dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Categories:

G.Verdi : Un ballo in maschera, premiere, Большой театр, 20-21.04.2018

Большой театр, видимо понимая что определением *ужас* для каждой его новой постановки
мало кого можно удивить, решил сделать премьеру в стиле мистический триллер или *ужас ужасный*. По части режиссуры практически ничего не удалось, а вот по части cast (а) случился полный «триумф», за редким исключением, которое всего лишь подтвердило правило – в этом театре вокальный ужас поселился навсегда.

На этот раз режиссера пригласили из-за бугра, с достаточно скромным, мало кому интересным именем.
Davide Livermore на все руки мастер : на протяжении своей 22-летней творческой карьеры, которая разворачивалась на ведущих европейских сценах и в театрах Италии, Давиде Ливерморе освоил самые разные театральные специальности: режиссера-постановщика, сценографа, художника по костюмам и художника по свету; также выступал как певец, танцовщик, актер, был сценаристом и педагогом. [с сайта Большого театра]
Я с его творчеством знаком — в театре-крошке в Пезаро 2 года назад он поставил Il turco in Italia Россини в излюбленном им киношном стиле. В качестве пустяка это вполне сошло.
Оказавшись в Большом театре, и решительно настроившись на крупную форму, автор постановки привлек в качестве соавтора Альфреда Хичкока, объяснив свой ход тем, что будучи большим поклонником синематографа, лучшего воплотителя мистического триллера, чем Хичкок, он себе не представляет. А то, что Un ballo in maschera G.Verdi и есть самый настоящий мистический триллер, это само собой разумеется.

Глупый вопрос — почему оперные спектакли теперь ставят драматические режиссеры, а также поклонники кино и другие разновсяческие деятели, а не профессионалы своего дела, сейчас даже задавать неудобно... Да и некому. Не Урин же будет отвечать на него; сказано же – театр - не музей, т ч вот вам Хичкок, которому 100 лет в обед, но если его прицепить к Опере, то получается вроде как чего-то новенькое.




«Фильм-опера» на сцене Большого получился черно-белым, мертвецки темным и скучным как интеллектуальное кино, в котором интеллектом и не пахнет.


Davide Livermore | Director and Set Designer - Giacomo Sagripanti | Conductor


Mariana Fracasso | Costume Designer - Davide Livermore | Director and Set Designer - Alessandra Premoli | Director - Antonio Castro | Lightning Designer


Излюбленную БТ серятину на этот раз разбавили золотистым окрасом, не прибавившим радости на сцене. Перенос действия в Америку середины прошлого века ровно счетом ничего не дает сюжету и говорит о том, что современные режиссеры категорически не умеют и не хотят ставить с глубоким погружением в историю. Как тут не вспомнить незабвенного Кулябина - я тогда не родился и не знаю как ставить ту эпоху - поэтому вот вам то, про что мы знаем : мужчины в двубортных костюмах, а женщины кто во что горазд и до какого уровня отсутствия вкуса дотянется художник по костюмам. Разумеется, военные и, отдавая дань дешевой оперной вампуке – салон в китайском стиле в сцене Ульрики в качестве отвлекающего маневра и золотой дождь в финале как апофигей китчевого беспредела на сцене БТ.
Зато в этот раз Историческая сцена козырнула своими техническими возможностями, про проекции с воронами и кино в окошках, пародийно копирующих вокалистов, скромно умолчу, дело хозяйское издеваться над своим подручным материалом, а вращающийся круг, с нагроможденной на него основной декорацией в виде театра с колоннами, это конечно большое достижение.
Здесь ГАБТ оказался в тренде, прошлым летом мы уже осмотрели такой круг на веронской Арене и поразились как ловко режиссеры, не умеющие заполнять пространство огромных сцен, упихивают всю массовку в коробочку, которая даже треть планшета не занимает.
Тут такая же история. Не нужна современным режиссерам такая большая сцена, не
знают они что с ней делать. Широкий экран нужен был только для киношных ворон, все
остальное прекрасно уместилось на 1/3.  В дальнейшем этот Ун балло легко упакуется на Новую сцену, как это произошло с Иолантой, и, скорей всего, там такой формат будет более-менее уместен.


Само производство имеет вид полуфабриката и это немудрено, потому как режиссер-постановщик почти одновременно выпускал где-то еще один спектакль и за него трудилась в основном ассистент-Alessandra Premoli. А т к эта премьера не горячо любимый ГАБТом перенос с каких-то европейских задворок, а действо, претендующее на оригинальность, то вся деятельность постановочной команды показала неубедительность и бессмысленность затеи, в которой признаков творчества невозможно найти. Действующие лица статичны, характеры не проработаны, массовка пущена на самотек; артисты, если не стоят на лестнице, пытаются организовать мизансцены собственными силами, которые в последней сцене сильно напоминают утренник в детском саду, когда детишки под музыку кружатся вокруг себя и рядом нет воспитательницы, которая могла бы организовать из них хотя бы ручеек. И да, действительно, происходящее было ужасным и оч безвкусным и, что самое интересное, к Хичкоку никакого отношения не имеющим. Ну, разве что вороньи клювы, украшавшие хористов и миманс. )



Предыдущая постановка Бал-маскарада в Большом театре имела абсолютно
счастливую судьбу и потому, что в ней пели все вокальные сливки того времени,
и потому, что это был феноменальный красоты оперный спектакль.




Нынешняя премьера это всего лишь еще один повод призадуматься на тему в каком ужасном положении находится сейчас оперное искусство...

Московский люд каким-то образом приспособился не обращать внимание на режиссерские выплески и на все это реагирует достаточно спокойно. Ну идет 2-е действие на мусорке - все равно ж ничего не видно, в конце концов, можно закрыть глаза и наслаждаться хоть и не супер вокалистами, но уровнем, более-менее приближенным к европейскому.
Хотя, уже который год взгляд на европейские касты [и даже театров категории А] повергают в страшное уныние.
Все то, что случилось с составами исполнителей в этом спектакле, не поддается анализу со знаком + На 2 каста адекватного исполнения их получилось на три с половинкой.
В первом — это конечно
Nadia Krasteva в не большой, но очень показательной для меццо-сопрано партии она напомнила какими голосами пели Ульрику в золотое время Оперы и Бала-маскарада в Москве; как это делали Образцова, Никитина, Шемчук, Терентьева, Котова.., за кого из них ни возьмись, все они обладали богатейшим нижним регистром, без которого этой роли нет.
В партии Ульрики мистика оформляется большим голосом богатого тембра, для которого нет предела в нижнем диапазоне, насыщенными обертонами, плотным центром и способностью певицы придать особенное значение своей роли в общем сюжете оперы.



Тем, кто слышал как это пели во времена оно, никаким образом не удастся приспособиться к современным, аккуратным адаптациям пол-сопрано, когда последнее Silenzio на нижней Соль [самая козырная нота этой партии] еле-еле проговаривается .



Надя Крастева по современным меркам единственная правильная исполнительница Ульрики и тут cast-менеджмент БТ попал в точку, чего никак нельзя про вторую Меццо, но еще не хватало при общей вокальной исполнительской разрухе огорчаться по поводу отсутствия равнозначности двух составов.

Нина Минасян | Oscar
Damiana Mizzi | Oscar
Повезло небольшой роли Пажа.
Легкие сопрано Нина Минасян и Damiana Mizzi «отчитались» мягким тембром, чистотой звучания, колоратурностью, умением держать темп, игривостью и хорошей смотрибельностью даже в том облике, который им подарил художник по костюмам [костюм был конечно же мужской, а лицо украшали очки:-)].

Из позитивного это почти все. Владимира Стоянова не буду комментировать, потому что в свое время в Opernhaus Zürich он с Петром Бечалой устроил грандиозный праздник в тамошнем Un ballo, что теперешнее его исполнение, которое в общем и целом уступает по разным обстоятельствам, те воспоминания не перекрыли. Всяко бывает...
Основная мистика случилась за 2 недели до премьеры, когда стало известно, что Hui Heочень ожидаемая многими Сопрано– оказалась за бортом из-за, чуть ли, не соответствия высокому музыкальному уровню Большого театра...
Вот это уж триллер так триллер !


Hui He имеет статус востребованный певицы, но т к сейчас такие времена, что это определение звучит как ругательство, то в ее случае приходится полагаться на собственные уши и на всяко разные записи, где ее исполнительское мастерство в полном порядке.
Я слушал Амелию Hui He на Арене и именно поэтому с нетерпением поджидал ее появление в Москве-красавице... нетерпение в итоге закончилось Оксаной Дыкой – гораздо менее востребованной, но украшающей собою большинство театров Италии и совсем недавно - прославленный театр The Metropolitan Opera.
Для подтверждения своего мнения, не прибегая к помощи всех тех
немногочисленных остатков от былой роскоши фанатских рядов
и не решая вопрос коллегиально, ответственно заявляю -
так, как Дыка, в Большом театре еще не пел никто !
И тут даже не надо забираться в глубину истории и поминать всуе всех тех,
кто выступал именно в Бале – это абсолютное зло !
С первых же нот - свербящий звук и убийственная атака, чудовищная детонация, постоянные подъезды и в этом случае абсолютно не уместные, плавающие филировки.
Не хотелось верить своим ушам, что сижу и такое слушаю... Это даже не Груберова на старости лет. И даже не знаю кто лучше  - мадам Гулегина сейчас или эта певица в ее, прямо скажем, нормальном певческом возрасте..?

Такое качество вокала оказалось вполне соответствующим высокому уровню Большого театра и заранее приглашенному итальянскому тенору,—тоже с оч богатым послужным списком.
Если это итальянские хедлайнеры пения, становится понятным почему большинство оперных театров Италии закрываются, а легендарная миланская Scala никак не может набрать полный зал [кроме конечно Анны Нетребко, которая методом сравнения теперь понятно каким образом оказалась в заоблачных высях оперной первопрестольной].
Лучшее, что можно было бы доверить премьерному тенору – Malcolm в Макбете, а самым козырным образом у него получился бы Подъячий из Хованщины.:-)
Но нет, неисповедимыми господними путями, он поет Риккардо в Мск и прёт его от этого на полную катушку.

Оксана Дыка | Amelia


Giorgio Berrugi | Riccardo


На этом «замечательном» фоне наши родные Анна Нечаева и Олег Долгов показались «анной нетребко и юсифом эйвазовым мировой оперы».
 У Нечаевой все предельно аккуратно : обе каденции в ариях чистые, все верхушки взяты, низы озвучены без проблем (даже не хотелось выходить на диванчик:-)). Да, скрипит на высоких нотах, но это ее фирменный скрип ! Долгов, после абсолютно не подходящей для его голоса Пиковой, временами так просто воспарил; правда, Barcarola всю прохрипел, но это уже не важно, у него хоть нормальный теноровый окрас. И Terzetto [едва ли не лучший в мировой опере] из второго действия прозвучал с намёком на полифонию.:-).:-)

Damiana Mizzi | Oscar - Анна Нечаева | Amelia - Giacomo Sagripanti | Conductor - Олег Долгов | Riccardo


Олег Долгов | Riccardo - Владимир Стоянов | Renato - Silvia Beltrami | Ulrica


В общем, по части вокала Большой устроил завершалочку первого срока владимира георгиевича на посту.
Кто как к этому отнесется, но на европейский уровень вокала, к которому, как выясняется, примкнул недавно театр MET, он ГАБТ вывел - у нас теперь поют также погано, как во всей Европе.
Cast подбирается исходя из соображений ну никак не талантов.
Что, собственно, и везде так делается, п ч а вот кто хочет на Аиду с Гусевой, Губановой и Кунде в г. Вена ? :-)


Максим Анискин | Renato - Оксана Дыка | Amelia - Giorgio Berrugi | Riccardo - Nadia Krasteva | Ulrica - Deyan Vatchkov | Samuel

В чем тут соль, придётся разбираться следующие 5 лет при помощи новоизбранного председателя профкома оперных работников (не буду называть фамилию).
И эксперименты с режиссерами и режиссурой привели к печальным последствиям когда маэстро-постановщики гонорары получают с удовольствием, но особо трудиться желания не имеют, потому как слишком хорошо знают — и так сойдет.
Tags: nadia krasteva, un ballo in maschera, Большой театр
Subscribe

Posts from This Journal “un ballo in maschera” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

Posts from This Journal “un ballo in maschera” Tag