dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Category:

Н.Римский-Корсаков : Садко, премьера, Большой театр 14.02.2020

Послужила ли вчерашняя премьера Садко Н.Римского-Корсакова в Большом театре подтверждением сложившегося мнения о том, что Дмитрий Черняков сегодня главный российский оперный режиссёр ..?
—не послужила
image.jpeg image.jpeg
Где-то у него постоянные удачи и успех, которые в современном оперном мире определяются количеством "БУ" на финальных поклонах / на родных просторах - приходится констатировать - в этот раз явно не удалось повторить «триумф» Руслана и Людмилы, когда полностью раскрепощенная публика посылала реплики в зал, а Иксанову пришлось оправдываться, докладывая *о какой-то подсадке*.
Тогда прям верилось—появился *свой* зритель у Большого !
Стараниями нынешней администрации как появился, так и исчез...

image.jpeg

Екатерина Семенчук | Любава Буслаевна - Аида Гарифуллина | Волхова - Дмитрий Черняков
image.jpeg

image.jpegОсобый контингент, тот самый, - про который накануне с упоением рассказывала солистка звезда мировой оперы Аида Гарифуллина, - привыкший ходить на халяву и буквально оборвавший ей телефон, оккупировал партер, бенуар и царскую ложу, в ожидании креветок на шпажках вёл себя во время представления тихо [сомнительный комплимент :-)], зато в конце отработал пригласы по полной : уканьем, гэканьем и, как водится, кладбищенским оформлением цветами сцены.
Похоже, именно на такую публику и расчитывает известный интерпретатор оперных спектаклей : для идиотов имеет место быть бегущая строка, определяющая место действия; расчёт на то - уж читать-то они умеют, всегда срабатывает и хотя бы на премьере даёт возможность отматываться от вопросов о происходящем на сцене. У рядового зрителя в обычных условиях эти вопросы—к *маэстро церемоний, просветителю и проводнику в мир оперы*, основывающегося теперь уже не на больных фантазиях, а на трудностях обычного ремесленника, пытающегося в очередной раз «рассказать историю современного человека», мало кому кому интересную, и изобразить из себя творца—естественным образом возникают.

Предположим, ставить так, как это было сделано Б.Покровским и Ф.Федоровским сейчас нельзя - выглядит смешно [примерно то же самое лопотал недавно ещё один *творец* по фамилии бархатов] / а так, как Черняков поставил - можно.
Отсюда вопрос—почему это смотреть и слушать нельзя ?
Почему режиссёру, который никогда не справлялся с большим пространством и практически всегда добровольно сам себя загонял в минимальную сферу, отдают историческую сцену ?
Скорей всего, это делается в надежде на то, что на люстру будут ходить и какое то время спектакль поживёт. Но есть же опыт Снегурочки, да и, собственно, сам Руслан ... и сарафанное радио никто не отменял.

Если по-чесноку, этот спектакль *эпигонский*.
Идея нашего современника, попавшего в определённые исторические условия, будь то квест или просто перенос во времени, ещё 15 лет назад была блестяще воплощена Giancarlo del Monaco в Турандот в Opernhaus Zürich. Параллели читаются легко, даже одежонка примерно одинаковая у тенора.
Почему в постановке БТ воплощение этой идеи выглядит так убого - очередной вопрос к художнику, находящемуся на стадии поисков способов своего существования в профессии, не брезгуя откровенным передиранием идей других постановок.
И похоже, следующим этапом развития его творчества станут посиделки по библиотекам, изыскания постановочного материала по записям очевидцев - этим обычно заканчивают все «новаторы» [недавняя 'новая Жизель' в БТ бывшего автора "Прелестей маньеризма" яркий тому пример - нечего сказать, копай историю, там всегда найдётся что-нибудь эксклюзивное].

Кое-какие ростки будущих поисков наблюдаются уже сегодня - вот эти вот баннеры «по мотивам» Рериха, Коровина, Федоровского, честно говоря, заставляют насторожиться... Этак лет через 8 в ГАБТе может появиться спектакль La traviata по наброскам Франко Дзеффирелли, испохабленный костюмами 'постоянного [читай, - личного] кутюрье' маэстро и сжатый со всех сторон в zip-файл. :-)

Нажмиддин Мавлянов | Садко - Аида Гарифуллина | Волхова


Пересказ всего происходящего па сцене с упоением сделают наши критики,
которые ходят с м о т р е т ь... и про бусы, и про *арию Жизели* в исп Гарифуллиной, про то, какой марки очки на Семенчук и джинсы на Садко.
В этом смысле для них, как всегда, есть где разгуляться.
Тимур Зангиев | дирижер-постановщик ↓
image.jpegТ к вокал не является главным в спектаклях Чернякова, то и турусы на колёсах развозить незачем

Д р а м и г р а... такая же, как всегда : народ хлопочет лицом, активно жестикулирует, много бегает, ржёт и мешает друг другу петь.
В связи с этим по понятным причинам непонятной режиссуры никаким образом не удалась сцена Торжище с Гостями, по идее аффтара, старыми пердунами - Индийский и Веденецкий исполняют свои, когда-то забористые арии, медленно, вяло и дрябло. Недавно спевший оч прилично «Куда, куда...» Алексей Неклюдов просто поразил воображение умением так состарить свой в общем-то неплохой тенор; а Андрей Жилиховский, активно пробивающийся в солисты мировой оперы, так и не научился петь громко и выразительно [ну и ничего, театр Metropolitan и не таких выводил на правильный уровень звука😜]

Алексей Неклюдов | Индийский гость - Андрей Жилиховский | Веденецкий гость

Заглавная роль это конечно никогда не про Мавлянова, хоть он старался быть похожим на Атлантова фразировкой, мощными заходами, раскатистым 'ррр', но *не по сеньке шапка*. Хотя, чтобы эта шапка была по сеньке, видимо не входило в задачу постановщика.
Про Гарифуллину рассказывать нечего, про неё все рассказал Черняков и она оказалась вполне его типажом.

Как и ожидалось, самыми голосистыми оказались Е.Семенчук [Любава] и С.Трофимов [Океан, во втором составе Варяжский гость], им бы подходящую атмосферу на сцене и их нелепо выписанные в данном спектакле персонажи могли бы ... но это все из серии премьер, которых на сцене БТ не будет уже, понятно, никогда.

Екатерина Семенчук | Любава
image.jpeg

Станислав Трофимов | Морской царь


Андрей Жилиховский - Станислав Трофимов - Юрий Миненко
image.jpeg

Никакую вину на сей раз на рук-во ГАБТа взваливать не стоит. 8 лет Владимир Георгиевич держал осаду, не мытьем, так катаньем избавился от Евгения Онегина. Но и у него есть предел возможностей. Сила, движущая Митю, может преодолеть любое сопротивление, в связи с чем за один сезон аж 2 сказки. Одна из которых заявлена как 16+ и в этой ситуации к проблемам нового спектакля можно отнести то, что тема е*ли не раскрыта.:-)

Tags: Большой театр, Садко, Черняков
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments