набился, русских полным полно и по ложам и в партере; в общем, Россия forever.
В яме работал очередный сменный дирижер Венской Оперы Michael Halasz и об оркестре даже и говорить не буду, т к с ним как всегда все было в порядке.
Великолепная постановка Валман, в хорошем состоянии декорации, все второстепенные персонажи озвучивались певцами хорошо, что бывает достаточно редко - обычно такие партии поют те, кто есть под рукой в данный момент. Кура в роли Каварадосси сомнений не вызывал: партию поет постоянно; много; все напето, наиграно; и свой высокий класс в этой "Тоске" он полностью подтвердил. Recondita armonia спел мощно, жестким искрящимся звуком, очень экспрессивно и эмоционально. Публика раздухарилась тут же и несмотря на то, что остановки музыки после арии не было, радостно завыла, дав сразу же достаточно высокую затравку для будущего успеха всего спектакля. Потом за сценой раздалось Марио Марио Марио и появилась она, наша Тоска.
Сразу хочу сказать, я прочитал все отзывы о том, какова была Тоска Гулегиной в городе на Неве. И там многие отмечали её абсолютно несценичный вид, неудачные костюмы, трудности в вокале, несвободную драматическую игру. Но в данном конкретном случае на сцене предстала совершенно другая женщина. В спектакле ВО очень хорошие классические костюмы и Гулегиной они все подошли, т е по сравнению с "Силой судьбы", которую я видел год назад в СПб, певица по внешним данным вполне тянула на примадонну. Легко справлялась с огромным трэном платья во 2-м акте, была подвижна, но мельтешни при этом, так любимой нынче многими исполнителями, не наблюдалось, драматически партию, на мой взгляд, сделала просто блестяще. Первый акт прошел как по нотам: с приставанием Каварадосси, театральной ревностью Тоски - очень живо, и все это кокетство и заигрывание сразу нашли отклик в зале. Дуэт также овацировали. Картину не испортил и Ладо Атанели, исполнявший Скарпиа. С хорошими внешними данными певец актерски сразу сделал понятным соперничество 2-х главных героев оперы.

По вокалу Гулегиной давно ясно, что петь так, как она пела тогда, когда её еще не слушали Гермонт с ГайдБашмаком, она не сможет-чудес не бывает. Но, вне всякого сомнения, ей есть что предъявить в этой партии. Во-первых, мощность голоса на необходимом уровне, что и неудивительно - Гулегина всегда была трубой, зал охватывала запросто. Можно сказать, что на форте она кричит, но попробуй в "Тоске" не покричать...
Во-вторых, пиано, которым певица теперь так гордится, оно действительно присутствует, но слишком уж много его и оно недостаточно окрашенное, и что самое главное, лирические моменты партии оно не подчеркивает, её тихое пение отстраненное. В голосе появилось то, что у мужчин называется бараном, а у женщин россыпью, но у Гулегиной россыпь тяжеловата, а наверху, при большом звуке начинается качка, но все это, опять же, в пределах допустимого для этой партии. И эти недостатки в данном спектакле как-то усиливали драматизм. Или это просто химия, в которой я мало разбираюсь, но в данном случае они сработали на успех. Первое действие закончилось на ура. Выходили кланятся дважды(хотя могли бы еще выйти)

"TOSCA"

