dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Categories:

C.Saint-Saëns : Samson et Dalila, концертное исполнение, Мариинский театр 05.05.2018

Хорошо зная и уже привыкнув к оперной обстановке в г. Москва, на следующий день я отправился в город на Неве, вовсю размышляя на тему, — почему у нас поет Kristian Benedikt, а в культурной столице José Cura ?
Правда, грела душу мысль -  что Кура в СПб в опере выступает впервые, хоть и кончертанте; и, да, по специальному приглашению примадонны Мариинского театра, которая праздновала юбилей – 30 лет на сцене. Так-то врядли бы мы его там услышали…



Санкт-Петербург как всегда подготовился и встретил меня, выехавшего покрасоваться в пиджачке, погодой под ноль градусов; ну и Невский отличился ... совершенно удивительной картиной шествия без факелов fuckовых молодых людей и дэвушек, у которых на лбу написано дайте мне бутылку и я налью туда коктейль молотова. Стадо вёл удивительного вида главный баран, похоже «потевший» за навального. Как потом выяснилось, выход масс градоначальники не санкционировали. Но осадочек остался, вдовесок к навальному волокли какие-то фашистские знамена.
А кому и когда было легко в городе 3-х революций ?!
Зато потом пошла такая пруха, которую даже легкое одеяльце в номере отеля при температуре 15° не перекрыло.-)

Мариинский театр=основная сцена в каком бы поношенном состоянии не находился,
это все равно Театр и по-прежнему и всегда производит сильное впечатление.
Занавес. Акустика. Мрамор.

И любители оперы, которых там на данном этапе, как выясняется, много
и которых у нас в Большом давно нет...

Samson et Dalila Charles-Camille Saint-Saëns — опера, не сказать, что очень веселая и драйвовая.
Однако в репертуаре Кировского театра она, разумеется, есть
— там чего ни хватишься – все есть !
Баро́кко, правда, нет, так его в архитектуре города навалом;
кому не хватает, идите любуйтесь на музыку в камне. :-)
Такое мероприятие в Большом театре назвали бы премьерой, в Мариинке это обычное дело.
Потому что Ольга Бородина всю свою жизнь, не слишком уважая
режоперов, в последнее время предпочитает выступать именно в таком формате.

Она это право заработала честным трудом : с Мариинским театром не расставалась никогда; при том, что её зарубежная карьера сложилось вполне удачно, Питер, как был, так и остался её родным городом.
Это был её вечер и её праздник, состоявшийся наилучшим образом.
Хотя героиня была несколько омрачена кончиной аккомпаниатора Дмитрия Ефимова; ему она посвятила свое выступление



Ольга Бородина - José Cura, Мариинский театр, Санкт-Петербург 2018 г.


После почти годичного перерыва я был рад услышать не чужого мне тенора и с чувством глубокого и полного удовлетворения констатировать – все по прежнему на своих местах !



José Cura единственный
tenore di forza на сегодняшний момент, п ч поет своим голосом, данным ему от природы.
Этот голос -
Тенор, который звучит как тенор и, несмотря на современные тенденции - с возрастом голос укрупняется [Анна Нетребко, Грегори Кунде, Петр Бечала, Роберто Аланья, Марсело Альварес, расширили свои грудные клетки и репертуар до абсолютной невозможности его исполнять :-)], ни черта не изменился, п ч куда уж больше ему укрупняться, он был крупным всегда.:-)

Emmanuel Villaume | Conductor - Ольга Бородина | Dalila - José Cura | Samson - Владимир Мороз | Le Grand-Prêtre de Dagon


Петь из низкой позиции не стал, но отдавая дань моде –
piano прозвучало [а не прошептало], насыщенное и драматически окрашенное, т е чувства в голосе передаются в особо трогательных моментах.
Что касается высоких нот, их в Самсоне к сожалению кот наплакал, – тут никаких уходов и совершенно безопасно.
После
Tannhäuser было удивительно читать, что критика в первую очередь отметила полную комплектность исполнения – он спел абсолютно все ноты… Возникает вопрос - что вообще поют патентованные вагнерианцы, чего вытворяют с партитурами, половину неудобной музыки выбрасывают ?
Основное достоинство
José Cura – интенсивность и эффективность вокала в сочетании с оч индивидуальным подходом к интерпретации роли. Это работа большого артиста и музыканта. Ну и чисто физические возможности позволяют ему в ролях такого репертуара чувствовать себя свободно.

Зал реагировал по нарастающей и к концу представления, основательно разогревшись,
любил артистов на полную катушку : скандёжка, честное орово [не такое, как в Скале, с подготовленных мест давно знакомыми всем голосами].



Emmanuel Villaume | Ольга Бородина | José Cura


Все то, что думал раньше про питерскую публику, по приобретенному опыту приходится отменять.
Каким-то образом так получилось, что институт оперного сырства, погибнув на берегах реки Мск, расцвел на берегах Невы : там фамилии исполнителей знают и ходят на них / в ГАБТе знают только Нетребко, все остальное идет под общим названием сходить потусить в Большой и уйти после первого действия, особенно, когда идут режоперные шедевры (а они у нас идут практически всегда). Как повелось с Чернякова, так у всех интерес к опере и отшибло.

Организаторы предусмотрели еще одну европейскую фишку - по завершении представления публику вежливо пригласили на автограф-сессию с главными исполнителями.
И кто б мог подумать, что в городе, в котором метро закрывается в 12,  разрыт основной проспект и автобусы радостно едут в объезд, да и вообще чаще всего после спектаклей народ несется по домам как можно скорей, найдется такое количество желающих принять участие в этой процедуре !
Грешным делом думал, что буду один; ну и еще парочка-троечка подгребет, таких, как я, из серии
сами мы не местные.

Однако центральное фойе было замечательным образом подготовлено под это дело, что говорит о повторяемости таких событий. Очередина вплоть до лестницы, без очереди не влезть - жесткий Ordnung ! Действо обещало затянуться до глубокой ночи, но обслужив примерно 1/3 желающих,  г-жа примадонна вдруг встала и пошла на выход ...
Дирижеру [
Эммануэль Вийом] и Хосе Куре ничего не оставалось, как пойти вслед за ней, хотя они были настроены посидеть еще. Тем, кто не успел попасть в число счастливчиков, пришлось уйти.
- Она устала - объяснили охранники
Зачем тогда все это затевалось ..?

Единственный неприятный момент вечера.

фото кликабельны

Питерский позитив продолжился в автобусе № 27…
Мне оч нравится, что в СПб в общественном транспорте до сих пор остались кондукторы – милейшие люди, отрывающие билетики послевоенного формата. Заходишь спокойно и тебя встречает ласковая хозяйка салона, которая сообщает, что Невский перекрыт и поедем по Садовой. Потом задает вопрос :
– Вы из театра ? – Да
Далее начинается допрос с пристрастием
– Во сколько закончилось, опера или балет, кто выступал ?

В Мск такое кто-нибудь может себе представить ? Но в Мск и кондукторы исчезли как класс давным-давно.

В этот раз я наконец-то посмотрел развод мостов и как бы это не было трудно и холодно, это стоит того. На меня, как на новенького, обрушилась и Петропавловка, и Дворцовая набережная, Невы державное течение в потемках, и Дворцовый мост, раздвинувший свои рога в фиолетовом окрасе, и целая флотилия маленьких корабликов с туристами, которые, как рыба на нерест, стремилась со всех каналов к Неве-матушке, чтобы принять участие в этом священнодействии. И вот же везуха – народу мало ! А потом, когда через фарватер цугом пошли огромные баржи, Река гудела как орган, вкалывала. И пусть еще не было белых ночей, для меня они состоялись заранее.

Конечно, всякие мысли посещали… Например, как бы поправить дело с гранитными набережными, горбатый мостик выправить перед Летним садом и даже может быть отполировать каким то образом камень… Этот город, он всем принадлежит и все туда стремятся [ белые ночи начнутся – невесты попрутся с жонихами]. Денежки Питер конечно собирает, даже в Летний сад вход через турникет с поборами, но куда они потом деваются, очень интересно. Здания шикарные продаются частным лицам, которые для своих нужд надстраивают их идиотскими стеклянными крышами и всякими мансардами и никому до этого дела нет.
Только я разволновался. Уж больно хорошо город задуман и исполнен. Осталось только содержать его в порядке, но на это сил не хватает.


На следующий день утром и вечером в Мардве шла Adriana Lecouvreur с двумя составами, но принципиально с одним тенором. И тенор – Ахмед Агади - звезд с неба не хватал, но старательно все спел на раз-два.
Другое дело, что Адриана такая вещица, не требующая уж очень серьезных усилий практически от всех голосов. Раньше ее называли оперой для стареющих примадонн. И так, собственно, оно и было : в ней есть что поиграть, есть выходная ария [похлопать], есть финальная [поплакать - особо сентиментальным], но все это на [так модный нынче] разрыв аорты не тянет.

Татьяна Сержан | Adriana - Юлия Маточкина | La principessa


Музычка простенькая, в стиле Минкуса, 2 основные темы, постоянно повторяющиеся; плотного оркестра не наблюдается, бороться за высокие ноты не надо – сами собой поются.
Такая вот оперная история.
И опять же, в репертуаре театра.
Лет этак 30 тому назад я слушал Адриану в исполнении
миланской Скалы [Френи, Троицкая, Коссотто, Джакомини] 3 раза и потом всё.
И надо сказать, в этот раз удовольствие удалось схлопотать.
Если рассматривать исполнение произведения в общем ракурсе,
то
Татьяна Сержан конечно свое звание примадонны блистательно подтвердила;
с одной оговорочкой –
примадонны в отличной вокальной форме !
Но надо отдать должное и утренней исполнительнице - Татьяне Павловской, которая ничуть не навредила несчастной Адриане.

Юлия Маточкина после беби-паузы, на мой взгляд, внешне осталась в прежнем виде.
И голос не укрупнился нисколько:-), какой и был : полетный, звучный, ровный и светлый.

Арию [Acerba volutta] спела не слишком экспрессивно, зато сцену соперниц провела с большим накалом, оч эмоционально, примерно так, как в балете Баядерка выясняют отношения Гамзатти и Никия.:-)



Основной оркестр Мариинского театра, который до 9 мая живет в поезде, любимую обитель покинул, но Кристиану Кнаппу и оставшимся музыкантам замечательная музыка Франческо Чилеа оказалась по уму - рукам- губам. Все у них получилось оба раза. Как, впрочем, и в предыдущий вечер п/р Вийома.

Ефим Завальный | Michonnet - Юлия Маточкина | La principessa - Ахмед Агади | Maurizio - Татьяна Сержан |  Adriana


А ведь впереди марафон белых ночей и чуть ли не 200 представлений, в то время как Большой за целый год гордится своими 350 представлениями на обеих сценах.
Tags: José Cura, adriana lecouvreur, samson et dalila, Мариинский театр, Опера в концертном исполнении, Татьяна Сержан
Subscribe

Posts from This Journal “José Cura” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

Posts from This Journal “José Cura” Tag