dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Category:

Ch. Gounod : Faust, Новая опера, премьера 15.09.2016

Читать либретто героических опер Россини все равно, что читать Charles John Huffam Dickens – добрался до конца и не помнишь с чего начиналось, можно по новой…

Поэтому все эти "гермионы, танкреды, ассуры, а также магометы первые, вторые и третьи" оценивать в связи с цепью событий, происходящих в этих произведениях, для нормального слушателя задача трудновыполнимая.
На представлении Ermione —редкоисполняемой в России оперы Россини — зал Чайковского предоставил публике перевод, который транслировался на 2 больших экрана, но т к тяжеловато одновременно читать и вникать в предложенный текст сюжета, и сиюминутно любоваться Анжелой Мид и Антонино Сирагуза ( а ведь еще надо вслушиваться, оценивать рулады, трели и считать дошники ), то в таких раритетах, да еще в концертном варианте, основное большинство сидящих в зале получали удовольствие от ощущения к прикосновению к чему-то особенному. В какой то степени это было наслаждение от неповторимости в ограниченном пространстве нашей огромной страны давно ожидаемого события.

Поди плохо, сходил на концертное исполнение оперы при поддержке фонда Прохорова почему-то в альянсе с американским посольством, смог отсидеть (что удалось далеко не всем) и потом всю жизнь вспоминать да, да – меня там тоже было.

Так вот. Меня там тоже было. Небесплатно. И да – высидел. Теперь вспоминаю …

Композитор Gioachino Antonio Rossini сочинял музыку, если положить руку на сердце, уж очень похожую, не стесняясь перетаскивать целые фрагменты из одной оперы в другую, и каким-то образом умудрился сочинить практически попсовые произведения – основу репертуара любого театра (кроме Большого), так называемые opera buffa (даже перечислять не буду, все их знают и каждый напоет любой мотивчик оттуда). Но есть обратная сторона медали, знакомство с коей дает особые преференции настоящим меломанам. И к сожалению я эту сторону медали, как обратную сторону луны, никак не могу заценить.

...Чередой идут легенды и мифы древней Греции, цари, полководцы, наперстницы.., боги даже, извините за выражение, а музыка все та же, - требующая легкости, игривости в оркестре, подвижности в голосе; теноров, как водится, di grazia (а в Эрмионе их аж до 3-х штук) и олимпийских достижений (без всяких справок WADA) чиста-проста в технике. В свое время Россини даже конец Отелло переделал в угоду карнавалу / в угоду публике адаптировал тяжелые монументальные либретто, например, в каватину Семирамиды и бесконечную Felicita.

Если плюнуть на содержание, можно послушать и Эрмиону и даже представить себе, что именно такой она и была, какой предстала на сцене зала Чайковского известная американское Сопрано. Понятно, что такие акции проходят в одноразовом варианте. К примеру, нашему Большому и замахиваться не стоит и co-продуцироваться ни с кем на такую постановку, даже несмотря на страстное желание иметь в репертуаре что-нибудь эдакое, изподвыпернутое, типа Билли Бада или Роделинды. Ходить не будут !

Окончательно сделав для себя вывод, что в героических операх Россини музыка никаким образом не соответствует и не передает тех страстей, которые просто обязаны испытывать все заявленные по либретто герои; более того, эта музыка не передает даже тех дурака=валяльных страстей, которые с легостью передает Дон Профондо из Путешествия в Реймс в своей занименитой арии, я сосредоточился на голосах, которые как раз и были теми мухами, которые, как известно, должны быть отдельно от котлет. Сейчас еще бы где-нибудь вставить про вишенку на торте и можно собой гордиться – весь набор пошлостей засверкал бы в одном впечатлении.





Вставляю. Т к с творчеством Angela Meade я хорошо знаком после Il trovatore, её голос не претерпел особых изменений после того, как мы с ней расстались в Берлине, вишенкой на торте для моего похода был задуман тенор Enea Scala, которого услышал по записи и чуть ли не в Масканьи …



Дальше о вреде прослушивания записей. На сцене стоял совершенно другой мужчина с совершенно другим тенором, с довольно таки неприятным тембром, с очевидными трудностями при выполнении сложных пассажей и, на первый взгляд (а потом и на второй), имеющий весьма отдаленное отношение к легкой музыке. Его бы прямой наводкой в Травиату или, на худой конец, в Лючию, но никак не в эти рафинированные страсти. Понятно, что старался вокалом изображать Царя, но забыл, что это не Мусоргский, а Россини.:-)

Подающего надежды тенора из Новой оперы наверное надо послушать в репертуаре Новой оперы и тогда можно будет про него что-нибудь понять. В данный конкретный вечер его было плоховато слышно, а не чистое интонирование и склонность к фальцету наверху ... не знаю достоинство это или недостаток, определить трудно... :-)

Любимчик Москвы Antonino Siragusa очередной свой звезд ознаменовал очередным, если можно так выразиться, триумфом. Да и то сказать, по сравнению с тем, как он пел в Танкреде в прошлом году, исполнение было на голову выше. Что называется россиниевский тенор во всей красе, они такие должны быть даже в россиниевской героике.







Маэстро Alberto Zedda бодр, чрезвычайно собран на подиуме и такой оркестр, как РНО, ему как раз по плечу, если не считать уклон в сторону шумового оформления. Но тут с нашими оркестрами мало кто может сладить… Да и опера-то героическая. Это не Турок в Италии и даже не Дева озера, полюбившаяся мне не так давно.

Angela Meade - Alberto Zedda - Enea Scala


Каким-то удивительнейшим образом Дзедда для московской публики стал как Николай Басков – очередь с цветами к нему стояла бесконечная… Зная как «щедра» западная публика на такой вид благодарности и любви, можно было понять радость и, по-моему, отличное настроение Маэстро.

----------✂----------

Новая опера продолжила свои изыскания в области французской музыки и оформила начало сезона премьерой Faust Charles François Gounod.
По ее поводу были кое-какие ожидания, так как уж оч полюбилась РиД того же автора на этой же сцене; единственное, что всегда вызывает подозрение – наличие в постановочной команде некоей личности, отвечающей за драматургию... В случае Фауста это Михаил Музинштейн, занимающий в театре должность помощника директора по творческим вопросам.

Особо не хочется разводить турусы на колесах про постановку, п ч совершенно очевидна ее несостоятельность.
Не удался этот спектакль Новой опере.
Причем, как говаривал Воланд в том самом произведении, которое фрагментарно театр попытался втиснуть в музыку Гуно (не без помощи помощника директора по творческим вопросам), - что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет! По крайней мере, на премьере вокально никто не сверкнул, кроме Воланда-Мефистофеля, - он, в общем-то, показал высокий уровень басовитости для исполнения этой партии.



Евгений Ставинский | Мефистофель


Заодно не сверкнул и оркестр, который на первом спектакле к финалу, мягко выражаясь, развалился… Вероятно это дело может быть поправлено другими исполнителями, но если их взялись разбрасывать по разным составам и не сбивать в хотя бы один пристойный ансамбль, то Фаусту Гуно хана на этой сцене.



Алексей Богданчиков | Валентин


Когда сливаются в экстазе Булгаков, Гёте и Музинштейн, Гуно в этой компании совершенно делать нечего. В последнее время мне стало казаться, что Новая опера способна горы свернуть в опере, это не вот тебе театр Стасик и его филиал ГАБТ, который вовсю культивирует, окучивает и предъявляет миру детсадовские постановки Штайна, сделанные на полном серьезе. Но когда этот детский сад перекочевал в сад Эрмитаж, ощущение невозможности спрятаться куда-нибудь от такого примитива задавило все надежды на возможность хоть где-нибудь услышать и увидеть более-менее адекватный Фауст. Получается только в концертном исполнении с приличными певцами.
В первом действии еще что-то можно было самому себе объяснить – да, это примитивизм в опере во всей своей красе, но с таким флёром стёба над этим самым примитивизмом. Разумеется, не обошлось без безмолвного персонажа типа Коровьева. Маргарита в модной на мировых оперных подмостках школьной форме и конечно с желтыми цветами, (раз она Маргарита, то куда без желтых цветов?!) по виду суровая / по вокалу совершенно не лирического склада певица; не похожая ни на Гретхен Гёте, ни на Маргариту Булгакова.

Елизавета Соина | Маргарита - Хачатур Бадалян | Фауст


Начало сошло, п ч более-менее прилично играл оркестр, правда, без шарма и изящества, и собственно, вдохновения. Поэтому в памяти остались постоянно бездарно марширующие, ровно как у Штайна, солдаты и пейзане, и абсолютно бесстрастное лицо Богданчикова-Валентина.

Основной удар по шарам Екатерина Одегова, как режиссер, с помощью своего адепта-драматурга, подготовила после антракта. Это, как говаривал Ренанский, трэш незабываемый.:-) Декор описать невозможно – его надо видеть; у Мефистофеля выросли крылья, на фоне которых он практически все второе действие простоял столбом. А уж какая случилась лирика … в абсолютно не игривом и очень серьезном состоянии организма Маргариты и немножко Фауста, который, похоже, просто ее боялся… это надо спросить у Фрейда. И у него же спросить почему Гретхен, рассевшаяся на подоконнике в позе Маргариты, была в полной боевой выкладке, а не голая ?
У кого не хватило смелости украсить настоящим режоперным ходом эту ключевую сцену ?



Марта-Гелла тоже могла бы в принципе выйти только в переднике, уж коль скоро произошло погружение в роман Булгакова, но и тут начало, не доведенное до конца, соорудило некий компот, который весьма неблагополучно закончился концовкой ни о чем. Изумительной красоты последний дуэт, когда за музыку можно простить и оркестр, и даже эти жесткие голоса, эмоционально не вдохновил создателей спектакля на хоть что нибудь приближенное к этому шедевру. Темно. Скучно. Охота спать.



Ну вот теперь в Мск есть Фауст, созданный по всем канонам современной оперы и Россия, по меткому выражению Валерия Гергиева, активно участвуют во всеобщем оперном буме.

Хачатур Бадалян | Фауст - Jan Latham-Koenig - Елизавета Соина | Маргарита
Tags: faust, Новая Опера, Опера в концертном исполнении
Subscribe

Posts from This Journal “faust” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments