dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Categories:

Puccini : La rondine 27.03.2015 / Madama Butterfly 29.03.2015 Deutsche Oper Berlin

В этом сезоне Deutsche Oper Berlin проводит Wochen Giacomo Puccini.
Если кто помнит, в прошлом городская опера проводила недели Верди — во как живут !
Есть что показать, есть кого пригласить и есть что поставить.
И что характерно, публика практически на все спектакли забивала зал под завязочку (не пошла почему-то только La fanciulla del West в постановке Веры Немировой со всеми ее прибабахами и с Антоненко в партии Дика Джонсона — там, по слухам, свободными от публики были целые ряды).
Я же на сей раз попал впросак и мои любимые козырные места в продаже вообще не появились. Т ч работать приходилось в сложных условиях, но кое-какие результаты все же имеются.;-)

Первым делом конечно самолеты, с которых я теперь прямой наводкой приползаю в театр вместе со всем своим барахлом, но это никого не трогает, видимо не я один такой.
То, что спать хочется, ну так ничего, дело преодолимое — чуток спим / чуток слушаем:-). Тем более, что в этот вечер давали La rondine из премьерной серии.



«Ласточка» оказалась в сфере моих и не только моих интересов в связи с тем, что надо было бы хоть когда-то ее послушать и понять в чем прелесть этого произведения для певицы Анжеллы Георгиевны, которая поет ее с младых ногтей.



К тому же в качестве режиссера этого произведения выступил еще совсем недавно тенор № 1 или Король теноров (как кому покажется) Rolando Villazón Mauleón. Этот факт не должен вызывать удивления у тех, кто понимает политику Deutsche Grammophon GmbH; она оч похожа на политику России и звучит примерно так «Своих не бросаем!». Количество дисков, записанных в ударном порядке, когда Вилазон мог еще как-то петь, просто требует поддержания имени на плаву.
Да, и то сказать, почему, собственно, любой драматический режиссер может ставить оперу, а бывший певец этого делать не должен ? — защитил я мысленно Вилазона и с удовольствием расселся в удобном кресле, предвкушая оперное зрелище.

Особо распространяться о режиссерских талантах постановщика может быть и не стоит, но несколько мыслей по поводу во время действа в моей голове заклубились.:-)
Совершенно точно — Rolando Villazón в режиссуре понимает лучше, чем Митя Черняков, т к каждый персонаж у него транслирует свой образ вполне внятно; он не меняет основы сюжета и даже, похоже, что и время не меняет, п ч опера была написана в 1917 г. и одежда, и достаточно пошлый антураж салона Магды вполне соответствует этому времени.



На заднике, на котором грубо намалёвана чуть ли не Венера Урбинская исполинских размеров, иногда происходили странные метаморфозы, а иногда и не плохие конструктивные дизайнерские решения ввиде зеркал, дверей, входящих и выходящих людей.



Что особенно удалось Вилазону — образ центральной героини, которая достаточно примитивно доносит до зрителя мысль, что с милым конечно рай и в шалаше (читай, на средиземноморской вилле), но если этот милый атташе. В этом месте вполне уместно вспомнить, что в образе Магды выступила звезда Большого театра Динара Алиева и, если уж говорить про соответствие задумке режиссера, то тут наверное все в порядке — в ее исполнении Магда получилась ну очень взрослой женщиной, видавшей виды, и попытка романтизировать ситуацию сначала при помощи черного бархата, а потом пике цвета небеленой шерсти, не слишком удалась, что опять таки попало в масть. И только лишь в финале,  когда она возвращается в компанию своих товарок и то-о-оненьким голоском затягивает не высокую ноту, подумалось, почему она так странно себя ведет … что это за тихая грусть ..? Она ведь не умирает от чахотки.
Ну, этот вопрос, разумеется, не к Алиевой, а к г-ну Пуччини.:-)



К вокалу Алиевой все те же вопросы, что и были в Москве.
Некоторые интернет-околооперные-обозреватели призывают не ругать артистов, если они спели неудачно, а дожидаться того момента, когда наконец-то удача посетит их.:-)
Этот вечер был не таков, а я не оперный обозреватель, поэтому в исполнительском мастерстве Динары Алиевой ничего нового и хорошего не нашел : всё та же крупно-помольная россыпь, украшающая низы и середину, всё такие же тонкие верха и все такое же не выразительное пение себе под нос. Плюс в Deutsche Oper, с ее идеальной акустикой, певица умудрилась слишком часто тонуть в оркестре.

Динара Алиева - Atalla Ayan


Все остальные персонажи в Ласточке проходные, не наделены какими бы то ни было вокальными изюминками и в основном поддерживали необходимость своего присутствия на сцене драматической игрой. И делали это вполне успешно.

Alexandra Hutton (Lisette) - Álvaro Zambrano (Prunier)




Álvaro Zambrano


Поклонницам Joseph Calleja, который собирается обаять в партии Руджеро своим колоритным бараном в июле, ехать не рекомендую — петь в этой опере тенором особо нечего. Да и по образу всё это ... как-то ... очень студень напоминает. Разве что полюбоваться на свой предмет в окружении подозрительного вида персонажей в виде манекенов, на протяжении всего спектакля играющих роль пускающего слезу Мишку и двух других замечательных зверушек на закрытии сочинской Олимпиады — по крайней мере, телодвижения они делали примерно те же самые, а какую несли смысловую нагрузку я так и не понял:-).
Похоже, что Вилазон ввел их по вынуждёнке, чтобы отдать дань режопере.

Трудами праведными Deutsche Oper Berlin комплектует Пуччини в полный пакет.:-)

Thomas Lehman - Динара Алиева - Roberto Rizzi Brignoli - Atalla Ayan


Вот еще только Il Trittico поставить … Но это дело наживное.
А мы отаемся со своим большим театром и с его на данный момент Богемой. И все.

- - - - - - - ✄ - - - - - - -

По обстоятельствам, о которых напишу позже, пришлось пропустить La fanciulla del West (о чем искренне сожалею) и вернуться через день на Madama Butterfly.



Обещан был один из лучших на сегодняшний день дуэт солистов — Hui He (Cio-Cio-San) - Fabio Sartori (B. F. Pinkerton).



Как обещали, так и сделали.
Постановка с 25-ти летней бородой всякий раз, когда я посещаю это произведение, дает фору всем современным изыскам, п ч главное в этом спектакле музыка Пуччини.
Конечно есть еще содержание; оно есть ни что иное как мелодрама, не претендующая ни на какие сложности и не позволяющая интерпретировать оперу с современной режоперской позиции. Скорей всего, именно с этим связано отсутствие желания у современных оперных режиссеров ставить Баттерфляй и она благополучно поджидает выдающихся исполнителей в самых разных оперных домах и когда появляются такие артисты, зал всегда полон.

Как выразился Кехман недавно, - кассу делают Жизель, Лебединое и Щелкунчик, а в опере Чио-Чио-сан (это уже я от себя добавляю). И заполненный до отказа зал Deutsche Oper ощутил то, что называется энергетикой настоящей оперы во всей своей красе.

Оркестру театра можно говорить комплименты постоянно.
Он был замечательно хорош в Ласточке, но как хорош он был в Баттерфляй и практически стал хедлайнером вечера. О такой музыке можно только мечтать, равно как и о таких центральных исполнителях.
Пинкертон в исполнении Фабио Сартори был, скажем так, честный тенор очень высокого качества,





безупречно провел свою партию и обратил на себя внимание именно как тенор в такой не выгодной роли и это при его внешних данных, которые глобализируются все больше и больше. :-) Кроме того, театр почему-то позволяет себе выпускать на сцену исполнителей, не приведя в порядок их style — несколько проплешин в разных местах которыми блистали офицер военно-морских сил сша и американский консул иной раз переводили мелодраму в разряд комической интермедии:-).
Но голоса и у тенора, и у баритона были то, что надо : сочные, мощные, легко перекрывающие переливы плотного оркестра;

Elia Fabbian (Sharpless)


оба исполнителя пели в итальянской манере с ярко выраженными признаками il verismo.

Для меня оч ценно, когда выдержан стиль музыкального произведения.
В наше золотое время, когда сегодня ты Альмавива, а завтра Каварадосси такие попадания становятся все более и более редкими
и от этого все более и более ценными.
Потому что такое исполнение дает совершенно правильное представление о том, как должна звучать эта музыка.

Существует разные мнения о том, как должна исполняться партия Чио Чио сан … большинство уважают лирические сопрано в заглавной роли, но, по моему мнению, остается загадкой, как такие не большие (подчас хрупкие) лирические голоса могут справиться со сложной (иногда даже приторной) оркестровкой Пуччини...
За нежность и томность в первом дуэте видимо им прощается отсутствие драматизма, когда, чаще всего, половину того, что поет певица попросту не слышно и конечно Hui He слушать в этой опере нужно обязательно, потому что ее голос совершенно адекватен музыкальному материалу.

Hui He (Cio-Cio-San) - Jana Kurucová (Suzuki)




Единственное, что ей можно поставить в упрек, это абсолютная правильность и точность, стремление сделать все красиво и немножко причесать (наверное стремление соответствовать моде), хотя ничего этого ей не надо, п ч ее бесподобное драматическое сопрано просто создано для исполнения этой партии.





Способность голоса Хе выдавать большой звук, как это часто бывает у сильных драматических сопрано, нисколько не раздражает, её звук округлый и теплый, и управляет им певица практически филигранно. И в сочетании с оркестром Hui He удалось создать несколько иное, не трендовое исполнение этой оперы.

Hui He (Cio-Cio-San) - Fabio Sartori (B. F. Pinkerton)


По итогам посещения Madama Butterfly приобрела в моем лице просто таки ярого фана, и если раньше я совершенно спокойно пропускал это название и никогда не смотрел составы в различных оперных театрах, то сейчас подобный спектакль послушал бы с превеликим удовольствием; и даже то, над чем я всегда ухо=хатывался — сцена с сыночком — теперь вызывает во мне бурю весьма трогательных эмоций.
И совсем это не женская опера, а очень пуччиниевская.:-)

Elia Fabbian (Sharpless) - Yves Abel - Hui He (Cio-Cio-San) - Fabio Sartori (B. F. Pinkerton) - Jana Kurucová (Suzuki)




Жаль, что Ласточка мало где идет, вдруг и она когда-нибудь проберёт меня по самые не могу.:-)
Tags: deutsche oper berlin, la rondine, madama butterfly
Subscribe

  • Recital Marina Rebeka, КЗЧ 10.01.2018

    Филармонический абонемент «Звезды мировой оперы» нуждается в переименовании [в каком, это надо подумать...], потому что мировая опера…

  • Recital Елена Стихина, БЗК 24.11.2017

    На вчерашнем вечере в БЗК Елена Стихина трогательно рассказала о том, что будучи студентой московской консерватории, даже и не мечтала, что…

  • Recital Jamie Barton КЗЧ 17 марта 2016 г

    2 вокальных концерта под громкими титлами « Золотые голоса России» (15 марта) и « Звезды мировой оперы» собрали практически…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Recital Marina Rebeka, КЗЧ 10.01.2018

    Филармонический абонемент «Звезды мировой оперы» нуждается в переименовании [в каком, это надо подумать...], потому что мировая опера…

  • Recital Елена Стихина, БЗК 24.11.2017

    На вчерашнем вечере в БЗК Елена Стихина трогательно рассказала о том, что будучи студентой московской консерватории, даже и не мечтала, что…

  • Recital Jamie Barton КЗЧ 17 марта 2016 г

    2 вокальных концерта под громкими титлами « Золотые голоса России» (15 марта) и « Звезды мировой оперы» собрали практически…