dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Category:

G.Puccini : Turandot, Oper der Stadt Bonn 30.05.2015

Город Bonn, как бывшая столица государства Bundesrepublik Deutschland, с первого же взгляда произвел неизгладимое впечатление, обрушив и так-то уже достаточно опущенные представления о dolce vita евросоюза...

Наитухлейший вокзал из всех, какие я только видел в Германии, замусоренные подходы к нему, расположенная неподалеку Kaiser Platz, - никак не похожая на площадь и, похоже, никогда не видевшая метлу дворника (да и само понятие дворник в Германии - это какие-то уму непостижимые заоблачные выси). Маленькие заштатный городок, но со своим стайлом в виде пришпандоренных к столбам и там / и сям деревьев, украшенных ленточками. Я подозреваю, что это знаки любви (если кто знает точно про что, было бы желательно узнать).:-)



По знакомству с бывшим самым главным городом могу с уверенностью сказать, - ради того, чтобы Бонн не называть столицей одного из самых влиятельных государств на земле было просто необходимо разнести стену, объединить германии и сделать перенос в Берлин, который хоть и не намного опрятнее и красивее, но точно больше (в размерах) и все же попредставительнее.
В дальнейшем, ознакомившись с центром и со зданием Оперы, а также c видом на папу-Rhein, я вполне примирился с этим городом в его нынешним статусе,

Бо́ннский университет (Рейнский Боннский университет Фридриха Вильгельма; нем. Rheinische Friedrich-Wilhelms-Universität Bonn) — один из самых крупных и известных университетов Германии.


Рыночная площадь и Старая Ратуша




который не претендует ни на что особенное, кроме как место рождения всеми нами любимого полусумасшедшего и одновременно гениального Людвиг вана.:-) То, что Бетховен мог здесь родиться и, что даже есть улица и дом, где это произошло, в это поверилось сразу, п ч, хоть и восстановленным новоделом, удалось сохранить дух того времени, когда это случилось.





Цель поездки, как всегда в последнее время, схватить José Cura в его наилучшем репертуаре.
А что может быть лучше Куры в Turandot … разве что только Анна Нетребко в Евгении Онегине, на которую я, увы, не езжу, т к ее непрезентабельный вокал не мой район.
Это было конечно очередное g a l a с заметным удорожанием билетов, но без бесплатной выпивки (как тут не вспомнить Линц).



Эти цены оправдались достаточно вяло организованной автограф-сессией в фойе и, попросту говоря, наличием на сцене Тенора категории А, т е звезды.
И если кто читал мой предыдущий пост про Висбаден с панегириком немецким хорам и оркестрам — забудьте все ! Бочка меда не бывает просто бочкой меда — ложка дегтя обязательно найдется; и она таки нашлась в славном городе Бонне.

Раньше мне казалось, что хуже немецкого оперного оркестра, чем Unter den Linden, в Германии не может быть. Ошибался … это надо было прислушаться к оркестру и хору бывшей столицы, который, к тому же, оказался еще и симфоническим.
Что и было сделано.
Для начала нужно сказать, что зал Oper der Stadt Bonn, как все немецкие залы, имеет идеальную акустику и сваливать на нее все то, что происходило в музыке, никаким образом не приходиться.

Oper der Stadt Bonn


Оркестр в Турандот должен быть своеобразным, стилистическим выверенным; национальные мотивы в музыке (которых немало) должны ощущаться; и делать это надо выпукло и четко, но музыканты Beethoven Orchester Bonn п/у Hendrik Vestmann всем этим даже не заморачивались. Начисто исчезли все изюминки этой музыки, как и некоторые инструменты, обозначающие китайский колорит — их просто не было слышно, п ч наимощнейшим образом педалировались медные при грандиозной поддержке дико воющего хора, среди которого выделялись отдельные элементы, воющие громче всех. Музыкальные фрагменты, предваряющие выходы персонажей, как то, Мандарина или, например, самой Турандот, оч хорошо сформулированные композитором, оказались просто никак не оформленными оркестром : Глашатай появился под вполне себе размазанное вступление, а женский хор перед появлением Принчипессы сделал все для того, чтобы напомнить о кошачьих песнях по весне:-).
Еще более парадоксальным было постоянное расхождение оркестра с хором и могучие усилия дирижера, постоянно делающего собирательные движения руками, не приводили к должным результатам.
Не знаю как в Бонне проходят другие спектакли, но Пуччини оказался театру не по зубам (и что то мне подсказывает что и Россини тоже не засверкает в этом зале).

José Cura - Susanne Schimmack


От постановки ждал режоперских изысков, т к дело происходит в Германии; верил в то, что несколько шмотков обнаженного человеческого тела будут предъявлены и они были предъявлены в виде 3-х выбеленных под скульптуру фрау с бритыми лобками и изображали соблазнительниц, но Калаф им не поддался, пройдя мимо них прикрывая глаза рукой.:-)



Из западных постановок я знаю только две хорошие : всем известную Franco Zeffirelli, от которой на протяжении n-ого количества времени невозможно оторвать глаз, и Giancarlo Del Monaco, который поставил абсолютно современную, без тени идиотизма, а, наоборот, остроумную Турандот в Opernhaus Zürich (оказалось что новый интендант Andreas Homoki не порвал в клочья этот спектакль и он жив, и будет идти в след. сезоне). Сюда еще можно приплюсовать Francesca Zambello, но ее теперь в Большом театре нет, п ч она не соответствует эстетическим взглядам на оперу гендиректора Урина и его супруги.

Режопера почти всегда мрачно интерпретирует произведения
и почти всегда в лоб своей символикой.

Rolf Broman (Timur) - José Cura (Kalaf)


В центре лужа крови с плавающими черепами убиенных и полудетская кровать, на которой сначала сидел юноша — очередной претендент на укладывание в постель строптивой Турандот.
💡 Понятное дело, что это все очень ново, не избито, говорит о высоком интеллектуальном уровне постановщика, много думавшем о том, чтобы такое в очередной раз ляпнуть из того, что он много раз видел (и все видели).
Ну а дальше все ужасней : очередной водопад бутафорской крови вылился в лужу и все первое действие все участники ходили по сцене в резиновых сапогах.
Просто праздник какой-то !:-)
Достаточно мерзопакостное зрелище являла собой эта кровь, но когда ее убрали, стало вообще ни о чем — классическое действие в убогих декорациях.



Во втором действии "особый шик" внесли попытки обнажить Лю, которые не удались по причине ее весо-габаритных характеристик, но обряд кромсания ножами был совершен, не вызывая особого интереса у публики.



К концу оперы кровать из центра переместилась в закоулки, п ч всем мы помним, что центр оперы это все же любовь, а не вот это самая часть мебели.-:)

Сольная вокальная часть спектакля сразу же заставила задуматься на животрепещущую тему можно ли в настоящее время услышать достойный уровень ансамбля основных солистов ?.
В самых распрекрасных театрах вам обязательно всунут какой-нибудь неликвид или вполне ликвид, но не для этой партии. Хочешь послушать Турандот, и если будет сама Турандот, то Калафа будут блеять так, что публика даже на Arena di Verona постесняется похлопать за Nessun dorma.
И такое состояние дел везде. И связано это не с трудным финансовым положением театров, а с полным отсутствием интендантов, способных абстрагироваться от влияния агентуры. Да и просто бывшая агентура сейчас в качестве интендантов оперы.

Или вот в Бонне — Калаф, лучший на сегодняшний день, но вдовесок получите заглавную исполнительницу, у которой нет голоса, чтобы петь эту музыку.

Susanne Schimmack (Turandot)


Хотя у Oper der Stadt Bonn, понятное дело, уважительная причина там редко кого приглашают и театр собирает спектакль своими силами. Поэтому о качестве вокала местных сил, уровень которых соответствует местным хору и оркестру, причем, у Лю-Yannick-Muriel Noah вокальные дела обстоят все же заметно получше, чем у исполнительницы Турандот,особо разглагольствовать не приходится. Как оказалось этот немецкий город не делает оперу...



Yannick-Muriel Noah (Liù)


А по поводу исполнения José Cura Калафа поговорить стоит.





Потому что, в первую очередь, сейчас нет сильных теноров, поющих эту партию. Все больше spinto или, того хлеще, лирические тенора взялись за хорошо ополаченную работу — а это снижает градус восприятия/мероприятия. Одно дело, когда в микрофончик на стадиончике на бис, когда всем уже все равно и главное подпевать / а другое дело в спектакле, когда надо обозначит доминанту. И если ты настоящий тенор, а не человек с натянутым верхним регистром, вытянувший счастливый билет в лице расторопного агента, то гвозди в Турандот необходимы позарез ! Это атака, исполнительская мощь, страсть и, в конце концов, мужественное исполнение, о чем уже все забыли давно. Все эти, напуганные верхним Си Калафы, которые к Nessun dorma сдуваются окончательно, они никаким образом не способны придать драйва этой партии и этой опере.
Кто-нибудь так сможет из теноров ?



Сейчас же все как ? → сначала пискнут → потом бьют в гонг.

А Cura стабильно, из раза в раз, бьет в гонг на фермате, даже если нет гонга, как это было в Бонне.:-)
В его исполнении подкупает отсутствие теноровой слащавости и песенной интерпретации, которая, извините конечно, заполонила подмостки разных театров; могучие акценты и абсолютно беспредельные возможности наверху. Это то без чего тенора нет и не может быть!



Gala, благодаря усилиям José Cura, конечно получилось.

Yannick-Muriel Noah -Hendrik Vestmann - José Cura - Susanne Schimmack




Праздник жизни вполне удался, если не считать не большой казус ближе к концу, когда кому-то в партере поплохело и мужская команда из публики так четко и быстро сработала по выносу приболевшего тела и так же слаженно вернулась на свои места.

А мой праздник жизни продолжился на следующий ... когда после обильного затрака в отеле я отправился на прославленном Deutsche Bahn в Дюссельдорф, чтобы там сесть на свой родной Аэрофлот с обедом:-). Но путешествие прервалось через 15 мин хода... Что-то опять случилось с дойче баном (который самый лучше в мире бан и, якобы, ходит как часы) и электричка отправилась в обратный путь до Кобленца; а оттуда с обещанием с пересадкой довести до места назначения, умалчивая количество затраченного времени до столицы Nordrhein-Westfalen. На все про все у меня было 3.5 ч и вопрос что делать и как быть стал во всей красе. Не знаю зачем выскочил на какой-то крошечной станции, п ч все пошли с чемоданами и на мое счастье группу, которая вызвала мотор по телефону (п ч в этих заповедных ебенях стоянок не наблюдалось и такси можно только заказать), водитель везти отказался (по причине их многочисленности и многобагажности). И тут настал мой час ... потратить то кол-во денег, о которых никому-никому никогда не расскажу и которые у меня были НЗ.

Т ч, если бы не счастливый случай, то у меня появился бы шанс полюбить оперу Бонна еще на какое-то время.:-)
Tags: José Cura, turandot
Subscribe

Posts from This Journal “turandot” Tag

  • G.Puccini : Turandot, Budapesti Nyári Fesztivál 07.06.2019

    Летние оперные фестивали на открытом воздухе, это та европейская прелесть, которой мы начисто лишены. Как будто у нас нет парка Горького, не течет…

  • Turandot Premiere Liège, Opéra Royal de Wallonie 23.09.2016

    Сезон 2016/17 в Opéra Royal de Wallonie на первый взгляд выглядит оч кудряво : тут тебе и Верди, ранний (Nabucco), поздний (Otello)…

  • Turandot Premiere Wiener Staatsoper 28.04.2016

    Апрель в Вене в оперном доме на Ринге, в смысле турбулентности подходов к музыкально-драматическому искусству, вполне удался … В начале…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments