dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Category:

G.Verdi : I vespri siciliani, Мариинский театр 09.10.2018

Не так давно казалось, что I vespri siciliani редко исполняемая опера, чуть ли не особый случай, и уж если где появится в репертуаре, то людям интересующимся к прослушиванию желательна. Когда она прорвалась на сцену Wiener Staatsoper, я попытался взять ее кавалерийским наскоком … Но не очень-то она далась, показалась скучной...
Очевидно другого мнения был лучший бас мира, когда захотел, чтобы специально на него поставили это замечательное произведение в Мариинском театре.
В качестве постановщика спектакля пригласили Arnaud Bernard, который весь сюжет перелопатил и подарил городу на Неве боевичок по мотивам просмотренных многочисленных художественных фильмов про американскую мафию 30-40-х гг.
Это модная фишка – в оперных театрах ставить выжимки из кино, которое сейчас является источником вдохновения для всех желающих творить на музыкальной ниве.
Арно Бернар, показавший свои возможности именно как оперного режиссера постановкой Roméo et Juliette в московской Новой опере, в дальнейшем от художественных поисков в этой, давно протухшей области, похоже, наотрез отказался. Всё, как у всех.
Ничего не ожидая от постановки, и так и не дождавшись более-менее адекватной исполнительницы на главную партию, но дождавшись хороших скидок на S7, я отправился в СПб, помня, что хотя бы 2 отличных певца спектакль сделать могут !
При повторном знакомстве сама опера снова не показалась с наилучшей стороны, если не считать всем известных :
увертюры, навязшей в ушах из-за бесконечного исполнения её практически во всех вокальных концертах и
Mercé, dilette amiche-Болеро Елены, до которого еще надо дожить и желательно при этом иметь Сопрано, пусть и полненькую, но универсальную, которая и на высокую ноту устойчиво встанет, и каденцию чисто пропоёт, и проколоратурит, и объем в середине даст. В Мариинке такие сопрано водятся, но они по не понятной причине себя участием в этой опере не озадачивают.

Спектакль получился очень длинным… И несмотря на наличие в нем некой массовки с боями без правил под предводительством противоборствующих сторон Монфора и Прочиды, исключительно-занудного до невозможности балета, постоянной сменой картинки [как в кино] в виде вырезки маленьких квадратиков, с происходящими в них маленькими сценками, все же нельзя сказать, что действие завораживало и увлекало.

Станислав Трофимов | Procida - Ирина Чурилова | Elena

© фото : Н.Яшина

В какой-то степени в этом конечно виноват душка-Giuseppe Verdi – ну не всегда у него получались Il trovatore с La traviata :-); даже Luisa Miller и то не всегда получалась...
Вроде всё на месте : квартеты-дуэты-арии-кабалетты.
Все при деле, но заслушаться нет никакой возможности.
Музыкально как-то бедненько, временами в унисончик, захватывающих мелодий всего одна – все та же Сицилиана.:-)
Нет, ну если бы это шло  везде и считалось бы хорошим тоном ходить на Веспри так, как теперь ходят на барокко – заранее восторгаясь собою за то, что просто пришел, но к сожалению такого промоушена опера пока не заслужила. Но кто знает … может у нее еще все впереди. И старания Мариинского театра и его «оригинальная» постановка с балетом - что уже давно не делаются нигде - не пройдут даром.


© фото : Мариинский театр

Танцы минут этак на 30 в который раз подтвердили - в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань, если музыка изначально написана для салонных танцев, то варьете с веерами смотрится еще глупее, чем танцы с веерами в Корсаре в Большого театра.
Качество балета в опере всегда легко проверить простым способом – можно ли его показать отдельным концертным номером, ну как, например, знаменитая «Вальпургиева ночь» Л.Лавровского или танцы в садах Наины… Вот это Кабаре показывать нельзя - это бездарно и глупо, и делает спектакль еще более тяжеловесным, как и стремление режиссера перенести действие на авансцену и полное его нежелание хоть каким-то образом освоить весь планшет.
К тому же, будучи одновременно художником по свету, Бернар добился любимого современного эффекта, когда на сцене даже на самом наипервейшем плане лиц артистов не видать.
В общем, эта зарубежная компания много чего сделала для того, чтобы спектакль получился как везде теперь – то ли киноопера / то ли пародия на оперу.

В обстановке не выдающегося музыкального материала и подозрительного оркестрового сопровождения [дирижер Кристиан Кнапп], отнюдь не помогавшего солистам принимать участие в борьбе за улучшение отношения зрительного зала к этому произведению, далеко не все певцы смогли сверкнуть своими вокальными возможностями; иные из них и вовсе оказались карикатурны... Т е были вполне в стиле предлагаемого трэша.

Елена [Ирина Чурилова] была настолько одержима местью за своего брата, что ей было не до пения;
в результате единственная, случайно попавшая в фокус, высокая нота настолько удивила нормальным звучанием, что даже захотелось верить во всё то хорошее, вокальное, сопраново-спинтовое, которое может когда-то и бывает, но в этот вечер не случилось категорически...


И.о. тенора был интересен тем, что совсем недавно в честной борьбе из рук самого главного мафиози оперы получил 2 премию на очередной Operalia, нескончаемым потоком поставляющей на подмостки больших и малых оперных театров разнокалиберных *мастеров вокального жанра*.
С этими «поставками» надо что-то делать, надо проводить Опералию раз в 4 года, как Олимпиаду, тогда может действительно будет какой-то выбор для всех тех оперных дельцов, которые теперь называются каст-менеджерами и которые сегодня делают оперу.
Все давно знают на какой уровень вышли все эти опералии, но худо-бедно, если понравишься, по разным театрам, где дозволено, потаскают и кое-какие ангажементики будут.

Совсем не обязательно иметь супер голос, вполне можно извлекать звуки на подобие свистка – узенько и пронзительно, подобными голосами при определенноцй технике Альмавиву употреблять можно [чем в свое время и прославился г-н Флор], но в Арриго хочется чего-то поплотнее, позвучнее, и уж если рискуем идти на фальцет, то это должне быть все же фальцет, а не какой-то «терентий».
Химико-технологические ухищрения для того, чтоб приспособить свой голос к предлагаемым партиям, загнали оперу  за можай /  А исполнение сильных теноровых партий сейчас просто превратилось в фарс.

Самым интересным в спектакле оказалось наличие в нем отдельно Баса и отдельно Баритона,
а не того и другого, как это часто теперь бывает, расположившихся где-то на середине между этими 2-мя регистрами. 

Сейчас особо не различают голоса и если сам себя назвал басом, значит ты и есть бас; да и баритоны нынче всяко-разные попадаются, чаще заглубленные тенора без верхних нот.

Владислав Сулимский, несколько дней тому назад спевший Ренато в Большом театре, у себя дома подтвердил свою принадлежность к вердиевским баритонам. Голос его в такой форме, что он в состоянии с небольшими перерывами качественно петь  сложные партии и присутствие его в спектакле в настоящее время практически всегда повышает градус исполняемого произведения.

В лице Станислава Трофимова Мариинский театр совершенно очевидно приобрел очень сильного исполнителя и достойного продолжателя традиций русский басов на этой сцене.
Помимо шикарного шоколадного баса широкого диапазона, его отличает хорошо продуманная манера исполнения, которая позволяет ему не только замечательно исполнять русскую оперу, но и абсолютно свободно, не пережимая, петь итальянский репертуар. Также впечатляет этакая вальяжность вокала, которая бывает у певцов, уверенных в себе.



Комической концовке представления с пальбой из торта и рукопашным боем все же не удалось сотворить из Сицилийской вечерни киношную лабуду и это является очередным доказательством прописной истины – оперу не делают режиссеры, её делают вокалисты !

Tags: i vespri siciliani, Мариинский театр
Subscribe

Posts from This Journal “i vespri siciliani” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments