dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Category:

Turandot Premiere Liège, Opéra Royal de Wallonie 23.09.2016

Сезон 2016/17 в Opéra Royal de Wallonie на первый взгляд выглядит оч кудряво : тут тебе и Верди, ранний (Nabucco), поздний (Otello) и раритетный (Jérusalem), и Осуждение Фауста (на сегодняшний день обязательная программа для театров, стремящихся в авангард), а в качестве звезды на ёлке recitar Анжелы Георгиевны с оркестром...
Открытие сезона было доверено оформить маэстро José Cura оперой Turandot, где он выступает так, как он любит, а именно – и тенором, и режиссером, и сценографом (жаль, что еще и не дирижером, но об этом потом).



Театром перед режиссером была поставлена трудновыполнимая задача – видите ли, спектакль должен закончиться вместе с музыкой, сочиненной Пуччини. Т е смертью Лю. Такая премьера, насколько я знаю, прошла всего один раз на первом показе в 1926 г. в миланской Скале, когда Артуро Тосканини после хора Лю, бедная усни, остановил оркестр и обратился к залу - в этом месте оборвалась жизнь Пуччини и все в скорбном молчании пошли по домам. José Cura же предстояло каким то образом растянуть этот реквием аж на 6 представлений и попытаться после такой концовки организовать публику на аплодисменты (а желательно и на овации – кто ж их не желает ?!). Ну и, подводя итог премьеры, можно сказать, что успех имел место быть.

Постановка – снова детство.
Но детство не в голове у постановщика (как у Peter Stein), а конкретные дети на авансцене, готовящиеся разыграть некую басню или сказку из китайской жизни. Они строят макеты декораций из LEGO, шьют костюмы; Мандарин их наставник, а Пинг Понг Панг - некие вымышленные персонажи, сначала из комедии dell'arte, а потом (не без помощи тех же детей) переодевшиеся в министров.



Xavier Rouillon | Pang - Patrick Delcour | Ping  - Papuna Tchuradze | Pong


Сцена достаточно сильно затемнена и представляет собой увеличенный макет из лего конструктора. Она бы оч хорошо смотрелась при полном свете, но к сожалению света в этом странном городе на протяжении всего спектакля было маловато.

Giacomo Puccini : Turandot
Director - José Cura
Sets - José Cura
Costumes - Fernand Ruiz
Lighting - Olivier Wéry



Сказка, разумеется, довольно быстро из детской перенастроилась во вполне взрослую и принцесса Турандот, появившаяся в образе палача, в сопровождении красоток-миньонов, со здоровенным самурайским мечом, в белом самурайском прикиде, четко обозначила свое жесткое неженственное начало. С таким настроением она и прошла по всей пьесе; более того, непроизвольно явилась виновницей гибели Лю, когда та, отходя назад, допевая трогательную "Tu, che di gel sei cinta", наткнулась на меч Турандот, которая сознательно выставила его вперед. В этом месте случился плавный переход от заглавной роли к серьезно выросшему значению Лю (т к никто не отменял известную оперную историю — кто поёт последний, тот и молодец.) И скромница-рабыня, которая по воле режиссера практически весь спектакль просидела в клетке, в подполе, откуда была видна только ее голова, по окончании премьеры и публикой, и прессой была признана чуть ли единственной движущей силой всего концепта.



Для себя, Director, являющийся заодно и исполнителем топовой теноровой роли, по принципу своя рука владыка, несколько видоизменил подход к партии Калафа (которую уж он наисполнял где только можно и нельзя)
— остался карьеризм, эгоизм, полное отсутствие каких бы то ни было чувств к кому бы то ни было, но появилась склонность к философскому осмыслению происходящих событий. Поэтому вокал José Cura был в большей степени на mezza voce, чем обычно ... а может быть это была дань современным тенденциям исполнения партий сильного тенорового репертуара …
Перед Nessun dorma Калаф надвинул на голову объемный капюшон, тем самым намекая на интимность исполнения знаменитой арии, как бы размышляя...

Наверное можно и так.
Но не навсегда.
Вокальной скромности сейчас и так более чем достаточно.
Хотя, с другой стороны, зарядись он на полную, в данном случае смотрелся бы белой вороной, п ч музыкальный уровень Opéra Royal de Wallonie конечно весьма далёк от совершенства и это иной раз оч сильно бьет по ушам : разнобойный и не собранный Хор; Оркестр, ладно бы, мало приближенный к музыке Пуччини, так и просто плохо отрепетировавший эту музыку. Надежды вселил только лишь детский хор.

Похоже, фантазии José Cura, как у режиссера, хватит еще на несколько постановок Турандот. Интересно решена сцена загадок, когда после каждой отгаданной загадки за спиной Турандот захлопывается очередная дверь, через которую можно вернуться во дворец и сам Калаф в конце 2-ого д., разрубая двери, дает ей шанс своей загадкой самой принять решение. Но в этом спектакле этот замечательный ход не получил продолжения, п ч не имел логического конца (т к все мы помним, что опера не закончена). Завершилось все появлением переодетого в Giacomo Puccini Тимура, который произнеся свои последние слова, умирает, а справа и слева на сцену выдвигаются персонажи великих опер композитора, чтя его память ...

Luca Dall'Amico | Timur


José Cura | Calaf  - Heather Engebretson | Liù - Tiziana Caruso | Turandot


В такой ситуации конечно трудно сохранить градус спектакля, когда главная героиня Лю стоит в обнимку с Калафом и Турандот, но градус льежской публики оказался на высоте – ногами они топать умеют, как и публика в Пезаро.Успех налицо.

Местные рецензенты и обозреватели наперебой поздравляют оперный театр Льежа с великолепным стартом сезона, нахваливают маэстро Paolo Arrivabeni, который оказался весьма т а к т и ч н ы м в музыке Пуччини и не устраивал соревнование между певцами и оркестром хотя, мне всегда казалось, что одной из основных особенностей этой оперы является как раз соревнование между голосами и оркестром, поэтому и голоса для исполнения этой оперы нужны оч особенные; понятно что большинство в полном ахуе от Heather Engebretson-Лю на мой вкус очень средней певицы с дребезгом на верхах и отсутствием теплоты в голосе.

Оказавшаяся в тени Tiziana Caruso-Турандот, для иных пела слишком громко и с вибрато, что, собственно, и правда, но я не считаю это такими большими недостатками для исполнения заглавной партии (хуже то, что на верхах суженный звук).

Tiziana Caruso | Turandot


Ну, а Хосе Кура — Renaissance Man, чего не хватишься – все есть !



Перед путешествием я прочитал, что символом свободы города Liège является фонтан Перрон /Le Perron/, построенный в каком-то лохматом году. В этот раз, продираясь сквозь ресторанные столики, расположенные по периметру, мне удалось его осмотреть…



Впечатления, сами понимаете, сильные …
Но еще большее впечатление оставило меню ресторана, в котором почему значился льежский багет за 12 (это ни что иное, как наш батон, разрезанный пополам, с листочком салата и кусочком колбасы). Т ч туристам надо понимать, что этот городок отличается высокой стоимостью европейских ценностей.

Для полного представления о Льеже, при знакомстве с ним, необходимо устроить тот самый контрапункт, который устроил себе я – приехать в ночи и отправиться от вокзала Liège-Guillemins до центра по boulevard d'Avroy, полюбоваться на местных бомжей, готовящихся отойти ко сну в благородных потемках европейского города.  Жутковато …  даже, на скамеечке (где я пригублял для храбрости) перед театром. Можно было понять отель, дверь которого была постоянно закрыта на замок.
А утром выяснилось, что Льеж прелестный город, что лесенка на которой укладывались на ночь бомжи, - вход в приличное учебное заведение, к которому на дорогих машинах подвозили свои чада очевидно не бедные жители Льежа, очевидно африканского происхождения и, совершенно очевидно, прощались со своими очаровательными детишками, причесанными на африканский манер, в стиле ми-ми-ми - пока-пока-а-а-а, люблю тебя-я-я-я.

Массу туристических впечатлений удалось получить во время утренней прогулки, хотя некоторые из них были к сожалению не выполнены...
Дошел до Солдатской лестницы (на которую были намерения забраться и осмотреть сверху панораму города) ... ограничился фотографированием снизу.



Не удалось полюбоваться на подсвечник, подаренный церкви Collégiale Saint-Barthélemy de Liège самим Жаном Марэ – дверь была закрыта.☺



Но кое-какие дела поделал, нашел пиццерию и изумительной пиццой по 6 евро – рекомендую, как раз на Place Saint-Lambert.

Днем и вечером Льеж населен преимущественно очень молодыми людьми.
Их толпы !
И все одеты одинаково. Здесь вы не встретите девушку в юбке, здесь все, как одна, одеты в облегающие кальсончики, не взирая на форму и размер ног. Наверное так было в Китае во времена культурной революции, фасон одежды был другой, но безвариантность примерно такая же.:-)

Но главная достопримечательность Льежа, из разряда не оторвать глаз, это вокзал Гийемен великого Сантьяго Калатравы /Santiago Calatrava Valls/.





Это даже не застывшая музыка в стекле и бетоне, это называется где бы послушать музыку в стиле этой архитектуры...

Tags: José Cura, Liège—Opéra Royal de Wallonie, turandot
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Bruxelles—Liège 16-18.11.2012

    Так что-то захотелось отдохнуть … от бурных страстей, кипящих в Большом, и, как в стакане воды, отражающих суть этого предприятия — ну…

  • Turandot Premiere Wiener Staatsoper 28.04.2016

    Апрель в Вене в оперном доме на Ринге, в смысле турбулентности подходов к музыкально-драматическому искусству, вполне удался … В начале…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments