dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Category:

Carmen Wiener Staatsoper 04.03.2009



"CARMEN" "CARMEN" "CARMEN" Photobucket

Опять 25 за рыбу гроши - "КАРМЕН", видимо, моя карма.
Вот и Венская опера расстаралась: Весселина Казарова(Vesselina Kasarova) и Хосе Кура(Jose Cura) в спектакле Франко Дзеффирелли, который шел в 136-й раз. Жалко, что мой блог не посещает Кролик, а то бы я задал ей вопрос как "справочному бюро" - та ли это постановка, в которой пел Доминго? Похоже что не та, но я ту не видел, я видел эту: непонятно какую, не певческую и не разговорную, п ч разговоры хоть и были, но их было мало:)
Я ведь не просто так поперся, я подготовился - прочитал критику на первый спектакль этой довольно таки шумной пачки.Там были заголовки типа Казарова против Куры и всякая другая хрень. Относительно Казаровой Кармен тамошняя критика осталась в непонятках, но по всеобщему соглашению петь ей титульную партию в опере Бизе все же разрешили. По Куре мнения как всегда разошлись, но запретить ему петь Хозе, понятное дело, не удалось. Ну вот оба они мне(и не только мне) и спели.
Сразу похвалю оркестр(дирижер Acher Fisch). Уж сколько я их наслушался в "Кармен" за последнее время, но эти ребята свое дело четко знают и эту музычку, разбуди их ночью, сыграют без сучка и задоринки. Заодно похвалю и хор и все ансамбли, как, например, незабвенный квинтет - в тот вечер я понял, что петь его очень просто и всех слышно; и поют четко и слаженно; и в высоком темпе, не разбегаясь с оркестром; и черт их знает, как им это удается - для наших это наука уму непостижима.

Открылась сцена, а там что-то наподобие недостроенного ангара с какими-то ёмкостями, мешками; в нем солдаты в песочного цвета униформе, потом вот тебе на, новость - Микаэла, вся такая неиспорченная и целомурденная и чуть ли не с корзинкой или у меня в голове уже всё перемешалось..; выскакивают детки на лже-лошадках(без лошадок Дзеффирелли не может, хоть такие); а вот и дон Хозе вышел в синем мундире и высоких сапогах вальяжной походкой бывшего культуриста, принял пост и изготовился встречать свое кошмарное будущее, пока еще сам того не ведая; появляются подозрительные мужики в канотье и чесучовых костюмах и тоже чего-то ждут. А ждут они, оказывается, выхода табачниц; ну и понятное дело каждый выбирает свою и начинают не очень сексапильно обниматься - ног никто не раздвигает. Выход Кармен. Худенькая, небольшого роста, босиком, с сильно оголенными плечами, короче, классическая. (говорят у нас это было так ново, когда Образцова первый раз вышла босиком...) Запела Хабанеру. И по этому фрагменту стало понятно - цель у Казаровой не спеть так, как душа поет и как голос позволяет, а хочет певица отличиться от других, расставить акценты этак, как-то по особенному, с темпами поиграть, с выразительностью поработать, окончания поглощать от чувств-с... Все это исполнялось в достаточно нервном движении, но ничего не скажешь - в этой маленькой фигурке ощущалась какая-то скрытая сила. Т е ей удалось основное : своим нетрадиционным исполнением сразу заявить о неординарности героини. Ради этого Казарова, кстати, химичила с вокалом только так. Критики очень много о ней писали, в частности, что она пела на 3 голоса и действительно так оно и есть - у неё совершенно сумасшедшие баритональные низы, в которые она бухается как в омут, а потом на протяжении чуть ли не одной муз фразы певица выворачивается из альта в меццо и делает это легко, а наверху может вполне и попищать сопраново. Как вам это понравится, не знаю, мне, честно говоря, не очень. К тому же Казарова часто начинает тот или иной кусок нарочито срывающимся голосом(типа моих любимых негритянских певиц) и все это было особо заметно в Сегедилье и публика достаточно холодно отреагировала на такое исполнение. И после Хабанеры нельзя сказать что был взрыв энтузиазма в зале. Первый взрыв энтузиазма случился после идеально исполненного Курой и Genia Kühmeier дуэта Микаэлы и Хозе. Но щас не об этом, а о Цыганской песне. Она тоже отличалась многоголосием со стороны главной исполнительницы. И опять не зажгла. Есть богатые голосовые возможности, но нет необходимой для роли Кармен вокальной энергетики и для исполнения песни динамики. Но при всем при этом характер чувствуется и петь Казаровой Кармен совсем не противопоказано, только не в такой певческой интерпретации. . Меня она не задела, но было очень интересно. Казарова против Куры в сцене обольщения обошлись без разврата, Кура под юбку не лез, малость помацал за бедра, ну так... чтоб жизнь малиной не казалась и всё. П ч они замочили такие сложные взаимоотношения - было им не до секса, т е может он был где-то в промежутках, но нам этого не показали. Перехожу к Арии с цветком, к теноровой квинтэссенции(п ч, а чего еще в этой опере петь-то Хозе?). Ну, всё как я люблю: без шептаний, в полный голос, сочным звуком, с классной ферматой, с широким дыханием и со сладким пиано в конце. И как полагается - с диким ! воем публики по окончании. Единственно, что было не как полагается это то, что певец расхаживал во время исполнения в полной задумчивости, будто бы и не о любви все это, а о том, что день грядущий мне готовит. Нет, ну тут Кура проводит свою, жесткую линию образа персонажа(и она, кстати, весьма необычна и интересна - он об этом рассказывал) и его уж не собьешь. Хотя кто-то из критиков сказал, что если бы с ним поработал хороший режиссер, предпологаю Митя, то было б все ОК. Но Кура сам себе режиссер, а Митю вообще послали из Турина.
Был там еще Эскамильо-красавчик в исполнении Ildebrando D'Arcangelo. Певец отличился - слышно плоховато его и фигура какая-то оказалась бабская:) Мне было хорошо видно дирижера, который во время исполнения забойной арии постоянно ручкой понижал громкость оркестра, при том, что певец выкатился петь на авансцену. Но ничего, ему похлопали.
В Кармен я очень люблю 3-й акт и спецом для меня, видимо, Дзеффирелли сделал так, что это действие увидеть было совершенно ! невозможно. Дело происходит ночью, к тому же в тумане и никого не подсвечивали(у нас в БТ в потемках лица все же видны). А тут тьма египетская, слышен топот, кто-то прибегает, кто-то убегает, один раз из тумана выплыла задница Куры, сражающегося с Эскамильо. Но спевшая во мраке Микаэла всенепременно получила свой триумф за арию. Было бы проще, если бы публике на этот акт выдали очки ночного видения, а так я просто ничего сказать не могу кто как играл, кто куда ходил, кто кого мочил и кто кого любил. Гадания тоже было не видно, но хоть слышно. Но опять не так, как я люблю. Без кантилены и Предлогова, без особой густоты, но в стиле рассказа с остановками и игрой голосом. Это не пелось как принято у нас, одним звуком и строем. И здесь уж совсем не нужна была голосовая игра.
Заключительная сцена на бугре с хором, стоящим спиной к залу и приветствующим кого-то невидимого, поразила в основном плохо натянутым задником изображавшим выцветшее небо, состоящее из нескладно пригнанных полотен(я-то думал что такое бывает только у нас на "Спящей", оказывается и тут всяко бывает) Дзефф тут не поразил размахом: ни живых коней ни прочей живности не наблюдалось, повозка правда была, которую уволокли перед развязкой, но людей на сцене прорва и все к залу спинами. Совершенно в прелестном костюме то ли махи, то ли просто испанки с Майорки появилась Кармен и убийца вовремя подоспел. Ходил кругами, за волосы не таскал, и, вообще, жалким не выглядел - пришел на дело с мыслью я тебя убью, если ты меня бросишь; и это не п ч я не могу без тебя и безумно ревнив, а п ч ты меня опозорила; а я баск и тут задета моя честь. Кармен достаточно издевательски и противно бросила ему кольцо и Хозе тут же убил её навахой. А дальше следует то, что иные критики ставят Куре в укор: певец без всякой жалости смотрит на Кармен, более того, он вытирает о край рубахи нож и закрывает Кармен глаза рукой и никаких тебе рыданий и соплей в финальном арестуйте меня. К чему были бы эти рыдания, когда певец великолепнейшим образом вокально провел всю сцену. Это был тот случай, когда голоса избытком хватило и рыдания в такой ситуации показались бы рязанскими страстями. В финале Кармен Казаровой явно отставала по силе образа от Хозе Куры. С её стороны это все же выглядело достаточно театрально - что, в принципе, и неплохо, но не в данной ситуации - а с его, скажем так, сделано с очень большим нутром и личной позицией..



/на первой фотографии Весселина Казарова в партии Кармен(Опера Цюриха)-сама подарила:)/
Про "Тоску" завтра напишу, есть что рассказать...
Tags: José Cura, carmen, vesselina kasarova, wiener staatsoper
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments