?

Log in

No account? Create an account

ОПЕРА искусство не для всех...

ЖЖ как будто оперный, но иногда балетный / ЖЖ как будто милый, но иногда и вредный


Previous Entry Поделиться Next Entry
Ch. Gounod : Faust, Новая опера, премьера 15.09.2016
dolchev
Читать либретто героических опер Россини все равно, что читать Charles John Huffam Dickens – добрался до конца и не помнишь с чего начиналось, можно по новой…

Поэтому все эти "гермионы, танкреды, ассуры, а также магометы первые, вторые и третьи" оценивать в связи с цепью событий, происходящих в этих произведениях, для нормального слушателя задача трудновыполнимая.
На представлении Ermione —редкоисполняемой в России оперы Россини — зал Чайковского предоставил публике перевод, который транслировался на 2 больших экрана, но т к тяжеловато одновременно читать и вникать в предложенный текст сюжета, и сиюминутно любоваться Анжелой Мид и Антонино Сирагуза ( а ведь еще надо вслушиваться, оценивать рулады, трели и считать дошники ), то в таких раритетах, да еще в концертном варианте, основное большинство сидящих в зале получали удовольствие от ощущения к прикосновению к чему-то особенному. В какой то степени это было наслаждение от неповторимости в ограниченном пространстве нашей огромной страны давно ожидаемого события.

Поди плохо, сходил на концертное исполнение оперы при поддержке фонда Прохорова почему-то в альянсе с американским посольством, смог отсидеть (что удалось далеко не всем) и потом всю жизнь вспоминать да, да – меня там тоже было.

Так вот. Меня там тоже было. Небесплатно. И да – высидел. Теперь вспоминаю …

Композитор Gioachino Antonio Rossini сочинял музыку, если положить руку на сердце, уж очень похожую, не стесняясь перетаскивать целые фрагменты из одной оперы в другую, и каким-то образом умудрился сочинить практически попсовые произведения – основу репертуара любого театра (кроме Большого), так называемые opera buffa (даже перечислять не буду, все их знают и каждый напоет любой мотивчик оттуда). Но есть обратная сторона медали, знакомство с коей дает особые преференции настоящим меломанам. И к сожалению я эту сторону медали, как обратную сторону луны, никак не могу заценить.

...Чередой идут легенды и мифы древней Греции, цари, полководцы, наперстницы.., боги даже, извините за выражение, а музыка все та же, - требующая легкости, игривости в оркестре, подвижности в голосе; теноров, как водится, di grazia (а в Эрмионе их аж до 3-х штук) и олимпийских достижений (без всяких справок WADA) чиста-проста в технике. В свое время Россини даже конец Отелло переделал в угоду карнавалу / в угоду публике адаптировал тяжелые монументальные либретто, например, в каватину Семирамиды и бесконечную Felicita.

Если плюнуть на содержание, можно послушать и Эрмиону и даже представить себе, что именно такой она и была, какой предстала на сцене зала Чайковского известная американское Сопрано. Понятно, что такие акции проходят в одноразовом варианте. К примеру, нашему Большому и замахиваться не стоит и co-продуцироваться ни с кем на такую постановку, даже несмотря на страстное желание иметь в репертуаре что-нибудь эдакое, изподвыпернутое, типа Билли Бада или Роделинды. Ходить не будут !

Окончательно сделав для себя вывод, что в героических операх Россини музыка никаким образом не соответствует и не передает тех страстей, которые просто обязаны испытывать все заявленные по либретто герои; более того, эта музыка не передает даже тех дурака=валяльных страстей, которые с легостью передает Дон Профондо из Путешествия в Реймс в своей занименитой арии, я сосредоточился на голосах, которые как раз и были теми мухами, которые, как известно, должны быть отдельно от котлет. Сейчас еще бы где-нибудь вставить про вишенку на торте и можно собой гордиться – весь набор пошлостей засверкал бы в одном впечатлении.





Вставляю. Т к с творчеством Angela Meade я хорошо знаком после Il trovatore, её голос не претерпел особых изменений после того, как мы с ней расстались в Берлине, вишенкой на торте для моего похода был задуман тенор Enea Scala, которого услышал по записи и чуть ли не в Масканьи …



Дальше о вреде прослушивания записей. На сцене стоял совершенно другой мужчина с совершенно другим тенором, с довольно таки неприятным тембром, с очевидными трудностями при выполнении сложных пассажей и, на первый взгляд (а потом и на второй), имеющий весьма отдаленное отношение к легкой музыке. Его бы прямой наводкой в Травиату или, на худой конец, в Лючию, но никак не в эти рафинированные страсти. Понятно, что старался вокалом изображать Царя, но забыл, что это не Мусоргский, а Россини.:-)

Подающего надежды тенора из Новой оперы наверное надо послушать в репертуаре Новой оперы и тогда можно будет про него что-нибудь понять. В данный конкретный вечер его было плоховато слышно, а не чистое интонирование и склонность к фальцету наверху ... не знаю достоинство это или недостаток, определить трудно... :-)

Любимчик Москвы Antonino Siragusa очередной свой звезд ознаменовал очередным, если можно так выразиться, триумфом. Да и то сказать, по сравнению с тем, как он пел в Танкреде в прошлом году, исполнение было на голову выше. Что называется россиниевский тенор во всей красе, они такие должны быть даже в россиниевской героике.







Маэстро Alberto Zedda бодр, чрезвычайно собран на подиуме и такой оркестр, как РНО, ему как раз по плечу, если не считать уклон в сторону шумового оформления. Но тут с нашими оркестрами мало кто может сладить… Да и опера-то героическая. Это не Турок в Италии и даже не Дева озера, полюбившаяся мне не так давно.

Angela Meade - Alberto Zedda - Enea Scala


Каким-то удивительнейшим образом Дзедда для московской публики стал как Николай Басков – очередь с цветами к нему стояла бесконечная… Зная как «щедра» западная публика на такой вид благодарности и любви, можно было понять радость и, по-моему, отличное настроение Маэстро.

----------✂----------

Новая опера продолжила свои изыскания в области французской музыки и оформила начало сезона премьерой Faust Charles François Gounod.
По ее поводу были кое-какие ожидания, так как уж оч полюбилась РиД того же автора на этой же сцене; единственное, что всегда вызывает подозрение – наличие в постановочной команде некоей личности, отвечающей за драматургию... В случае Фауста это Михаил Музинштейн, занимающий в театре должность помощника директора по творческим вопросам.

Особо не хочется разводить турусы на колесах про постановку, п ч совершенно очевидна ее несостоятельность.
Не удался этот спектакль Новой опере.
Причем, как говаривал Воланд в том самом произведении, которое фрагментарно театр попытался втиснуть в музыку Гуно (не без помощи помощника директора по творческим вопросам), - что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет! По крайней мере, на премьере вокально никто не сверкнул, кроме Воланда-Мефистофеля, - он, в общем-то, показал высокий уровень басовитости для исполнения этой партии.



Евгений Ставинский | Мефистофель


Заодно не сверкнул и оркестр, который на первом спектакле к финалу, мягко выражаясь, развалился… Вероятно это дело может быть поправлено другими исполнителями, но если их взялись разбрасывать по разным составам и не сбивать в хотя бы один пристойный ансамбль, то Фаусту Гуно хана на этой сцене.



Алексей Богданчиков | Валентин


Когда сливаются в экстазе Булгаков, Гёте и Музинштейн, Гуно в этой компании совершенно делать нечего. В последнее время мне стало казаться, что Новая опера способна горы свернуть в опере, это не вот тебе театр Стасик и его филиал ГАБТ, который вовсю культивирует, окучивает и предъявляет миру детсадовские постановки Штайна, сделанные на полном серьезе. Но когда этот детский сад перекочевал в сад Эрмитаж, ощущение невозможности спрятаться куда-нибудь от такого примитива задавило все надежды на возможность хоть где-нибудь услышать и увидеть более-менее адекватный Фауст. Получается только в концертном исполнении с приличными певцами.
В первом действии еще что-то можно было самому себе объяснить – да, это примитивизм в опере во всей своей красе, но с таким флёром стёба над этим самым примитивизмом. Разумеется, не обошлось без безмолвного персонажа типа Коровьева. Маргарита в модной на мировых оперных подмостках школьной форме и конечно с желтыми цветами, (раз она Маргарита, то куда без желтых цветов?!) по виду суровая / по вокалу совершенно не лирического склада певица; не похожая ни на Гретхен Гёте, ни на Маргариту Булгакова.

Елизавета Соина | Маргарита - Хачатур Бадалян | Фауст


Начало сошло, п ч более-менее прилично играл оркестр, правда, без шарма и изящества, и собственно, вдохновения. Поэтому в памяти остались постоянно бездарно марширующие, ровно как у Штайна, солдаты и пейзане, и абсолютно бесстрастное лицо Богданчикова-Валентина.

Основной удар по шарам Екатерина Одегова, как режиссер, с помощью своего адепта-драматурга, подготовила после антракта. Это, как говаривал Ренанский, трэш незабываемый.:-) Декор описать невозможно – его надо видеть; у Мефистофеля выросли крылья, на фоне которых он практически все второе действие простоял столбом. А уж какая случилась лирика … в абсолютно не игривом и очень серьезном состоянии организма Маргариты и немножко Фауста, который, похоже, просто ее боялся… это надо спросить у Фрейда. И у него же спросить почему Гретхен, рассевшаяся на подоконнике в позе Маргариты, была в полной боевой выкладке, а не голая ?
У кого не хватило смелости украсить настоящим режоперным ходом эту ключевую сцену ?



Марта-Гелла тоже могла бы в принципе выйти только в переднике, уж коль скоро произошло погружение в роман Булгакова, но и тут начало, не доведенное до конца, соорудило некий компот, который весьма неблагополучно закончился концовкой ни о чем. Изумительной красоты последний дуэт, когда за музыку можно простить и оркестр, и даже эти жесткие голоса, эмоционально не вдохновил создателей спектакля на хоть что нибудь приближенное к этому шедевру. Темно. Скучно. Охота спать.



Ну вот теперь в Мск есть Фауст, созданный по всем канонам современной оперы и Россия, по меткому выражению Валерия Гергиева, активно участвуют во всеобщем оперном буме.

Хачатур Бадалян | Фауст - Jan Latham-Koenig - Елизавета Соина | Маргарита

Записи из этого журнала по тегу «faust»



  • 1
(Анонимно)
Бадалян выходит из Мариинского в Новую оперу перешёл, куда только из МТ не уходят

Вернулся в родные пенаты - он начинал в Новой опере

(Анонимно)
как жаль- Фауст ведь и в Мариинском идёт,и Габриэля мог бы петь в "Бокканегре"

Латам-Кёниг тоже был недоволен оркестром.)) Уходя на первый антракт отчитал первую скрипку, парень прямо сник. Кстати, первой скрипкой был не Андрей Балашов, а какой-то новенький, молодой. По окончанию Латам-Кёниг даже руку ему не пожал, зато подошел к виолончелям и со всеми "поручкался". Хотя, по моим наблюдениям, он вообще крайне редко бывает доволен.
Понравился Ставинский. Герой вечера. Давно его не было слышно. У Соиной голос жесткий, прямой, не Маргаритин). Два раза удивил Богданчиков. Во-первых - неожиданно неплохо. Во вторых - не баритон. Совсем не баритон. Бадалян - ну не знаю ... Посмотрим-послушаем, что дальше будет. Знаю, что С.Романовский репетировал Фауста, его бы послушала с интересом.
Публика пойдет. Посмотрите доновогодний репертуар всех оперных сцен. Голяк!)))
На "Трубадур" октябрьский пойдете?) Ваше мнение всегда интересно.

Дирижер может быть сколько угодно недоволен, но только самим собой - это его косяки !
А что за темпы были во втором действии ?
Премьерный каст не для этой оперы (кроме Мефистофеля), при том, что исполнители, которые могут спеть ее, в театре есть. Подозреваю, что это очередная смелая кулинария Дмитрия Сибирцева.-)

На Трубадур категорически нет. Поберегу уши и так уж наслушался.:-)

Жалко... Там Азученой заявлена Олеся Петрова, как Вам она? Живьем я ее не слышала.

Я ее только в концерте слыхал. Меццо - настоящее, но не произвела впечатления. :-)

(Анонимно)
Олеся Петрова тоже из Питера.Все бегут.Даже не в Большой и не за границу.

Спасибо! Люблю Ваш журнал.))

(Анонимно)
На сколько я знаю, Бадалян продолжает петь в Мариинском и зарубежом. Просто решил видимо и в Москве петь. Мне он всегда нравился.
Мне как раз такой Фауст по душе. Начал баритоном старого Фауста, потом во втором акте филировал верхнее 'си' и потом взял настоящее верхнее 'до' в арии. Уж не знаю, где он вам не угодил.
И как раз уверена, что это вообще не партия для россинивского голоса с бараном как у Романовского. Там ещё играть нужно. Не пойму вообще зачем он переходит на такой репертуар. Пел бы себе Россини. Ну тут на вкус и цвет.
Ставинский был хорош без сомнения. Крупный яркий звук. Сыграл настоящего Мефистофеля. Редко его слышно в Новой. Тоже видимо часто гастролирует. У Соиной было слышно, что партия ещё не очень впета, и местами скучновато как то. А Богданчиков хорошо спел, но как то ученически что ли. Хотя голос полетный, яркий.
А вообще постановка полный трэш... Всеми силами натягивали Гуно под Булгакова. Вряд ли ещё раз пойду на неё...
А Кениг как раз ни разу не дирижер для французской музыки. Темпы были очень медленные, часто накрывал всех медным тазом, оркестр лажал постоянно... расходился с солистами, и вообще не пойму откуда такой восторг у всех от него. Рядовой дирижер. У нас таких много своих. Только без понтов. Видимо для нашего зрителя английская фамилия такой эффект оказывает.

Насколько я в курсе, Бадалян решил петь в Мск, п ч крайне редко поет за рубежом и из Мариинского ушел, а кушать хочется.:-)
Начал он никаким не баритоном, а раздолбанным, с уклоном сторону характерного не распевшимся тенором, чрезвычайно "удачным" для исполнения старого Фауста и, что совсем уж прискорбно, продолжил в том же духе петь и молодого.
Я знаю что термин Филировать (а также мелировать, красить и заниматься всякой дребенью:-) ) это для любого человека "разбирающегося" в вокале сейчас самый, что ни на есть, тренд ! Более того, как только певец более-менее умело может уйти на piano на высоких нотах, он таким образом он доказывает свою состоятельность в образе тенора, сопрано и даже меццо-сопрано.:-) Бадалян не выстрелил ни одной настоящей верхушкой, а то, что вы называете нотой До, - пуля малого калибра по сравнению с теми тенорами, которые поют за рубежом (шутка).

Если уж идти на этот Фауст (только из-за музыки), то, разумеется, на другой состав, который, допускаю, может быть вполне себе говенным.
Справочно. Романовский никакой не россиниевский тенор, п ч чтобы быть россиниевским тенором надо иметь подвижный гллос, чего про голос Романовского никогда не скажешь + действительно, дефект барана. Но есть люди, которые в восторге от таких голосов - сколько народу в падучей от Joseph Calleja, у него "баран" похлеще, чем у Романовского...

Да, французская музыка Кёнигу оказалась "не по палочке", но дирижер он все же не плохой и оркестр НО под его руководством бывает звучит неплохо. Трубадур тому пример : темпы правильные (не такие, как в Фаусте), отрепетировано хорошо, слаженно четко, контакт хора с ямой почти идеальный (бывало так, как сейчас не знаю)

В защиту Романовского)

Я за ним слежу еще с конкурса. Считаю его tenore di centro. В моем понимании "правильный" тенор, без заскоков в лирический и драматический. Ровно по середине)).
Читала про его баран. Не слышу. Слышу другие недостатки. Про баран: к Вашему Calleja добавлю, например, Siragusa, которого любят и утверждают, что он без всякого барана. Здесь все субъективно. Как правило, голоса оценивают в целом. У Романовского яркий, совершенно индивидуальный голос, красивейшего тембра. И что я особенно выделяю - внутри голоса есть эмоции и темперамент. Тут я вижу сходство с Хосе Кура. (Дольчев, спокойно! Я не сравниваю горячее и голубое, я говорю исключительно о точке совпадения!))) Ведь как получается, все вроде поют, в ноты попадают, темпы соблюдают, но все равно тоска. Скучно, бледно, не интересно. Кура, Корелли, Романовский - выразительные, "будоражущие" голоса. За это редкое качество прощаю недостатки. Да, я извращенец). На ноты голоса не разбираю)).
Ушли от темы "Фауста", извините.

Edited at 2016-09-30 20:31 (UTC)

  • 1