dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Categories:

Tosca Sächsische Staatsoper—Semperoper, Dresden 26.10.2016

Было дело, прослушал в Semperoper Верди—Don Carlo, оч показательное произведение для понимания в каком состоянии находится этот оперный дом с весьма пафосной в настоящий момент репутацией, среди людей разбирающихся в этом виде искусства
ну как же, Christian Thielemann, Sächsische Staatskapelle;
Анна Нетребко, которая справилась с немецким вокалом, хотя не все ли равно на каком языке она поет… по-любому ни одного слова не понять;
вся Европа съезжается, все газеты отзываются на такие вот мероприятия...

А если не мероприятие, если не акция ? То по-первости показалось, что театр-то слабенький, и если бы не приглашенные артисты с хорошей репутацией, уровень там примерно как в Oper Frankfurt. Только к сожалению нет такой, любящей свой театр, публики, как во Франкфурте.
А может это и к лучшему, коль скоро задача состоит в передвижении от Акции к Акции, от Вагнера к Вагнеру, то и без своей публики можно спокойно обойтись.

Ничего особенного не ожидая от этого предприятия, но имея некий аванс в лице José Cura, я отправился в Дрезден теперь на Tosca...



Результат прослушивания примерно такой же.
Sächsische Staatsoper далеко не лучший театр в Германии и уж совсем далеко не лучший оперный дом в мире. Хотя, по местонахождению в одном из красивейших городов страны, по внешнему и внутреннему убранству, по возможности вполне бюджетно туда попасть, Semperoper мало с каким другим театром можно сравнить. Т е он вполне мог бы исполнять функции Wiener Staatsoper в Вене : летом жарить все спектакли подряд, а не только с Нетребко, на площади, ну и каким то образом добиться обязательного посещения для правильного вечернего времяпрепровождения для всех тех, кто прибывает в этот город. Пока что, не только те, кто прибывает в этот чудесный город, не рвутся, но и как таковой оперной публики в этом театре нет.

Композитор Giacomo Pucciniи еще не попал в сферу интересов Herr Thielemann, поэтому откровений от музыки ждать не приходилось. Но то, что практически каждую музыкальную фразу оркестр начинал неопрятно, все же было удивительным... Ну и сама интерпретация (Conductor Patrick Lange), особенно в сцене допроса, напоминала унылую карусель где никто никого не догонял. Спасибо, хоть чисто сыграла труба в начале третьего акта

Вот тот случай, когда оркестр показал свое состояние, весьма далекое от того, которое в последнее время постоянно анонсируется и авансируется как необходимое к прослушиванию и чуть ли не эталонное.
Т е работа с г-ном Тилеманом над Вагнером никак не сказывается на качестве звучания Капеллы в текущем репертуаре.
История повторяется : мы это имеем в Большом, они это имеют в Дрездене.
Театры, имеющие такие оркестры, относятся к категории выдающихся только лишь в случае проведения в них акций и такое положение дел приводит к несправедливому соотношению сил : избранным (которым, в принципе, все равно кто как звучит) - уровень, остальным - рутина.

Заглавную партию пела Amanda Echalaz, ровно такая же пуччиниевская певица, как Анна Нетребко;



то есть, ее голос пребывает в полном не соответствии со стилистикой исполняемого произведения и вокальными возможностями, но ставить этот факт в укор артистке теперь попросту неудобно – веристскую планку задала Анна Нетребко !!!
А Amanda Echalaz спела Тоску не хуже, чем Анна Нетребко спела Манон.
Обе они в основном выводили мелодию, не пытаясь хоть как-то определиться со словами, всё больше на А, А-А, А-А-А-А, АУ, А-УУУУА, запрыгивали на верхние ноты, озвучивая их, зачастую, громко, а иные, в середине или, не дай бог, внизу, пропуская начисто; в неподходящих местах забирали дыхание … Echalaz все же отличилась побольше - в некоторых местах ее голос просто отказывался слушаться и не звучал, но Нетребко к концу Манон устала заметно больше, чем дрезденская Тоска. Ну, так и партия, как рассказывают, у Манон более насыщенная и драматичная, и, якобы, подводных камней там больше. Верится такое с трудом, но пишут же люди и сама Нетребко говорила…
Вообще, после всего этого закралась крамольная мысль, а вот не слабо ли было бы Deutsche Grammophon захотеть и сделать из Amanda Echalaz очередную марию каллас .. ?
Думаю, легко. Но пока что эта контора не растрачивает силы попусту – лимон еще не выжат до конца.

Andrzej Dobber в качестве Скарпиа составил достойную пару Сопрано; хотя бы тем, что принципиально пел белым звуком, используя portamento для поиска правильной интонации, и весь спектакль шарил между нот.
В исполнении колоратуры Gruberova такое уже привычно, а баритон с данной интерпретацией это несколько неожиданно…

Современный удел José Cura —белая ворона в мейнстримовской стае разномастных интерпретаторов il verismo.
Всё у него не как у правильных теноров : великолепные Recitativo, где каждое слово с соответствующим образом доносится до любого в зале, фразировка когда каждый муз фрагмент отточен и осмыслен в зависимости от настроения персонажа; ну, да, Rubato,
кто им сейчас грешит ? а ведь это оч украшает Пуччини; прием труден к исполнению технически и требует высокой музыкальности, поэтому наверное никто и не пробует заниматься такими делами;
на верхах спинтует безошибочно и устойчиво; на пиано поет, где положено, а не в кульминациях.

Поэтому такой ансамбль получился - двое + оркестр против одного и этот один в итоге выиграл.



Amanda Echalaz | Tosca - José Cura | Mario Cavaradossi


Постановка наипростейшая, резко контрастирующая с нарядным залом, без каких либо изысков. Все происходит в одном оформлении с не значительными дополнениями.



Ordnung в Земпер-центре очень особенный : бутылку в зал не пронесешь (если не спрячешь), на свободное место в партер никто не пустит, справа-слева в партере сидят капельдинеры, внимательнейшим образом наблюдающие за а не станет ли Дольчев чего-нибудь фотографировать. Это аксиома - чем меньше из себя представляет театр, тем больше орднунирует.
Публика, как стойкие оловянные солдатики, вымуштрованная до такой степени, что впервые на моей памяти ( а уж сколько у меня Тосок за спиной …) после Vissi d'arte при оркестровой паузе секунды в 3 не заплодировала, ни одной попытки !
Можно было заплодировать самому, но я же не работником приехал, чтобы организовывать овации.
А в конце, да, топали ногами и кричали, - вели себя как полагается у них.

Dresden оч хорош собой, чист и опрятен по сравнению с другими европейскими городами; в центре я не видел несчастных, которые вынуждены спать во всех подворотнях; там почти все говорят по-русски, там наивкуснейшая солянка в Альт галерее; потрясающие музеи, архитектура, Эльба …






фото кликабельны

Жан-Этьен Лиотар                                                   Тициан
Шоколадница ок. 1743—45                                         Динарий кесаря
1516
La Belle Chocolatière, Das Schokoladenmädchen                                        Cristo della moneta
Пергамент, пастель. 82,5 × 52,5 см                            Холст, масло. 75 × 56 см

Галерея старых мастеров, Дрезден                            Галерея старых мастеров, Дрезден



Им бы еще Оперу подтянуть, а нам выкинуть Аэрофлот с маршрута Мск - Drs с их ценами до 20 000 и поставить Победу напрямую. И тогда этот город сможет подарить прекрасные мгновенья далекому от изысков, простому оперному фану.
Tags: José Cura, Sächsische Staatsoper—Semperoper, tosca
Subscribe

Posts from This Journal “Sächsische Staatsoper—Semperoper” Tag

  • G.Verdi : Don Carlo, Dresden, Sächsische Staatsoper 24.06.2015

    Настало время удариться в воспоминания, п ч в конце июня состоялся не большой оперный вояж, ознаменовавший окончание моего европейского оперного…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments