dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Categories:

G.Verdi : Otello, Magyar Állami Operaház, Budapest 08.02.2015

С интервалом практически в неделю у меня случились два Отелло в разных оперных домах и, соответственно, в разных европейских столицах, но с одним и тем же исполнителем главной роли. И вот такая опера в разы интересней, чем, к примеру, Don Carlo 6 раз подряд в Большом театре в одном и том же составе.:-)



Второй спектакль состоялся в Magyar Állami Operaház, а если учесть что между Москвой и Будапештом летает замечательный Wizz Air, то € 60  (по нормальным еще €) является большим подспорьем для всякого любителя оперы и путешествий, желающего осмотреть своими глазами тот самый театр, необыкновенная архитектура и красота убранства которого воспеты во всех путеводителях.



Именно такой королевский оперный театр и должен был быть в Будапеште, п ч создавался он двухголовым государством Österreich-Ungarn. И если уж в Вене была знаменитая Wiener Staatsoper, то в Будапеште без такой оперы жить было невозможно. И, как рассказывают, поначалу возникли трудности с наполнением здания культурным содержанием, и в те времена, когда в Большом театре ставились шедевры хореографии и исполнительский уровень балетных артистов был как всегда впереди планеты всей, Будапешт вполне себе прозябал по части высокого искусства. Но и тогда местный народец не тушевался, приглашал знаменитостей : кто только там не работал, не творил-вытворял и не пел, и в итоге на даный момент этот оперный дом с богатейшей историей и всякий, уважающий себя, любитель оперы просто обязан в нем побывать.



Тем более, что театр р е п е р т у а р н ы й и любо-дорого взглянуть на афишу, где прописан весь необходимый набор названий  от национального достояния до мировых хитов, включая раритеты — все есть !
Как исполняют - это другой ?:-)

Для распевки сначала доложу про Будапешт

Это была достаточно трудная задача попытаться осмотреть все, что местные аборигены не могут осмотреть за всю свою жизнь:-).
Замечательный город вдохновил сначала залезть на смотровую площадку Szent István-bazilika и на попытки состроить хоть какое-то лицо на фоновых фотографиях - жуткий ветер и трепетный испуг высоты делали эту миссю практически невыполнимой.:-)

Базилика Святого Иштвана (венг. Szent István-bazilika)






Потом переход по мосту через Дунай и подъем на фуникулёре, который стоил каких-то безумных денег туда-обратно, но продолжался не более одной минуты...

Мост Се́ченьи, (Будапе́штский) цепно́й мост, венг. Széchenyi lánchíd


В чем была прелесть этого обязательно пункта осмотра города, я так и не понял до сих пор, но овчинка стоила выделки хотя бы потому, что фуникулер таки привез меня в прекрасное место под названием Budai Vár.



И в продолжении

Це́рковь Ма́тьяша (венг. Mátyás-templom)


Halászbástya - Рыбацкий бастион с конной статуей святого Иштвана


старый город на высоком берегу, Рыбацкий бастион (Halászbástya) и виды, о которых даже не собираюсь рассказывать — сами знаете что за город Будапешт и какие там красоты.



А если учесть, что бы закат при относительно хорошей погоде, а когда окончательно опустились сумерки и Парламент воссияши, как это и полагается ему по статусу (ни как Hofburg и Belvedere), то путешествие уже оправдало себя полностью.



В странах со своей валютой проблемы для туриста есть. И в Венгрии тоже.
И эти проблемы в Будапеште как-то неожиданно обнажились — день приезда оказался днем больших трат. Сначала не желание обменивать евро в порту по совершенно похабному курсу, потом отсутствие хоть какого либо change в городе — это вам не Прага, где обменник через дом и в нем каждый с радостью надурит тебя. На будайской высоте я конечно заперся пожрать в самое злачное туристическое место с самый главным видом и с самой большой дороговизной; чуть не сдох от холода, но съел свою пайку гуляша по безумной цене, гордо отказавшись от выпивки, т к там везде подают только токайское, а я с этой гордостью венгерских виноградников пока что на вы.:-) Возвращался на таксомоторе, п ч такая проблема, как покупка билета на общественный транспорт, делает практически невозможной поездки по городу в трамвае или на метро, - это я уже потом узнал, что, к примеру, билеты на желтую ветку продаются в атомате на Oktogon tér, с иснстурукцией по покупке  и на русском языке. (мне к этому времени билетики уже были не нужны — я весь город исходил на своих нсчастных ногах).;-)

Прогрохав в первый вечер все бабло, наменянное с помощью одного прекрасного оперного друга и очаровательной администраторши её отеля, на следующий день хватило только на творожник с кофе = все не дорогое и оч вкусное в пекарне на ул. Kiraly. Пришлось опять менять в том же отеле.
И дальше по контрасту Будапешт взял, да и повернулся ко мне блеском своего благодушия — дальше тратить деньги было не на что:-).
Про билетный автомат на Октогоне я по-прежнему не знал, поэтому поперся на пл. Героев пешедралом; все, что положено, там оссмотрел, кроме выставки Рембрандта (он в достаточном количестве представлен в Эрмитаже, я с ним пока не ознакомился, но смогу это сделать в любое, как мне кажется, удобное для меня время).

Площадь Героев (венг. Hősök tere)


Разумеется, Купальня, снаружи и, даст бог, если приеду еще раз на оперу — пойду вовнутрь людей пугать -:).

Купальня Сеченьи - Széchenyi gyógyfürdő


Парк с Анонимусом, - полюбовался на то что выкаблучивает люди с этим памятником и сам отличился;

Anonymus Szobor


все окрестности зачепятлел

Замок Вайдахуняд


и с чувством глубокого удовлетворения задумался ... где бы поесть и как бы вернуться малой кровью назад к Опере, п ч центр вселенной в любом европейском городе для меня Опера.:-)
И т к автоматы на станциях так и не появились, пришлом идти пешком несколько станций метро, кушать хотелось ужасно, но почему-то не попадалось ни одного едального заведения... И практически на Октогоне вдруг увидел пюпитры, на которых лежало меню, обещавшее комплексный обед за HUF 990.
Будучи человеком приличным и желающим многочисленным русским туристам только добра, настоятельно рекомендую - только туда, называется, кажется, Like. На это 3.5, но за эти 3.5 вы имеет лоханку изумительной настоящей венгерской похлебки, в которой ложка торчит вертикально и которую можно съесть только с урчанием, и невероятных размеров тарелку гуляша с картошкой, по вкусовым качествам необыеновенного. Съесть это невозможно и многие не доедают и спокойно берут с собой в спец. контейнерах.
К черту пафос — там дешево и очень вкусно и, главное, настоящая венгерская еда. П ч местные там гужются в больших количествах, а они свое дело знают на что надо тратить деньги, а на что нет.

С этого момента я понял что не хочу уезжать в ближайшее время из Будика — здесь все моё и, если вечером еще дадут настоящую оперу, то жизнь в этот уикенд удалась, однозначно.

И без всяких если, она удалась — оперу дали !

Polina Pasztircsak - José Cura


А т к есть с чем сравнивать, с недавним Otello в Праге, то Будапешт выиграл всухую по всем пунктам, кроме одного — опять Tokaji в буфете и никаких прекрасных белых итальянских и французских сухин вин. Вот этот их патриотизм все таки мне не очень по душе.:-)

На сегодняшний день этот театр конечно по части солистов с неба звезд не хватает и редко когда может позволить себе приглашать лучшие мировые голоса, но в отличие от той же Праги, ему есть куда их пригласить.
Есть очень хорошая база. Которая во все времена называлась так – оркестр / хор / постановочная часть.

Magyar Állami Operaház может позволить себе историческую постановку оперы Отелло и это всегда дороже штапельных тряпок, двубортных костюмов и детских воротничков на ситцевых платьицах Olga Perr :-). Костюмы отшиты добротно, с достаточно частой переменой, не выглядят клоунскими, п ч совершенно очевидно, что ими занимаются профессионалы



И чтобы мне не говорили многие исполнители,
которые, ни с того / ни с сего, взялись оправдывать своё сидение на унитазах
или хождение в звериных шкурах в режопере,
они много чего отдали бы за то, чтоб хотя бы разок поучаствовать в постановке настоящей Оперы.
А именно, если дают William Shakespeare — то все по Шекспиру,
с уважению к автору, а не к режоперу и всем тем бредням, засевшим в его голове.
И не это не пыльно.
Не скучно.

И по этому поводу не стоит повторять все те глупости, которые рассказывают все наши горячо любимые режиссеры.
Нет таланта, не можете поставить классику, так и говорите, — не умеем ставить классику, не умеем шить исторические костюмы, нет такой машинерии,
которая бы двигала декорации по сцене во все стороны абсолютно беззвучно;
да что говорить, у нас даже круга на сцене нет, что уж совсем не пристойно — строили-строили, наконец построили … ерунду какую-то.

По части постановки это лучший Отелло, который я видел за последнее время.
Особенно грустно по этой части смотрится Вена с ее достаточно убогой постановкой.
Режиссерски спектакль сделан мастерски и José Cura был практически отпущен на волю и, будучи артистом дисциплинированным, выполнял основные мизансцены, но по образу, разумеется, его личных красок было более чем достаточно. В итоге получилось интересное решение центрального героя.



Отвлекаясь от главных исполнителей, с большим удовольствием можно было наблюдать за хором и не главными солистами, - например, первое появление Кассио в обнимку с Бьянкой сразу дает понять, что вся дальнейшая интрига выдуманная и четко спланированная. По ходу действия нет притянутых за уши моментов, все точно по сюжету, с оч естественным поведением хора.
Такой реальный кусочек из жизни.

Zoltán Nyári (Cassio) - Anatolij Fokanov (Jago)

Постановки такого качества случаются крайне редко и всякий раз вызывают сожаление тем, что дожив до такой жизни, когда оперные артисты из истуканов, которые в золотой век оперы стояли столбом на сцене, отставив ножку в бок и показывая пальчиком верхнюю ноту, наконец-то превратились в живых людей, что солисты / что хор сейчас вместо того, чтобы делать оперу настоящим вокально-драматическим искусством вынуждены изображать из себя идиотов для того, чтобы соответствовать затеям разного рода провокаторов, состоящих в разного рода оперных кланах. Обидно по-настоящему, артисты могут многое.

Будапешт отличился еще и оркестром высокого качества.
Партитура Otello, как известно, крепкий орешек, не терпящая банального исполнения;  с другой стороны, не позволяющая особо неординарных интерпретаций.
Это опера музыкальная глыба — лучшее, что создал Верди и тут профессионализм оркестра и дирижера непременное условие для того, чтобы браться за эту оперу.
В этот вечер все сложилось.
Молодой итальянский дирижер Marco Comin, никому не известный — потому что сейчас самый известный молодой Alain Altinoglu, мордующий все, за что берется в самых разных не плохих театрах, и всем приходиться терпеть, так как он новая фишка Deutsche Grammophon — несомненно талантливый музыкант, сумевший собрать оркестр, который повиновался ему на протяжении всего спектакля так, как это положено и было всегда, потому что Дирижер хозяин спектакля !

Marco Comin - Polina Pasztircsak - José Cura


Четкие вступления, сбалансированные группы, не жесткие и без признаков дешевизны tutti, при этом в необходимых местах мощное звучание и главное — слаженность и тщательная проработка всех оттенков. Даже удивительно, такой молодой человек оказался авторитетом для всех.

Хор понравился, особенно мужской и, опять же, очень понравился баланс сцены и я мы — то, чего в Большом театре нет начисто.

Anatolij Fokanov (Jago ) в этот раз поначалу показался намного лучше, чем пражский, совершенно безголосый, но к середине Credo осип конкретно и поэтому дуэт перед Клятвой и сама Клятва прозвучали не достаточно клятвенно.



У Яго все же сложная роль; несмотря на то, что она в основном разговорная, в ней необходимы жесткое и мощное голосовое подтверждение, которое заставляло бы поверить в его мерзкий характер и подтверждать возможность персонажа подмять и полностью лишить разума такую сильную личность, как Отелло. А когда артист не в состоянии справиться с голосовыми проблемами, тут уж не до конкуренции. А бы справиться. Поэтому Куре зачастую приходилось пояснять происходящие события своим личным состоянием разума.





В этом Отелло случилась еще одна удача — Polina Pasztircsak Дездемона.
Это тот самый случай, когда в театре, не относящемуся к супер-категории, исполнители с не раскрученной фамилией вдруг вызывает неподдельный интерес.





Ангельского вида девушка, просто, как по заказу, сделанная под Дездемону, к тому же оказалась способной на выражение неподдельных чувств на сцене и отзываться на любой посыл своего партнера. Взаимодействие было органичным и чувственным, и мало можно вспомнить Дездемон, которые так соответствовали бы Отелло в исполнении José Cura. Его практически il verismo исполнение, которое не у всех встречает понимание, в дуэтах с этой певицей стало еще одним подтверждением такой выразительной - страстной (а иногда и мягко-лирической) интерпретации.
Партнерам было легко друг с другом, это совершенно очевидно.

Polina Pasztircsak - José Cura


Никаких проблем по драматическому оформлению, полное взаимопонимание в вокале, сделавшее дуэты незабываемыми и, возвращаясь к soprano, — Polina Pasztircsak не просто хорошее лирическое сопрано, это голос, который может пропеть чувства и не испытывать при этом технических проблем. В качестве партнерши такого Отелло, как Хосе Кура, она прозвучала оч достойно.



Я не в курсе, поет ли она в ансамбле Оперы и каким образом появилась в cast, но надо отдать должное местным менеджерам — ее имя неизвестно, но они голоса отличают. В прошлом году José CuraКура пел в Будапеште Tosca с Csilla Boross и она тоже оказалась приятным удивлением, а теперь уж, и вовсе, наши люди ездят специально на нее:-).
Вот они, эти неожиданные бриллиантики, не раскрученные анны нетребки, но от этого они не поют хуже её, а зачастую намного лучше.

Из особенностей публики, — что всегда люблю подмечать в разных театрах — обращаю внимание на то, что Будапешт видимо накрыл тот самый кашляющий грипп, который накрыл страшным кашлем нас : кашляли все, кто с сипом, кто с хрипом, кто заходился и не мог выйти из кашельного паралича, кто кхекал в кулачок... Но я их мгновенно простил после того, как они стали исполнять свою главную венгерскую фишку — аплодисменты с разно-темповой скандежкой.



Anatolij Fokanov - Polina Pasztircsak - José Cura


Как они это делают, не ведаю... Впечатление одновременно забавное и сильное.
Но наверняка ведь есть рулевой, но не мог его отследить. :-)

Не знаю, есть ли Ordre national de la Légion d'honneur у Интенданта Magyar Állami Operaház, но то, что его театр не идет ни в какое сравнению с нашим Большим — сомнений нет !
И после того, как Владимиру Георгиевичу поднесли этот орден за совершенно не понятно какие достижения, п ч если взять всё время правления Урина, единственным настоящим достижением, которое произошло на сцене Большого театра, был Бал Елены Образцовой, но к сожалению Большой театр к этому никакого отношения, кроме того, что г-н Урин засветился где можно и со всеми с кем можно.
Теперь уже нет никаких сомнений — всякий, кто будет директором Большого, само собой попадает в почетный легион.
А Ordre national de la Légion d'honneur теперь как значок ГТО, развешивается всем подряд.
Tags: José Cura, otello
Subscribe

Posts from This Journal “otello” Tag

  • G.Verdi : Otello, Hessiches Staatstheater, Wiesbaden 17.01.2016

    Wiesbaden после Франкфурта, да еще в воскресенье, показался просто раем на земле : совершенно пустой, тихий и не спешный курортный город выглядел…

  • Otello Praha, Státní Opera 29.01.2015

    Туристическая ( или туристская) жизнь жителя России у каждого складывается по-своему... Специфика выездов в европейскую оперу привела, попросту…

  • G.Verdi : Otello, Oper Köln/Oper am Dom 18/20.05.2014

    Объединенная Европа — это то место, где всё-всё делается для людей. Я это понял в тот самый момент, когда оказался на Berlin Hauptbahnhof :…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

Posts from This Journal “otello” Tag

  • G.Verdi : Otello, Hessiches Staatstheater, Wiesbaden 17.01.2016

    Wiesbaden после Франкфурта, да еще в воскресенье, показался просто раем на земле : совершенно пустой, тихий и не спешный курортный город выглядел…

  • Otello Praha, Státní Opera 29.01.2015

    Туристическая ( или туристская) жизнь жителя России у каждого складывается по-своему... Специфика выездов в европейскую оперу привела, попросту…

  • G.Verdi : Otello, Oper Köln/Oper am Dom 18/20.05.2014

    Объединенная Европа — это то место, где всё-всё делается для людей. Я это понял в тот самый момент, когда оказался на Berlin Hauptbahnhof :…