dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Categories:

Н.Римский-Корсаков : Псковитянка, концертное исполнение, Большой театр 11.03.2019

Так называемая *премьера* концертного исполнения Псковитянки была записана в репертуарный актив БТ осенью 2017 г.; с тех пор театр больше к этому произведению не возвращался и это вполне объяснимо : опера игровая, не имеющая хитовых сольных фрагментов, вполне могла бы украсить сцену БТ - что, собственно, и происходило в своё время - при бережном отношении к постановочному материалу и при наличии подходящих голосов.
И уж никак не кончертанте !

Но у руководства есть некий расчет на предмет вывоза и показа труппы хоть где-нибудь за границей, п ч большие оперные гастроли остались в давно забытом прошлом.
На данный момент *где-нибудь* - это основное место работы нынешнего музыкального руководителя Тугана Сохиева; в Тулузе он состряпал себе имечко и вполне в состоянии привезти оперу БТ, разумеется, в концертном исполнении. В этом случае ни Русалка Дворжака, ни Альцина, даже Кандид в рамках 100 летия Бернстайна не вызовут ажиотажа - у них там каждый день свой *кандид* на всех подмостках. А русская музыка, если копнуть глубже, чем Петр Ильич Чайковский, спокойно и без лишних усилий может собрать полный «Зерновой дом» и даже вызвать некий оживляж напополам с ажиотажем.
По первости такая история произошла с *Иоанной милой*. Расчетливый Сохиев как только пришел в лавочку тут же попробовал себя в не слишком раскрученном Чайковском, но с обещанием подумать о полноценной постановке на сцене Большого. Дело ограничилось Halle aux Grains и в итоге полным забвением, п ч второй раз туда не повезешь, а в других местах знакомств нет и никто особо не зазывает.
Предполагаю, Псковитянку ждет та же интересная судьба : отрепетировали и показались в этот раз заметно лучше, чем некоторое время назад; предъявят французской публике и в тот же долгий ящик...
Хотя, учитывая скудность репертуара, тут можно было бы подумать о полноценном спектакле – опера не длинная и неплохо скомпонована композитором, певцам есть чего спеть, может не так много эффектного, как в Царской невесте и Садко, но роли в игровом плане оч интересные + есть что поделать хору и оркестру. Только уж эту пьеску совсем нежелательно отдавать в руки кулябиных и ставить ее про современных людей. А так, Иван Грозный в соответствующем антураже, Вече народное … сейчас в театре кокошника нигде не увидишь, только на футболе на болельщиках :-), а, поди плохо, прийти в оперу и полюбоваться на нарядно-народно одетых артистов. Примерно так, как Псковитянка идет в Мариинском театре. Понятно, критикам такое понравится никак не может, а публика порадовалась бы...

А так вот, оркестр наверху, хор на стульчиках, сцена забрана в коричневые панели, якобы оч хорошо отражающие звук, но при этом все зависит от того места, где сидишь. В частности, на моем сушняк звуковой сильно ощущался. Маэстро, всеми силами пытавшийся из вверенного ему коллектива выжать максимум эмоций и нюансов, и солисты, в основном наши, с подкреплением из города на Неве.

Елена Манистина – Светлана Шилова                                             Денис Макаров – Иван Максимейко


Иван Грозный в Псковитянке фигура заметная, хоть и появляется к середине оперы; музыкальная характеристика его партии довольно таки сдержанная и находится в некотором противоречии с представлением об образе Ивана IV в других произведениях, которых было написано великое множество : картина Репина, фильм Эйзенштейна, балет Григоровича и нет им числа.
Но благодаря Федор Иванычу этот оперный персонаж стал практически культовым и просто-запросто любой в этой партии не прозвучит. Речитативно-декламационный стиль ставит перед Басом не простую задачу и требует особой исполнительской манеры, близкой к размышлениям на тему всепрощения и, уж извините, семейных ценностей. :-)
Царь в этой опере задуман не как зверь, а вполне себе Человек. Хотя поначалу, перед его появлением, народ был взят на испуг, а пришел и ... такой милый оказался :-) и поди-ка такое настроение передай. Отдадим должное Станиславу Трофимову, Грозный без привычного наклеенного горбатого носа и орлиного взгляда в полном соответствии с музыкальной характеристикой ему удался. Вокально, - в какой-то степени бесстрастно, в начале и проникновенно, прямо таки по-отечески, в финале.
Станислав Трофимов
Станислав Трофимов

Динара Алиева
Динара АлиеваЕсли рассматривать это как репетицию перед гастрольным вояжем, что, собственно, и было, то уверенно можно считать - французов ожидает вполне достойное музыкальное производство, тем более, что они знать не знают как это должно исполняться.:-)

Скромно можно сказать – мы тоже не знаем, п ч даже я, несмотря на мою любовь к Тамаре Милашкиной, не застал эту оперу на сцене БТ с ней [неудачную постановку И.Шароева 1999 г. в расчет не беру], но раз она это пела, то делаю вывод - монотонный голос Динары Алиевой назвать подходящим для партии Ольги довольно таки затруднительно.
Ну, а Милашкину теперь где взять ?! Нет таких и поэтому французы послушают такую вот адаптацию.

Tags: Большой театр, Опера в концертном исполнении, Псковитянка
Subscribe

Posts from This Journal “Псковитянка” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments