dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Category:

А.Даргомыжский : Каменный гость, премьера, Большой театр 12-13 марта 2016 г

В течении 24 ч можно было ознакомиться практически с 2-мя составами очередной, но изначально не запланированной премьеры Большого театра оперы А.Даргомыжского Каменный гость.
Видите ли, Минкульт счел недостаточным предложенное руководством количество новых наименований в репертуаре ГАБТа. Со стороны министерства такой порыв благороден, но желательно еще бы намекнуть руководству, что театр, простаивающий неделями на обеих сценах, все больше и больше смахивает на бюджетного нахлебника. Уже нет разговора о качестве представлений (оно и в эталонном для страны театре Спб еще то качество), но с количеством что-то надо делать и срочно. П ч премьерная, если можно так выразиться, пачка, состоящая из 3-х спектаклей, календарные дыры врядли залатает. Но для отчетика галочка получилась вполне удобоваримой.

Станислав Трофимов | Лепорелло - Анна Нечаева | Донна Анна - Федор Атаскевич | Дон Жуан - Оксана Волкова | Лаура


Кто именно был автором идеи о Каменном госте, для которого не стали приглашать какого-нибудь знаменитого театрального режиссера из какого-нибудь драматического театра, науке неизвестно. А можно было бы продолжить линию генерального директора и руководителя отдела перспективного планирования по драматизации оперной сцены главного театра страны. Есть и кандидатуры, пока еще неохваченные заработками на муз-драм поприще в центре Мск … на всякий случай, это Андрей Могучий и эстет-мыслитель Жолдак. Хотя, предполагаю, не все потеряно и эти имена (и другие) еще впереди.

Каменный гость из-за неожиданности и срочности попадания в репертуар было решено отдать молодому и, как всегда, подающему надежды Дмитрию Белянушкину, по слухам, очень скучно поставившему Кая и Герду. В этом спектакле он также не стал особо веселить публику, да, собственно, и материал не очень-то позволял разгуляться в плане хохотушек. Режиссер несколько изменил либретто и теперь в опере главное место заняли потусторонние силы, в сферу деятельности которых входила задача избавиться от этакого прохвоста дона Жуана, который и женщин соблазнял и людей убивал. На первый план выдвинулся ... Монах, исполняющий волю руки судьбы и суть задачки такова, что все участники пьесы марионетки, участь которых заранее предрешена. По декорациям картинка поначалу показалась впечатляющей, но быстро поднадоела, п ч перемен маловато, сцена в основном затемнена и, что самое главное, под конец стало понятно, что это ружье так и не выстрелит, - т е все эти фигуры не слезут со своих мест крепления и несут чисто украшательскую, ни на что не претендующую функцию.



Теперь так постоянно делается, особенно в филиале, в котором нет такой замечательной сцены— оч современной, какая имеется в историческом здании. На ней, правда, тоже ничем особенным не поражают, но там хоть есть надежда, что когда нибудь поразят; а здесь никто и не ждал ничего.

На фоне этих декораций разворачивалось действие в стилизованных под эпоху костюмах и для тех, кто видел это произведение раньше
а я как раз из тех, кто бывал на Госте не один, не 10 и даже не 20 раз

   

больших отличий в режиссерских задумках не заметили.
Ну, разве что в соответствии с мейнстримом подбавили секаса и свидание Анны и Жуана начинается с постельной сцены, прям, как в песне - парень девушку епёт-хочет познакомиться. И тут особый révérence в сторону исполнительницы партии Донны Анны Анны Нечаевой — не то, чтобы ее героиня достаточно смелая женщина, она наступательна смела и там где ждешь, что Дон Жуан начнет свою визави подталкивать животом и склонять к близости, тут было все наоборот. В этом случае ни про какой траур никто не вспоминал и ни о никакой застенчивости и речи быть не могло...



Федор Атаскевич | Дон Жуан - Анна Нечаева | Донна Анна


Несомненно сказывается влияние нашего времени на произведения, созданные в прошлом и позапрошлом веках, но без оголенных интимных частей тела, что и славно. Т е, как и написано на программке, спектакль можно рекомендовать к просмотру 12+ Но только с одним условием — исполнительница партии Лауры должна быть не Юлия Мазурова, там уж все как-то ... слишком вульгарно и дешево, и мы не в свободной европе, где в школах детям самим разрешают выбирать себе пол.:-)

Услышать в этом произведении Агунду Кулаеву мне к сожалению не удалось, а что касается Оксаны Волковой в образе Лауры, то ее притязания на исполнение этой, в какой-то степени полуопереточной роли, были более обоснованы.
К сожалению всё это и близко не дотягивает до тех еще времен, когда открывался занавес и на кушетке возлежала Тамара Синявская (или Галина Борисова) и зал сам по себе начинал овацировать еще до того, как она начинала петь.



Тогда в Большой ходила оперная публика... Теперь не то, но сокрушаться по этому поводу нет никакого смысла, надо выискивать моменты, которые могут примирить со всем тем, что происходит сегодня на сцене БТ. Это я говорю в назидание самому себе но в данном моменте все равно не готов смириться с отсутствием глубокого нижнего регистра у Волковой и отсутствием меццо-сопранового звука у Мазуровой в о о б щ е.

Спектакль, который в предыдущей постановке шел в исполнении артистов с исключительными голосами в этот раз показал достаточно ровный средний исполнительский уровень за некоторыми исключениями.
Исключениями, скажем так, по-русски — самые русские голоса в БТ по прежнему звучат.
Басы :
- Вячеслав Почапский в который раз показал себя одним из лучших голосов ансамбля оперной труппы; разумеется, время не щадит и в больших ролях (слишком поздно они пришли к нему) его вокальные потери ощутимы, но скромная роль Монаха прозвучала определенно на оч хорошем уровне, как и подобает, степенно и благородно.
- Станислав Трофимов, со стороны, а именно из Екатеринбурга, в последнее время успешно осваивающий две главные сцены страны - поет и в Большом и в Мариинском театрах и уже успел заслужить от суперкультурной публики города на Неве комплимент «ожидаемо понравился».
Роль Лепорелло характерная, при том, что он далеко не последний персонаж и у артиста есть возможность показать во всей красе свои драматические таланты. Трофимов воспользовался этими возможностями, вполне колоритно обыграв все особенности характера своего героя и таки — да — сдал своего хозяина с потрохами, вполне шаловливо себя ощущая в ситуации деньги не пахнут.:-) Всякая постановка имеет свои пикантные моменты и мне впервые удалось наблюдать как певец в соответствии с задумкой режиссера вынужден обгладывать куриные ножки Взаправду ! В оперном театре если и питаются на сцене, то в основноми напитками, твердую пищу вкушают не часто. Легкий перекус артист преодолел без всяких последствий для вокала в дальнейшем. Лепорелло в его исполнении сразу выдвинулся на первый план, так бывает в опере — чей голос лучше, тот и первый.

Федор Атаскевич | Дон Жуан - Станислав Трофимов | Лепорелло


Прежние исполнители никогда не пели эту партию традиционно=басово, вольности вокальные и хулиганство приветствовались, Трофимову голос позволил обратить на себя внимание в академической манере, п ч материал оч богатый. Это одно из самых удачных приобретений театра, и для Каменного гостя, и с перспективами на будущее.

Станислав Трофимов | Лепорелло


Теноровую партию оформляли приглашенные солисты российской оперы :
теперь уже и Михайловский театр подтянулся в лице Федора Атаскевича и Сергей Радченко, выпускник Молодежной программы 2014 г (где сейчас обретается не знаю, но Большой своих не бросает и худо-бедно работёнку подкидывает).
Первым слушал Атаскевича и то, как его исполнение легло на всё то, что мне довелось отслушать в те еще времена, большого впечатления не произвело.

Федор Атаскевич | Дон Жуан


...Достаточно было прийти на следующий день послушать Радченко и ... успокоиться— Атаскевич вполне вышел на позиции первого тенора.
Всё и всегда познается в сравнении.
Да, в речитативной опере четкая дикция имеет значение, а дикция у обоих исполнителей хорошая. Оба конечно без претензий на драматически окрашенный теноровый вокал (последний, так и вовсе, озвучил партию звуком с характерным привкусом, основным отличием которого является громко; справедливости ради стоит отметить, что на весь спектакль запала не хватило и к концу, немножко сдувшись, голос Радченко перестал досаждать публике).
Атаскевич на протяжении всего вечера пел невыразительно ровно, но ощущение того, что партий первого положения он поет достаточно дает ему право на исполнение этой роли. А там уж кому нравится, кому нет— дело вкуса.
Несмотря на то, что мировые знаменитости не поют в Большом по принципиальным соображениям администрации, основные, т с, пункты развития оперы ГАБТ сам того не ведая, неукоснительно соблюдает.:-) А самый основной сейчас, как известно, даешь всё подряд, и если ты тенор, то можешь петь от Россини до Пуччини. Уж молчу про плавные переходы молодых и свежих голосов в баритональные заоблачные выси...

Но и не без приятных находок. В этой премьере случился альянс в полном соответствии с партией моржевал Павел Валужин. Тенор и ни какой-нибудь, с перспективой на Бомелия, а настоящий, я аж прям вздрогнул:-). Если он также хорош в Богеме, то молодежная программа не даром сидит в Серебряном бору.:-)

Опера Каменный гость создана на оч хорошей литературной основе, т е либретто полностью повторяет текст Пушкина и в такой ситуации избежать речитативности просто невозможно. Оркестр в этом случае имеет независимую функцию более богатую музыкально, чем вокальные партии, которые в основном несут драматическую нагрузку; добавляет мелодичности происходящему на сцене; ему есть, где разгуляться и показать себя одним из основных элементов спектакля. Пока что этого не произошло и может быть такое даже и к лучшему... Практически весь спектакль оказался неплохо скомпонованным по музыке, без очевидных ляпов и навязывания музыкальной интерпретации несчастной публике, чем в последнее время постоянно грешит театр-Стасик и даже умудрился воспитать свою, особенную публику, такую же, как в городе Франкфурт, которой что ни покажи - все нравится.:-)



Вячеслав Почапский | Монах - Станислав Трофимов | Лепорелло - Анна Нечаева | Дона Анна - Сергей Радченко | Дон Жуан - Юлия Мазурова | Лаура - Александр Миминошвили | Дон Карлос


Премьера, созданная для несения дежурной вахты, получилась вполне функциональным произведением именно, что для маленького театра и без претензий на шедевр.
А история учит, что именно такие спектакли живут долго и счастливо.
Tags: Большой театр, Каменный гость
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments