dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Category:

Rigoletto Wiener Staatsoper 28.01.2016

В Wiener Staatsoper иногда полезно приехать с инспекционной проверкой на предмет соответствия охотничьих рассказов уровню используемых Домом на ринге солистов и звезд мировой оперы.
Тем более, что теперь мы имеем Лоукостер победа который также нуждался в инспекции полупрофессионального пользователя.:-)

Победа проверку выдержала на ура,  а с Оперой возникли вопросы...

С чего начать с хорошего или с плохого — с хорошего !

Два идеальных перелета до Bratislava и обратно в новеньком, наполовину заполненном Боинге. Коль скоро прописано в правилах ручная кладь, не больше портфеля — я, как дисциплинированный пасссажир, внимательно изучающий правила, был с портфелем (доказательства все видели :-)). Туда поместились бутерброды, которыми обязательно надо запасаться, ибо на высоте 11 тыс. м всегда холется жрать, а на борту сервисное обслуживание не предусмотрено (кроме пресной воды, которую дают бесплатно). И это единственный отрицательный момент в работе Победы, п ч наши туристы отличаются тем, что покупают за любые деньги всё, что предлагают за деньги. Сам брал на AirBaltic горячий бутер и кофе, а на Ryanair при перелете в Бергамо так хорошо воспользовался буфетом, что стал приоритетным пассажиром и стюард, при расставании, прощался со мной по-русски и чуть ли не за руку:-).

Многие считают недостатком не откидывающие кресла — для меня это оч серьезное достоинство нашего лоукостера, п ч сам никогда «не откидываюсь» и не приветствую валяющихся практически на моих коленях людей из предыдущего ряда и копающихся в своей башке в непосредственной близости от моего носа.

И одна из самых главных достопримечательностей перелета — ни один человек ни туда / ни обратно не зааплодировал при посадке. И, похоже, эта авиакомпания приучит нашу хургаду к европейскому уровню, к которому мы так все хором стремимся и в котором не принято бурно выражать свой восторг посредством оваций при приземлении самолета, прибытии поезда или трамвая к станции назначения.

Есть еще одно преимущество — на обратном пути нет необходимости бежать на посадку, распихивая всех, для того, чтобы занять хоть какое-то местечко на багажной полке для своей маленькой сумочки, п ч наша хургада идет вся обвешенная тюками какого-то барахла; ну, и с огромными чемоданами на колесах, которые потом пихают на все эти полки. И после «ихней» загрузки не найдешь местечка даже для куртки.

Плюсуем уютный и малолюдный братиславский аэропорт Letisko, в котором и тебе курилка в чистой зоне, и вино бесподобное словацкое без всяких запаковок, и пешочком до самолета, как когда-то мы все делали в Тегеле, улетая в Мск.

Кто внимательно читает правила, а, главное, их выполняет и не клянчит, чтоб именно для него сделали какие-то преференции, тот на Победе летает отлично. Дай бог ей здоровья и скорейшего открытия летнего расписания полетов в Братик, Кёльн и Бергамо. П ч 5 000 руб. за перелет туда/обратно, это подъемные деньги даже для обычного блогера

Теперь про, прямо скажем, плохое.
И это, как оказалось, про Wiener Staatsoper.

Спектакль обещал быть вполне пафосным, п ч был при участии звезды мировой оперы г-на Juan Diego Flórez, в настоящее время, не знаю по какой причине, кардинально меняющего свой репертуар.

У меня нет уверенности в том, что не понимал на что иду. Нетрудно предположить, что весьма специфический голос Флореса, который в свое время определенно совершил переворот в представлении о том, как надо петь легкую музыку и превзошел всех вокалистов, ранее исполняющих Россини, врядли подойдет к вердиевскому репертуару лирического тенора, где всем известный гвоздь — Il Duca di Mantova из Rigoletto.

Действительность оказалась хуже предположений.

Зал Венской оперы не маленький и на фоне россиниевского оркестра голос Флореса хоть и проваливался (иногда) в темную для уха сторону, но в основном его жесткая, острая подача россиниевских рулад всенепременно доходила до публики; чего никак не сказать про Герцога мантуанского в его исполнении. Тут процент недослышки был достаточно велик. При том, что дирижер Evelino Pidò, прославившийся в Москве своим весьма дурным проведением той же самой оперы с оркестром Большого театра, здесь был очень внимателен и корректен особенно к этому исполнителю — оркестр частенько занижал громкость до невозможного. Но должного эффекта достичь не удалось.

И сам голос обладателя сверхвиртуозной техники никаким образом не лёг на эту партию.
При отсутствии технических достижений  выпукло обозначилась необертонистость и монотонность вокала, лишенного красок, необходимых для любого лирического тенора.
Тон завышенный и поэтому в зале звучит странно. Его его и писклявым не назовешь, но и как насыщенный не определишь. Можно было бы сказать, что в тембре есть металл, но это свинец, абсолютно без блеска.
Т е брызг шампанского, которых всегда ждут от теноров-исполнителей этой партии, не случилось.

Juan Diego Flórez | Herzog von Mantua



Понятно, что верхние ноты Juan Diego Flórez не обсуждаются — еще бы не было их. Но для придачи мясистости, абсолютно лишенному мяса голосу, певец начал вокализировать в какой-то странной манере со сверхутрированной подачей. Это, все скорей, всего для усиления чувственности, но на деле, зачастую, это выглядело как упражнение для распевки. И довольно таки часто и в самых неожиданных местах появлялся тот тембр, который в России называется «козлетон».





Уже после дуэта с Джильдой мне совершенно расхотелось ехать на его Ромео, п ч вот уж где ловить нечего. Это еще один пример исполнителя, который сознательно губит себя и, видимо, стремится встать в одну компанию с Villazón, Marcelo Álvarez и пр. вокалистами, расширяющими до невозможности возможности своего голосового аппарата.

Полудетская и наивная публика Wiener Staatsoper, которая любит на подсознательном уровне в этой ситуации включила сознание и обычного, ломового успеха своему кумиру не подарила. Реакция зала была скорее удивленной, чем восхищенной. Хлопали. И долго, но того стона, какой не так давно был у Флореса на той же Дочери полка или Любовном напитке, и близко не было.
После La donna è mobile Тенор попытался встать в свою любимую позу — позу наслаждения 2-х минутной овацией, но овация была настолько дохловатой (оркестр специально остановился), что ручку пришлось быстро опустить.-):
Уже не так хорошо, как раньше, пел эту премьеру Бечала, но он пел свою партию и в этом случае сравнение не в пользу «механического di grazio».

Olga Peretyatko | Gilda / Juan Diego Flórez | Il Duca di Mantova



Ольгу Перетятько живьем слушаю в четвертый раз и в этот раз она меня ничем особенным не поразила … разве что парой «пустых», никаким образом неокрашенных нот в среднем регистре и бульканьем наверху. У нее отличная карьера, но состоялась она отнюдь не из-за уникальных способностей ее вполне заурядного сопрано, а по каким-то другим околооперным причинам.
Реально хочется сделать ей комплимент (своя как-никак), но нет причин и поводов.:-( Заодно не нашлось их и у публики — успех такой, как у Лунгу в La traviata.

Olga Peretyatko | Gilda



Carlos Álvarez оказался тем исполнителем, который определил успех всего спектакля и ради которого стоило побывать этим вечером с Венской опере. И в этом случае совершенно понятно, что партия Риголетто заглавная.

Carlos Álvarez | Rigoletto



А то ведь, иной раз, если тенор хороший, то и Риголетто может быть задвинутым на второй план; а бывало, что и Джильда выходила в авангард и после Caro nome стон стоял.
Мне оч по душе та разблюдовка, которая получилась при непосредственном участии Álvarez.. Понравился безоговорочно, начиная с драматического воплощения образа и заканчивая оформлением этого образа вокально.
Во-первых, наполненность зала звуками его голоса была весьма интенсивной (что уже радует при нынешнем раскладе), понимание того, что поет и как это надо делать и на данном этапе голосовые возможности, позволяющие озвучить партию на самом высоком уровне. Карлос Альварес настоящий баритон без всяких уклонов в сторону тенористости, все кульминации и не простые акценты у него расставлены точно. Чуть-чуть не хватило драйва в Vendetta, но он слишком выложился в Cortigiani, vil razza dannata, за что и получил самую наивысшую овацию за этот вечер. Удалась и достаточно сложная концовка, которая обычно проходит дежурно, п ч все уже сказано, а Альварес передал целых спектр эмоций и финал оказался одним из самых ярких моментов спектакля.



Есть еще один женский персонаж в этой опере по имени Маддалена и он интересен тем, что является полной противоположностью Джильде. При таком Герцоге, который при всем его желании быть самцом оставался мальчиком (каким-то даже чересчур чистым :-)), но все же пытался лобзать в плечико Джильду, показывая свою неукротимую сексуальность, с одной стороны, а, с другой, совершенно понятную ведомость в вопросах флирта, Маддалене не оставалось ничего другого, как именно и стать la femme fatale и сексинструктором.:-)

И вот эта жутко насыщенная драматическая игра в каком-то гнезде и около него совершенно удалась Nadia Krasteva.

Nadia Krasteva | Maddalena / Ain Anger | Sparafucilel


Nadia Krasteva | Maddalena



Уже не говоря о том, что возможности богатого голоса Нади давным-давно переросли эту партию, умение решать проблемы по мере их поступления (при наличие такого Герцога), то Маддалена обязана соответствовать моменту и применять игровые приемы, которыми первая исполнительница не пользовалась.:-) Получилось оч убедительно, а главное в соответствии с тем образом, который выдавал на гора Флорес.



Nadia Krasteva | Maddalena / Juan Diego Flórez | Il Duca di Mantova


Успех по окончании шумный — имена-то звонкие, а публика в Вене благодарная; и подсырник собрался вполне зачетный. Много народу к Флоресу, но он быстро расквитался со всеми и удалился, а Альварес «отсидел» битый час за столом, раздавая автографы и фотографируясь с китайцами и корейцами (видно ему не так хотелось кушать,ь как герцогу и джильде:-)).

В Wiener Staatsoper Rigoletto как-то не очень везет... Если вспомнить премьеру читать , выражение вытащит нос, так хвост увязнет, а вытащит хвост - носом клюнет вполне применимо к данному производству :
Simon Keenlyside на премьере провалился, но тогда еще был приличный Beczała / сейчас прозвучал Carlos Álvarez, зато Герцог ни о чем
но,
отдадим должное, оба раза стабильно ровный средний уровень исполнительниц партии Джильды :-)
Tags: nadia krasteva, rigoletto, wiener staatsoper
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments