dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Categories:

Carmen Teatro alla Scala 28.03.2015

Берлин пришлось покинуть по уважительной причине, п ч вечером в Teatro alla Scala шла последняя Carmen из первого блока весенних спектаклей.
И прежде чем, засучив рукава, приступим к рассмотрению произведения крупным планом, просто не могу не поделиться и не похвастаться фотками чудного городка Bergamo, куда меня привез авиаперевозчик Ryanair за € 21.



Первый раз летел этой компанией и час 20, проведенные на борту в общении с бортпроводником, который постоянно пытался говорить по-русски и в окружении большого количества итальянских бамбини, немилосердно орущих на взлете и аплодирующих на посадке, пролетели как одна минута. В Бергамо было +18°C и синее небо, на фоне которого замечательно смотрелись цветущие деревья.



А еще там был фуникулер и старый город...

Torre del Comune - городская башня высотой 54 м и крытая лестница


Все конечно до меня там были и всё видели, поэтому надеюсь найти понимание в связи с тем, что мне просто хочется погордиться тем местом, про которое теперь с удовлетворением могу сказать - и я там был

Баптистерий в Бергамо


Bergamo, Basilica di Santa Maria Maggiore
наиболее значительная из всех церквей города, но расположенная столь неудачно, что из-за окружающих зданий можно видеть лишь её отдельные фрагменты. Церковь строилась в несколько приёмов. Начал её строить магистр Фредо в 1137 году в романском стиле. В 1187 году церковь была освящена, а в 1210 году закончена. В 1340 году началась её перестройка в готическом стиле. Кампанилла была начата в XIII веке, но закончена только в 1591 году. Внутреннее убранство создавалось в XVI—XVIII веках. От фресок эпохи Треченто сохранились только фрагменты в поперечном нефе. В церкви можно видеть барочные интерьеры, гобелены Аллори и фрески Тьеполо. В храме покоится композитор Гаэтано Доницетти (1797−1848).



Интерьер базилики






и даже походил по каменистым улочкам, которые наверняка помнят самого Гаэтано Доницетти.:-)





После осмотра достопримечательностей добрался до вокзала для того, чтобы выехать в столицу Ломбардии и центр мировой оперы город Milano. На платформе ко мне привязялся забубенного вида мужичонка, видимо, как всегда, хотел попросить денежку; когда я состроил морду кирпичом, он поинтересовался откуда я. Узнав что из России, произнес пламенную речь, из которой я понял только два слова Путин и Украина. Но денег ему не дал все равно.:-)
Уже в Милане, в отеле, сериал под названием Путин продолжился в исполнении портье (старого мудака), которого, судя по его разговору, ничего кроме футбола и Путина не интересует. Он заселял меня на протяжении около получаса и постоянно скороговоркой чередовал мою фамилию с Путиным (благо количество букв одинаковое), совершенно не обращая внимания на мои попытки рассказать что футбол мне даром не нужен — я в оперу приехал.:-)

Милан сразу произвел впечатление города, который не собирается приводить в порядок свою ауру даже в связи с предстоящим грандиозным праздником всех народов Expo 2015 ).
Как и раньше, чтобы найти supermercato в этом городе, нужно пройти км 2; направить тебя туда могут только азиатские девушки, работающие в отелях горничными.
По-прежнему никто не заморачивается по части наведения элементарного порядка на улицах и, как потом выяснилось, по-прежнему бомжи спят просто шпалерами, где более-менее можно укрыться от дождя и непогоды.
Милан — город контрастов !
И никогда не надо забывать о том, что в этом городе тебя хочет облапошить каждый.
Только ты замешкался около автомата, чтобы купить билет на метро, тут же рядом с тобой материализуется некий субъект итальянского происхождения вполне приличного вида, выхватывает твою монетку достоинством в 2, энергично нажимает на нужные кнопочки, а сдачу берет себе, целуя монетку и улыбаясь как адриано челентано всеми 45-ю зубами. Ну не драться же с такой очаровашкой из 50-ти копеек. Но суки они конечно знатные, за кого не схватись:-)

Давно уже не стоит обращать внимания на то, что рассказывает наша разновсяческая пресса об опере.
Именно поэтому не стоит обращать внимание на продолжающиеся унылые рассказы о том, что Teatro alla Scala первый в мире оперный театр и что в нем поют только избранные, т е звезды наипервейшей величины.



Вот, к примеру, поет Оксана Дикая со своим Павиани в этом театре и, само собой разумеется, считается певицей первого положения, будто бы. А на самом-то деле …
Olga Perr, с недавних пор активистка обшества «Я — Тангейзер !», тоже там появляется...
И еще много всякого такого народа, вплоть до Анны Самуил, которая там тоже пела.
К чему я это ? - Не стоит преувеличивать и преукрашивать уровень этого театра в настоящий момент. Есть великое множество певцов с замечательными голосами, которые никогда там не пели или поют крайне редко. А есть певцы, которые и вовсе навсегда отказались петь в Милане.
П ч любое дело - особенно в искусстве - может убить ложный пафос,
количество которого в Скала, как ни в одном театре мира !
Главный пафосный постулат об «особенной миланской публике», которая изумительно разбирается и понимает все лучше любого профи.
Мне всегда было интересно кого имеют ввиду, когда рассказывают вот эти байки ?

· Вот этих вот задрипозов с райка, которые — да — умеют крикнуть BU, а при решении определенной задачи и вовсе выгнать певца со сцены (что было в свое время с Аланьей). Стоит это недорого и оформляется, как 2х2=4
· Или вот этих вот индюков в бабочках со своими спутницами в шифонах в пол ? - Ну эти то ходят ровно для того, чтобы толкаться с фужером кислого шампанского в нижнем фойе (в верхнем в основном туристы фотографируются рядом с артуро тосканини) «и смотреть не оглянулась ли она, чтоб посмотреть не оглянулась ли я»

Вот такая веселая карусель.
И да, более богато выглядящих людей я в театрах не видел [пожалуй, еще только в Монако].
Но это была ярмарка тщеславия, которая никакого отношения к оперной публике не имеет.
Она раскупает дорогущие ложи, и даже можно предположить, что дамы, всякий раз собираясь в театр, покупают новый туалет, п ч в прошлом их уже там видели:-).
Но отдаим им должное, опера им нафиг не упала,
— La Scala для них место, где можно показать себя.
Всё !
Потому что рук они подымают, никаких браво-бис, понятное дело, никогда; никаких цветов никому не принесут и ни на какой подсыр, упаси боже, никогда не пойдут.
В настоящий момент в эту игру начала играть достаточно многочисленная компания, разговаривающая на русском языке. Этих сразу отличишь по бабочкам у мужчин, сидящим как на корове седло, и по животам у женщин, которых не скроешь никакими дольчевыми и габановыми. Именно на такой микс из публики легла в тот вечер Carmen.

Надо еще сказать, что Scala представляет собой театр чудовищно неудобный для просмотра и вообще для нахождения в нем.
Я конечно не был в Bayreuth, но те банкетки, на которых предлагается сидеть в ложах, придумал явно какой-то садист.
Ложи совсем крошечные и 6 человек в них мгновенно — не желая того — устраивают плотную атмосферу. Способность видеть из 3 ряда, купив билет за 110, полностью зависит от тех, кто впереди себя. Хочешь пониже и получше, милости просим, выложи 250. В моем случае рядом оказались милейшие французы которые все сделали для того, чтобы мне было все видно.
Merci à eux, но это стоя, а сидя только угол сцены !

! И в очередной раз  недоумеваю по поводу sold out на балеты там, которые, например, вот сейчас, в апреле, Жизель с нашей Наташкой и Сергеем-нариком харизматиком что видят эти люди, раскупившие так называемые дешевые билеты ? :-)

Но это их проблемы, которые они каким то образом видимо решают, а у меня наконец-то дело подошло к тому моменту, когда появился дирижер, взмахнул палочкой и как то сразу ... тускло и невыразительно оркестр заиграл знаменитую увертюру, которую только глухой не знает наизусть. Но это не помешало особенной миланской публике попытаться устроить  ! овацию при первой же паузе в середине исполняемого произведения.
Я порадовапся - вот она, Scala !
и призадумался .., а не так ли уж несправедливо кричали BU дирижеру Massimo Zanetti на первом спектакле этой серии...
Как-то сразку стало понятно, что оркестр драйвовым не будет. Тут можно обвинять музыкантов, которые после трудов праведных п/р Баренбойма стали примерно такими же, как оркестр Unter den Linden; можно винить дирижера, а можно попробовать поискать прелести в чем-то другом.

Например, в постановке спектакля. Постановка Emma Dante была совершена во второй сезон работы в скала Daniel Barenboim, он напару с Лисснером предрекал ей долгую жизнь. Вот, живет, и еще в июне будет жить...
Премьера по отзывам прессы вызвала неоднозначную реакцию, а по отзывам нашей прессы особый успех имела 25-ти летняя дебютантка Анита Рачвелишвили и здесь, внимание, ее буквально забросали цветами, а один даже попал ей в лицо ©. Хорошо зная оперную кухню такого рода успеха, с чувством глубокого и полного отмечаю — молодец, дебютантка, подготовилась и нашла правильный подход к той самой особой, разбирающейся, миланской публике ).

Но это было давно, а в этот вечер мы имели одну из самых ярких в настоящих момент Кармен — Elīna Garanča.



И дело как-то сразу не пошло...

Во-первых, никто не пришел с цветами.
Во-вторых, практически никак не обхлопывались
Habanera и Seguidilla, да и, вообще, все фрагменты Кармен шли без всякого энтузиазма со стороны зала.

И сама Кармен в трактовке Эммы Данте представляла собой персонаж,
который изо всех сил старается выглядеть секси, а внутреннее содержание и ангельское лицо певицы, хоть и украшенное плохо расчесанными патлами, не дает ей это сделать.
Хотя, раздобревшая после baby-пауз, Элина Гаранча честно старалась обыграть все сладкие моменты — призывно улыбалась, задирала юбку выше некуда, вовремя раздвигала ноги, то сама сидела верхом на Хозе / то Хозе сидел верхом на ней, но все равно оставалась хорошей девочкой, потому как свою индивидуальность она преодолеть не в состоянии [как и любой другой человек].

Её вокал в сочетании с очень своеобразным (для Кармен) звучанием оркестра в стиле барокко почему-то постоянно напоминал ее коронку — Октавиана из Der Rosenkavalier.
И вроде секс обозначался в достаточном количестве, чтобы уже поднадоесть к концу (к слову сказать, Хозе в этой постановке в последней сцене насилует Кармен), а все все равно недовольны. И похоже эта история продолжает со дня премьеры...

Так как Elīna Garanča на данном этапе своей карьеры собирается переходить на настоящий меццовый репертуар, то, - поздравляю всех ! - скоро нормальную Аиду вообще нигде не послушаешь, Амнерис будет либо она / либо Губанова.:-(

По части Хозе основной успех был у его внешнего облика, п ч каким то образом театру удалось уговорить José Cura побриться, чего он категорически не позволяет над собой делать в последнее время, исходя из той позиции, что он теперь самый старый Cura.:-)




©photo www.bravocura.com

И его первое появление, мягко говоря, удивило - по контрапункту с растрепанной Кармен в ночной рубахе, это был оч прилично одетый товарищ в странном картузе, которому не хватало только розочки, и в орденах. Но надо отдать должное костюмерам, контрапункт между 2-мя главными героями им создать удалось:-). Зажатый поначалу и не оч уверенный в себе (не понятно по какой причине) Хозе превратился в ярого сексуалиста ровно в тот момент, когда Кармен «натравила» девочку бросить ему в лицо цветок.:-)
У самого Куры есть своя концепция образа Хозе и в некоторых постановках ему удается ее воплотить на сцене, в скаловском спектакле он шел строго по режиссерской задумке и честно пытался наверное самому себе объяснить "що це таке?".:-)
В этом мертвом зале за арию La fleur que tu m’avais jete получил Bravo и был единственным, кто получил Браво по ходу спектакля. Мне показалось что José Cura пел аккуратней, чем обычно и, скорей всего, это связано с тем, что после первого спектакля он заболел (о чем было объявлено на следующем представлении). Но и к моему приезду окончательно не поправился, но и явных огрехов в его вокале в этот вечер не наблюдалось.



Тем, кто в ближайшее время хочет отправиться послушать Elena Moșuc — не делайте этого, похоже, что там дела очень плохи, но при этом приглашений от театров у нее много и чем она будет петь ту же самую Лючию я не очень себе представляю...

José Cura | Don José - Elena Moșuc | Micaëla - Vito Priante | Escamillo


По поводу Escamillo-Vito Priante, которого на первом спектакле безбожно заBUкали, ничего дурного сказать не могу — обыкновенный, такой же, как везде в Италии, Эскамильо, не лучше и не хуже.

Elīna Garanča | Carmen) - Vito Priante | Escamillo


Т ч все BU оставляем на совести Bu=кающих и пусть это будет только их проблемой.



В конце все поаплодировали и обычные 10 минут аплодисментов на открытой сцене были честно исполнены. После чегоособенная миланская публика поехала в своих экипажах по своим приват-территориям.
А я на подсыр.
И был страшно удивлен, увидев то количество народа, которое там собралось. Причем, все так дружно заорали «Bravo, Cura !» при его появлении, что мне подумалось, вот бы вы так лучше в зале орали, чем здесь на улице.

Ну, да ладно, Милан это особый оперный город и его надо принимать таким, каков он есть : и певцам терпеть все эти выходки и нам, заезжим на сутки сырам.
:-)

Положа руку на сердце, в Скалу больше нет никакого желания, кто бы не пел, а в Милане без Teatro alla Scala и делать нечего. Поэтому на следующее утро я оседлал еще один лоукост под название EasyJet и возвратился в Charlottenburg, забыв провалидировать билет на электричку, за что чуть не поплатился, сразу попав в лапы контролера:-), но все это сразу забылось, когда в знаменитой русской кафешке я съел незабываемую солянку, 3 половника за € 5.:-)
Tags: José Cura, carmen, teatro alla scala
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments