?

Log in

No account? Create an account

ОПЕРА искусство не для всех...

ЖЖ как будто оперный, но иногда балетный / ЖЖ как будто милый, но иногда и вредный


Previous Entry Поделиться Next Entry
Verdi : Simon Boccanegra, концертное исполнение, Мариинский театр, КЗЧ 04.02.2018
dolchev
В Мск состоялся мастер-класс для многочисленных руководителей оперных трупп.
Руководители оперных трупп, как водится, не явились и напрасно…
П ч поучиться было чему – Валерий Гергиев представил в столице один день из жизни Мариинского театра.

Десант из Санкт-Петербурга, несмотря на отвратительные погодные условия, прибыл к месту назначения – залу Чайковского – вовремя; малость порепетировал [как всегда] и практически без опоздания, но на час позднее обычного времени, приступил к исполнению Simon Boccanegra G.Verdi - не самой простой оперы именно для такого представления публике.

— Ну вот, дети, - сказал дружный коллектив Мариинского театра - сейчас мы вам расскажем и покажем как надо делать концертные исполнения, не обзывая их премьерой, без всяких режиссеров-постановщиков, без дурацкой игры света и разных других атрибутов, употребляемых ныне в этом популярном черт его знает каком жанре.
«Дети» присмирели до такой степени, что мало кто «посмел» покинуть зал до окончания представления, которое по московским меркам оказалось достаточно длинным
[т к начали в 20.00].


И это при том, что играли нет хит, не барокко и Дебаргом с Курентзисом даже и не пахло. Симон Бокканегра, среди людей, понимающих о своем месте около оперы, считается произведением чуть ли не культовым. Эта опера далека от попсы, - говорят они – и если вдруг она вам не по душе, в приличном обществе говорить об этом не стоит, это все равно, что в Вагнера с Брукнером плюнуть.

Но есть честные люди, которые кладут руку на сердце и во всеуслышание заявляют – это ж скука зеленая, в которой без поллитра не разобраться во взаимоотношениях всех этих местных феодалов из крошечных итальянских городков.
Такие товарищи не доверяют всем тем сведениям, доносившимся со скоростью Сапсана из города на Неве, о невероятном интересе к постановке Симона со стороны местной культурной публики и, что самое главное, о том, что оркестр п/р Валерия Гергиева играет совсем не так, как под управлением разновсяческих  других дирижеров; о необыкновенном, крепко сбитом ансамбле солистов; о слаженном хоре… Ну прям вот не верилось … Да к тому же постановка, говорят, красивая, современная и стильная.
По факту, оркестр, ведомый Гергиевым в этот вечер, удивил… высоким уровнем дисциплины, слаженностью и чистотой звучания, практически полным отсутствием громыхалова и большим присутствием очень внимательного отношения к солистам, которые по очереди выходили на авансцену и напрямую не взаимодействовали с Маэстро, расположившемся от них на некотором расстоянии в глубине сцены. Но это не явилось проблемой для певцов и все ансамбли и соло были исполнены четко.
В Мск приехал самый боевой комплект этой оперы, среди которого не было ни одного варяга [
за исключением тенора - Отар Джорджикия периодически поет Gabriele Adorno в Мариинке].
Получается можно так работать,
когда произведение требующее немалого количества высококлассных голосов,
исполняется своими силами.
И как исполняется !
Сегодня такой ровный состав мало где услышишь и, что уж совершенно точно,
Большому даже не надо тягаться со всеми его «приглашенными звездами».
Скромненько, так, стоять в сторонке и даже не курить, п к это сейчас запрещено.
А пока мы с остервенением готовимся к очередной премьере Пиковой дамы,
снова закрыв театр на неделю, Мариинка даже в этот снежный вечер
трудилась в поте лица на 2-х сценах у себя дома, утром и вечером.

Не все солисты в этом театре поют так, как пели вчера в Симоне,
но уровень труппы несомненно выше всего того, что мы имеем в Мск.
И живи мы сейчас при социализме, никуда бы они, миленькие, не делись, все бы пели у нас, в Большом…
Политика глобализма нам, столичным жителям, всю оперную мазу испортила.
Так получилось, что Большого большие певцы чураются.
Либо он их чурается...

Много ли сейчас таких певиц, как Татьяна Сержан ?
Их в миру раз-два и обчелся.
Может быть роль Марии=Амелии и не совсем её, потому что большой голос приходится приспосабливать для усиления восприятия лирических моментов,
но какая певица откажется от того,
чтобы оказаться в окружении такого количества великолепно поющих мужчин, да еще красавцев, во фраках и бабочках ?! -)

Владислав Сулимский, как Бокканегра, блистательно опроверг существующее мнение о том, что заглавная партия написана для баритона с мозгами, но, как правило, уже без голоса.-)
Его случай - в первую очередь голос и мозги.
Ни разу не устал, отличная выносливость - звучал мощно, объемно, с пониманием своего места в этой опере.
Партия проработана идеально и не представляет никаких трудностей для него.

Владислав Сулимский | Simon Boccanegra                              Станислав Трофимов | Jacopo Fiesco


Станислав Трофимов, тот артист, который обращает на себя внимание в какой бы роли он не появился; его вокальные данные для Фиеско абсолютно подходящие, не вызывающие сомнений : ровный по всему диапазону глубокий бас, оч хорошо озвученные богатые обертонами низы и, что немаловажно, – понимание стиля исполняемого произведения. Акценты, концовки фраз – всё итальянисто [хотя такое чаще говорят про теноров:-)].


Второй баритон - Роман Бурденко, хоть и имел роль поменьше, но мало уступал Баритону № 1, что говорит о том, что в Мариинке 2 крепких баритона; а если вспомнить еще и Маркова, то в Питере получается какая-то баритональная вакханалия. -)

Отар Джорджикия | Gabriele Adorno                                                  Роман Бурденко | Paolo Albiani


Тенор
приглашенный, не хуже всех остальных теноров Мариинского театра, которых мне довелось слушать в обозримое время. Роль Адорно считается трамплином либо в первачи / либо из первачей по возрасту в неё. -)  Дальше видно будет.

Simon Boccanegra
таким, как я, неофитам, была преподнесена практически идеально : никаких старичков с их «глубоким прочтением» и пыльными шлейфами некогда былой славы, никаких компромиссов — просто хорошо пели и играли в рамках концертного исполнения.

Станислав Трофимов - Татьяна Сержан - Владислав Сулимский - Валерий Гергиев - Отар Джорджикия


Но для того, чтобы полюбить эту оперу наверное необходима какая-то
особенная работа.
Пока что я склонен относится к ней так -

«За исключением нескольких лет в течение 1930-х годов, когда Лоренс Тибетт триумфально выступал в партии Симона Бокканегры со всей присущей ему драматической силой, эта опера никогда не захватывала воображение и эмоции широкой публики ни в самой Италии, ни за ее пределами. Она, можно сказать, потерпела провал в начале своей сценической жизни, и композитор был не только разочарован этим, но также терялся в догадках о причинах своего фиаско. К 1881 году он установил довольно тесные отношения с композитором и либреттистом Арриго Бойто, обладавшим великолепным мастерством и вкусом; с ним Верди сотрудничал в создании "Отелло". К нему же он обратился с просьбой переделать невнятное, туманное и статичное либретто. Бойто сделал максимум, но на сей раз результат оказался не столь хорошим. За переделку взялся сам Верди. Исправленная версия единственная, исполняемая в наше время, включает в себя несколько, быть может, самых выразительных страниц Верди. Но и в обновленном виде она, скорее, вызывает большое почтение критиков, чем страстную любовь широкой публики. Оперные театры возобновляют этот спектакль лишь ради какой-нибудь звезды-баритона или с целью продемонстрировать великолепие декораций. Критики хвалят такую постановку, публика остается безучастной, баритон-гастролер блещет в какой-нибудь другой опере, а декорации возвращаются на склад, где они пылятся несколько лет до следующей постановки.»
Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)

фото кликабельны

Записи из этого журнала по тегу «Мариинский театр»


  • 1

"просто пели"

(Анонимно)
Глубокое, захватывающее, пробирающее своим совершенством, столь редким в наше время,исполнение оперы, интересной во всех смыслах.

Потрясающе было! мурашки 4 раза!

ну во времена не столь еще отдаленные Бокканегру пели баритоны с большими ресурсами - все-таки все 70-е и до середины 80-х by default это был Пьеро Каппуччилли, в 80-е его много пел Брузон, в 60-е Мерилл, МакНейл и Таддеи. Даже в совсем не столь отдаленные времена, лет 5 назад, я еще злобно хихикал, что в Вене пытаются получать удовольствие от Доминго, а в Будапеште это можно было делать без дополнительных усилий - там был - бесменный Alexandru Agache - тоже не молодежь, но все же моложе, в очень приличной форме и без дураков большой голос с отличной школой. Мне кажется, что о приоритете мозгов начали рассуждать как когда Бокканегра глянулся Доминго, а от Нуччи остались только одни мозги.

Роль Бокканегры изменилась как по щелчку ровно с того момента, как за неё взялся тенор Доминго.
Даже его фаны были слегка удивлены таким ходом, но все это сопровождалось обещанием что так он хочет попрощаться со сценой. Ну ладно уж, пусть старичок сам себя потешит... А во что все вылилось?!
Этим старичкам волю давать нельзя, вне зависимости от того, что у них там с мозгами.
Теперь мы дожили до такого времени, что заглавная партия Бокканегра стала как роль Альтоума в Турандот - традиционно в ней должны выступать дурнопоющие голоса без всякой принадлежности. Главное, чтобы было хоть какое-то имя.
Невозможно себе представить, чтобы Сулимский в той же Вене спел эту партию - зачем ? - чтобы люди могли сравнить, а, главное, узнать как это надо петь. Лучич с Хэмпсоном - вот удел публики. Ну и конечно, о радость, если удастся заполучить Нуччи с Доминго.-)

В последний раз там, кстати, был кто-то вполне похожий на правду - я даже удивился

(Анонимно)
Вот и отлично, Что Сержан, Сулимский, Трофимов выступают в нашем двустоличье, уровень австрийской ниже критики.

(Анонимно)
Мастер-класс Урин пропустил, потому что какой ему с этого навар?
Исполнительский уровень оценить не может. ничего в этом не понимает. И никакой кормежки не было.
Зато на концерте Нетребко очень даже присутствовал. Человек политический, знает, где вертеться. Хотя публика там была в основном из операционных залов банков-спонсоров. И Валерия с Пригожиным, тоже за бесплатно скорей всего.
Эй очень смешно строит из себя звезду. Хотя все они теперь одинаковые, как отштампованные.

Анечка - главное достижение, свершение [думайте как хотите] Урина за время его управления ГАБТом. Ну как ему не пойти ?! Это козырная карта для похода, например, в Кремль, п ч она похоже единственная певица, которую там знают; и уж тем более, для походов в минкульт с отчетиками. Благодаря ему она запела в БТ. И этот факт сполна покрывает странную работу театра через пень колоду.

А Валерия с Пригожиным теперь оперницы. Ясное дело, что на всякое барахло, типа Симона Бокканегра, этих друзей оперы не дождешься [хотя никто их там и не ждал], а на всякого рода Акции - они впереди паровоза ! -))

(Анонимно)
Там еще кормили с первого по пятый ряд. Браслетики давали, как в Турции на олинклюзиве. Почему наши такие идиоты, ну так нигде не делают. Что за дешевка?

Ага, вот прям нигде так не делают !
- своими глазами видел как на премьерах в Венской опере в антракте бабулечки спонсорские и спонсоры в бабочках в свой загончик бегут, друг друга обгоняя, чтоб первыми схватить свою пироженку.
Вот этой хрени мы у них научились.
Как какая-нибудь дурь, так мы первые, а чему-нибудь толковому научиться - не дождешься.-)

(Анонимно)
Неужели Вы считаете Эту оперу барахлом?

Считаю неудачной оперой, но конечно же не барахлом, п ч Верди барахла не писал.
А при таком исполнении, какое было в кзч, Симон вполне засверкал.

  • 1