Второе действие во многом зависит от исполнителя роли Скарпиа. Атанели к этой партии очень подходит, хотя его баритон не назовешь драматическим и у него по вокалу может быть не хватало жесткости и отрывистого гавканья, к которому нас приучили исполнители Скарпиа в БТ. Акценты певец расставляет гораздо мягче, но уж больно хорош драматически. Абсолютно органичен. Не выглядит по-идиотски в сцене потуг на изнасилование(уж сколько я на таких сценах наржался за свою жизнь в опере) А ведь достоверная игра Скарпиа в этой не совсем певческой партии уже 90 % успеха, а Атанелли не потерял ни одного процента.
Гулегина в кантате поднаваляла, верх мне её не понравился, да и слышно было плоховато. Но это проходной момент. Все ждали Vissi d*arte - кульминацию 2-ого акта. И она спела её с неподдельным драматизмом; острым звуком; финальную фразу протянула практически на пиано на одном дыхании, но трудности в исполнении ощущались. За арию, врать не буду, Гулегина сорвала овацию, какую я давно не слышал в театре: орали, стонали, выли, в общем, делали все, что можно.
Актерский поединок между Тоской и Скарпиа тоже вполне удался, создалось впечатление, что певцы поют эту "Тоску" вместе давно и часто. Гулегина очень отчетливо с самого начала показывала свое отвращение к этому человеку. Было очень много интересных находок, маленьких изюминок спектакля: обыгрывание Тоской перчаток; рука, которую она тут же вытерла о платье после поцелуя Скарпиа; знаменитые свечи, они в этой постановке стоят незажженные(Тоска сама их зажигает от одной маленькой свечи); впечатлил момент перед убийством Скарпиа, когда Тоска подходит к столу, хлопает винца из бокала Скарпиа для храбрости и очень здорово "играет" ножом, типа, примериваясь на себе, как будет бить. Надо отдать должное Атанели, он подлетел к ней точно вовремя и получил такой смачный удар(так отлетел!), что ничего другого, как умереть ему уже не оставалось. Далее никакой финальной суеты в исп Тоски - свечи, затем 2-3 скупых движения(не как Калинина в БТ - она в поисках заветной бумажки крушила все на своем пути:)) - пропуск; уход.
Если еще учесть, что Кура тоже внес свою лепту и знаменитую Викторию атаковал жестко и тянул её страсть как долго, то можно понять, второе действие закончилось просто сумасшедшим успехом.
Третье действие прошло на "Ура", если не считать того, что Кура в E lucevan le stelle конкретно разошелся c оркестром: сразу погнал, дирижер поспешил за ним, а Кура, в свою очередь, сбавил обороты и они какое-то время не могли поймать друг друга; может быть в связи с этим верхушка в арии оказалась не такой сочной, как обычно в его исполнении, и певец её быстренько закруглил. Но публику уже было не остановить, Кура был награжден громом аплодисментов. Гулегина кинжал вонзила несколько визгливо и натужно.

По вокалу могу сказать, Тоску Мария Гулегина спела намного качественней, чем ту "Силу судьбы", которую я слышал в Питере прошлым летом. И этот триумф, которая она имела в Вене - чему я был живым свидетелем - она вполне заслужила, но в большой степени, на мой взгляд, за превосходную игру.
Под конец благодарная публика вызывала артистов без конца и края: выходили все вместе; по одному; парами; Гулегиной бросили букет; потом опять парами; обнимались; потом опять по одному; короче, выходили и выходили... А я подумал, если бы эту парочку отправить на о. Пасхи, то они бы и среди истуканов разыграли историю Тоски и Каварадосси так, что эти истуканы ожили бы:)! Мне еще чисто технически понравились наши родные расейские кадры, какие-то не бедные, хорошо одетые дамы в половозрелом возрасте так зычно орали БРАВО, что я призадумался: куда Ромка(мать нашей клаки) смотрит? Водит каких-то пердунов, которых даже пискнуть толком не умеют, а тут вона - Венскую оперу отоваривают по полной, у нас таких работников днем с огнем не сыщешь.

"TOSCA" "TOSCA" "TOSCA"

По традиции по окончании я отправился посмотреть на живых.
Толпешник был знатный, человек под 100(примерно такой же, как после "Кармен", но там как только выяснилось, что Кура ушел через другой подъезд, его черная сотня тут же с гиканьем и гоготом удалилась) А здесь набитковался народ в предбанник - надышали, навоняли, взопрели - весь служ выход заполонили, пробиться вовнутрь было достатояно трудно. Атанели, хотя и мог уйти и пораньше, досидел до конца и первый начал собирать урожай. Через какое-то время вывалился Кура, его поклонники ловко расположились вокруг стола и занять позицию, чтобы хоть как-то сфотографировать стоило немалых усилий. Эти его ворошиловские стрелки беспрерывно щелкали камерами... Я, прям, задумался, куда они потом девают эти фотографии и что, вообще, они с ними делают..? Очередь все же более/менее выстроилась и началась какая-то движуха. Своё получившие пошли на выход.



Photobucket

В этот момент появилась наша дива, отстрелявшиеся у Куры кинулись к ней. Вид, конечно, у нее - можете посмотреть какой был))) Но и поведение вполне примадонистое. По-моему, Гулегина была довольна, да и мало кто был бы не доволен таким вот приемом.



Я только не понял, с кем она вышла: с весьма пожилым мужчиной, это ейный муШ что ли? А где же её новая любовь, про которую мне однажды телевизор рассказывал, или этот старпер и есть её любовь? :)
В общем, удачно я съездил. Единственно что, можно было конечно на след-щее утро вместо Мск отправиться на один день в Берлин; сесть рядом с мадам ГрицацуевойГорцевской и обкатарситься напару от Парcифаля Доминго, ну не случилось, может в другой раз повезет.
PS
Одно мне непонятно, чего Гермонт сидит тут и статистику посещений гулегинского сайта считает? Собрал бы манатки и отправился в апреле на точно такую же "Тоску" в Вену. А то он Гулегину обожает, а я за него в Вене отдуваюсь :)
Tags: José Cura, tosca, wiener staatsoper
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments