dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Categories:

G.Puccini : Manon Lescaut, Premiere, Большой театр 16.10.2016

Большой театр все таки достоин уважения хотя бы за то, что свою кардинальную линию в
полном соответствии с представлением о мейнстриме в современной опере ( делать как у всех ! ) проводит неуклонно : в Salzburger Festspiele Manon Lescaut с Нетребко / Эйвазов и теперь у нас.



Уж как мы все готовились… Уж как готовился г-н Урин… А Анна Нетребко историю Манон готова рассказывать всегда, п ч, как выяснилось, это ее любимая опера, особенно если режиссер не заставляет ее чесать обезьянку (как это было в Мюнхене).



То ли дело в ГАБТе, в котором многочисленные пожилые режиссеры, друзья владимира георгиевича впадают в детство по самым разным поводам. Началось все с белых носочков и розового платья Кармен и дальше понеслась...
Адольф Шапиро решил спектакль в стиле кукольного дома, очевидно намекая на возраст Манон в
первоисточнике (а там ей лет 15), и такое решение нашло горячий отклик у вполне зрелой примадонны в силу всем известной игривости ее характера и жизненной позиции. То, что в опере такие игрушки не прокатывают, было совершенно очевидно после зальцбургской Богемы, когда та же самая Нетребко в одном флаконе с Бечалой играли в тинейджеров. Выглядело это все на удивление пошловато и притянуто за уши. Вариант Большого оказался вообще ни о чем, что слишком часто теперь происходит на этой очень исторической сцене. Как некая финтифлюшка для залета звезды может и сгодится, но как настоящий оперный спектакль, в котором исполнители создают запоминающиеся образы, такой фокус оказался не по плечу и постановщику, и театру.

В спектакле неинтересная картинка, не выразительная цветовая
гамма (черное / белое – эта обновка протухает на всех сценах лет 20) и настоящей жизни
на сцене не наблюдается, хотя артисты лезут из кожи вон и слишком часто
испытывают очевидные вокальные трудности, а к финалу попросту певческую усталость.

Театр в надежде на то, что Манон станет визитной карточкой сезона собирается транслировать оперу по тв, что и хорошо —желающие посмотреть на всю эту галиматью могут не отходя от борща
насладиться прелестями современной трактовки il verismo в детском саду.



По мере приближения к премьере была проведена серьезнейшая артподготовка : задействовали телевизор, газеты; радио не слушаю, поэтому за него не поручусь + в сети появились многочисленные рассказы об астрономических ценах на билеты, а в итоге в зале
оказались все.  Не знаю пришла  ли во второй раз в жизни в оперу директор Третьяковской галереи, но всякого сброда (к коему отношу себя и я) и в партере, и на ярусах было более
чем достаточно.
То есть, Il Verismo, при отсутствии его на сцене, пышно присутствовал в зале.

Manon Lescaut : LE HAVRE


Понятно, что обязанности вокального хедлайнера приняла на грудь Анна Нетребко.

Anna Netrebko | Manon Lescaut



  • во-первых, п ч партия титульная

  • в главных, п ч теперь при расширившейся грудной клетке (что правда, то правда - она расшириилась, эта клетка :-)) ее голос п е р е п о л з в амплуа "драматическое сопрано" – самого дорогого и редкостного в вокальной иерархии.

Это по её словам
А по тому, что было слышно в исторически-акустическом, а ныне, черт его знает, в каком зале – Нетребко эту роль не вывозит !

Нет, положа руку на сердце, она конечно же всё вывозит для зальцбургской публики и известная дура-венская публика тоже наверняка стонала от счастья, потому как есть такие люди, для которых кумир даже читающий газету на сцене, достоин уважения и восторга. А златоглавая деревня под названием Москва давно уже потеряла всякий интерес к опере и наличие медийной личности на сцене не добавило премьерной публике драйва от сознания того, что она присутствует на чем то из ряда вон выходящем. Большой на грандиозный успех протянуть трудно.



Возвращаясь к вокалу, хочется набраться наглости и посоветовать не петь того, что ее голосовой аппарат не в состоянии отоварить. Прежде всего внизу (его просто нет !) и на середине, и какая бы не была грудная клетка, Нетребко как была лирическое сопрано, так им и осталась. Лучшими достижениями в этот вечер в ее исполнении были звонкие верхние ноты, с которых она постоянно уходила на пиано (т е филировала). Из верхнего регистра так и "лезли" Мюзетта/Мими, Адина, Сюзанна, Церлина и никак не находилось места несчастной Манон Леско... Там, попросту говоря, чисто физически не хватает всего спектра акустических колебаний для того, чтобы голос приобрел необходимое количество мяса.
Зато он приобрел легкую качку и из девичьего помаленьку превратился "в тёткин" - первая ласточка вокального переутомления от работы в не подходящем репертуаре.

Марат Галиахметов | Il maestro di ballo - Анна Нетребко | Manon Lescaut


Относительно драматической составляющей, тут как бы все в порядке, за исключением одного – девочка получилась малость перезрелая... Все это можно отнести к недостаткам режиссуры, п ч если бы опера была поставлена в правильном ключе и в расчете на примадонну, умеющую танцевать канкан, то все бы срослось. А так, осталось общее впечатление драматической недоделанности роли ...

Chevalier Renato des Grieux старался понравится и перебрал по части fermata настолько, что после «Donna non vidi mai» захотелось, чтобы бумажный кораблик из Гавра увез его без промедления в ссылку одного и навсегда, т к самый серьезный недостаток его голоса – неприятнейший тембр. Этот недостаток не исправляется. В таком случае говорят певец на любителя.
И желательно забыть все эти сказки про Heldentenor, Отелло и пр. херню, п ч никакой стенобитности, так называемых чёрных обертонов нижнего регистра, насыщенного звучания в этом теноре нет, а якобы expressio пение, выраженное на постоянных форсах, не подтверждает статус сильного тенора. Его потолок - Каварадосси и то, без наполненности, красоты, темполапости/темнобрюхости и тд..

Из всего того, что было предъявлено публике в премьерный вечер самые большие Knickschen и révérence можно исполнить в сторону оркестра. За что можно ценить этот коллектив и, собственно, за что мы его ценим - примерно раз в год он с легкостью доказывает, что состоит из профессионалов, что учились музыканты на одни пятерки, что свой инструмент любят и ценят, что слух у них абсолютный и в ансамбле играть они умеют. Более того, стиль исполняемой музыки понимают. Как и всегда игра была фОртовая, - ну так это Пуччини и оркестр должен быть ярким, многокрасочным и чувственным. Пуччиниевский оркестр конечно прибавляет не мало хлопот исполнителям, но последнее дело идти на поводу у них. Лучше пригласить певца, способного пробить плотный оркестр, чем заставлять музыкантов играть в полсилы такого автора. И оркестр Большого театра - дирижер Jader Bignamini - дал возможность солистам показать себя в одной из самых сложных партитур.
А то, что эта борьба далась не так уж и легко, это проблема артистов и их вокальных амплуа, на которые они себя сами, не задумываясь, назначают !

Александр Науменко | Geronte di Ravoir - Юсиф Эйвазов | Renato Des Grieux  - Анна Нетребко | Manon Lescaut - Эльчин Азизов | Lescaut


Александр Науменко | Geronte di Ravoir - Юсиф Эйвазов | Renato Des Grieux  - Jader Bignamini | Conductor - Анна Нетребко | Manon Lescaut


Успех, по сравнению с обычным приемом публики на рядовых спектаклях и последних премьерах БТ, конечно был. Даже удалось вытащить раза 3 за занавес. Но легко можно предположить что будет, когда из состава исчезнет основной козырь.

Jader Bignamini | Conductor - Адольф Шапиро | Режиссер-постановщик - Анна Нетребко | Manon Lescaut - Мария Трегубова | Художник по костюмам


Подводя итоги, задаю сам себе вопрос
— похоже, друзья-однополчане у владимира георгиевича подошли к концу— кого ж теперь будут приглашать пошалить на сцене главного театра страны ? По второму кругу пойдут или coproduction обойдутся ?

То, что сейчас мы имеем в виде репертуара в Большом театре иначе, как катастрофой, не назовешь.
И никто не в состоянии объяснить такую политику.
В афише появляются названия происхождения уму непостижимого.
Хватаются за все, что плохо лежит. Завели знакомства с ENO вот вам, пож-ста, Роделинда и Billy Budd.
На кой ляд это здесь не знает даже гендиректор, более того, он не знает что в следующий раз вспыхнет, - вон же, Анна Нетребко везде поет Манон Леско и изъявила согласие спеть ее в Москве. Быстренько поставили эту лабуду.
А кому это акция нужна без Нетребко  ?

Если бы хоть кто-нибудь вразумительно объяснил, дорожную карту нарисовал, куда стремится БТ, к каким высям  ... к очередной золотой маске, так это просто неприлично измерять успехи в масках. Сравнивая наше убожество с репертуаром Мариинки,  ГАБТ не тянет даже на городской театр типа Стасика.
Последнее дело ставить то, что хочет петь Нетребко. Обычно театры ставят то, что им нужно, а не примадоннам и друзьям режиссерам.
Именно поэтому в БТ никогда не сколотить хоть какой-нибудь, даже плохонький фестиваль, например, того же Пуччини. И Верди не сможем. Никого не сможем.
П ч нет никакой репертуарной политики и, скорей всего, не предвидится.
Tags: manon lescaut, Большой театр
Subscribe

Posts from This Journal “manon lescaut” Tag

  • G.Puccini : Manon Lescaut, Большой театр 27.01.2021

    ▥О т 15 до 30 тонн оценила вес Нетребко в 50 % феврале Кировопера — санктпетербургский вариант импортозамещения; черт его батю знает, может там у…

  • G.Puccini : Manon Lescaut, Большой театр 11.12.2019

    В Большом театре ни с того / ни с сего стали появляться модные мульки, соответствующие спросу не только оперного менеджмента, но и современного…

  • G.Puccini : Manon Lescaut, Большой театр 08.11.2018

    Ну, как я и предполагал – без Максимовой Большой театр не обойдется. Вот ведь радость-то ! Если не в Севильском, то в Путешествии в Реймс…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments

Posts from This Journal “manon lescaut” Tag

  • G.Puccini : Manon Lescaut, Большой театр 27.01.2021

    ▥О т 15 до 30 тонн оценила вес Нетребко в 50 % феврале Кировопера — санктпетербургский вариант импортозамещения; черт его батю знает, может там у…

  • G.Puccini : Manon Lescaut, Большой театр 11.12.2019

    В Большом театре ни с того / ни с сего стали появляться модные мульки, соответствующие спросу не только оперного менеджмента, но и современного…

  • G.Puccini : Manon Lescaut, Большой театр 08.11.2018

    Ну, как я и предполагал – без Максимовой Большой театр не обойдется. Вот ведь радость-то ! Если не в Севильском, то в Путешествии в Реймс…