dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Categories:

Otello Praha, Státní Opera 29.01.2015

Туристическая (или туристская) жизнь жителя России у каждого складывается по-своему...
Специфика выездов в европейскую оперу привела, попросту говоря, к ужасным последствиям — при рассмотрении очередного вояжа Прага всегда оказывалась за бортом, п ч у этого обожаемого многочисленными россиянами города, опера никогда не была сильным местом.

А если вечером не идти в оперу, то чем тогда заняться ? Телевизор смотреть и потом обиженно писать в отзывах на booking.com «отсутствуют каналы русского тв». :-)
Но все это время меня не покидала надежда, что когда-нибудь кто-нибудь из моих что-нибудь, да споет в Zlatá Praha и вот тогда-то все прелести этого города раскроются передо мной во всей своей исторической правде.



Все и произошло, как было задумано, и памятуя о том, что в Праге ужасно много чего надо осмотреть, я специально выехал на день раньше (а не в день спектакля).
Вооружившись легендами и мифами, а также народными сказаниями как надо правильно получать удовольствие от столицы Чехии и проживая практически, как всегда, рядом с вокзалом, театром и ни с того / ни с сего Václavské náměstí, вечером отправился осматривать город, который потихоньку погружался в потемки.
Но !
Первый плюс по сравнению с другими европейскими столицами — в Праге на улицах светло (это, скорей всего, пережиток социализма, п ч всякий, уважающий себя город с капиталистическим прошлым, обожает жить и по сей день в средневековой темноте, что на улице / что в квартирах).

Сразу поразило количество казино, обменных пунктов, где любого русского нае**т только так и отобьют всякую охоту впредь менять наличность;
выщербленные мостовые, на которых навернуться ничего не стоит;
великое множество машин в любое время суток и чертовски неудобные переходы на перекрестках ввиду буквы «П», т е, если вам надо перейти по основанию буквы П, то никому до этого дела нет — гуляй по периметру;
и зашкаливающее все разумное количество попрошаек, но при этом, по-детски непосредственных — они так искренне удивляются, когда им отказываешь в сигарете или в деньгах и еще несколько раз переспрашивают, не послышалось ли им «нет».

В день приезда была задумка забежать в пару магазов — что я не выполнил : их очень много и они практически все закрылись.
Зато удалось дойти до Пороховой башни, ну оч прекрасной и такой же закопченой, как здание вокзала, — как потом выяснилось, это пражский тренд !



и до концертного зала Сметана-холл,



в котором, по отзыву моего прекрасного оперного друга, за день до этого полностью реабилитировал себя Simon Keenlyside и получил, вот уже действительно, якобы, стоячую овацию. Охи и вздохи по поводу красоты внутреннего убранства разделить не могу, ибо там не был.

В этот же вечер были произведены гастрономические изыски : конечно колено на вертеле (а что же еще ?!), конечно чесночный суп и конечно пиво !
Все правда = Все вкусно.
Но все недешево.
И здесь, сообщаю по секрету, не надо заблуждаться относительно дешевизны пражской жизни. Понятно, что в местах скопления туристов практически ни к чему не подступиться, но и в заведениях для местных цены тоже кусаются, кроме пива, ес-но. Еще же у нас у всех на лбу написано «русский турист», а обслуживающий персонал этого города конкретно заточен на обдуривание этой породы людей.:-)

Все эти мелкие неурядицы перекрыл исключительно правильный выбор отеля ценой — внимание22  ночь одиночная камера, с завтраком. Но с каким ! Это была какая-то скатерть самобранка, вплоть до горячительных напитков и каши-овсянка, сэр :-). В тихом месте, в пешей доступности от театра и недалеко от трамвая № 22. В такой «столовой» время летит незаметно, тем более, что поедая свой набранный ассортимент, есть возможность понаблюдать на то, как заправляются на целый день азиатские туристы … наши пузатые мужики просто отдыхают по сравнению с этими хрупкими девушками — они как-то умеют зарядиться на целый день и дальше этот день проводят по главному принципу туриста в Праге — ее всю нужно обойти пешком.
С вечера сообразив, что Прага город не маленький и имеет вполне подтвержденные претензии на имперский класс, я не стал следовать советам и уселся на трамвай и по прибытию в Pražský hrad=Пражский Град, который практически Кремль, чувствовал себя бодрецом.



Конечно попался и купил билет «по малому кругу» за 10.
Не делайте так никто !
П ч в Собор св. Вита=Katedrála svatého Víta, Václava a Vojtěcha вас и так пустят. Правда, в переднее помещение, но оттуда видно ВСЁ ! А для детального детализирования оформления могил королей надо хотя бы знать кто эти короли и чем они так отличились.:-)





Тоже самое и старый королевский Дворец - Смотреть нечего, вообще.



Зеленая печка, это конечно сильно, но пережить отсутствие свидания с ней можно было спокойно.

Ну и конечно квинтэссенция праха моих 10-ти — Zlatá ulička.



Пройти в нее до 5-ти вечера можно только через турникет по билету, а после бесплатно, но тогда вы не увидите что они там гоношат в этих 5-ти крошечных домах на 50 м пространства :-)
В этом смысле Český Krumlov с его златными улочками, совершенно бесплатными, просто гигант мысли.:-)
В общем, чистенько; но еще бы там, где сидит президент, взяли бы, да и расписали кретинскими граффити и безмозглыми надписями все фасады в человеческий рост, как это сделано по всей остальной Праге, из-за чего эти замечательные по красоте дома, охраняемые ЮНЕСКО, имеют исключительно задрипозный вид (что обидно). Неужели по мордасам нельзя надавать этм художникам, занимающимся вот такой ерундой.

Остальное, как положено.



Сначала Karlův most, с обугленными, как после пожара, скульптурами и коленопреклоненными нищими, через каждые 10 м
… с каких-то пор в "цэ европах" стало оч модным стоять на коленях в разных позах … иногда добровольно/ иногда принудительно — что они этим хотят сказать, не ведаю, но зрелище не из самых приятных, по любому. Ну, да черт с ними, - если слева Влтава / справа Vltava могучая, как Сена, например, и солнце сияет вовсю, архитектура просто ослепляет нагромождением ценностей со всей сторон. :-)





Ничего не имею против Staré Město.
Staroměstské náměstí - да, тут все в одной куче : готика барокко рококо и даже, извините за выражение, классицизм и астрономические Часы на Staroměstská radnice, под бой которых русские туристы обожают встречать Новый год.



Я заплакал, когда они забили и в крошечных окошках появились миниатюрные фигурки …



Не скрою, это одно из самых моих сильных впечатлений от Праги. :-)

Предполагаю, что по старому городу бродить оч приятно, тем более, что когда я пытался это делать, народу было мало (обычно, это как в Венеции - толпарь в одну сторону / толпарь в другую), но нет лавок. Если хочешь отдохнуть, заходи в кафешку, в которой оч оригинальный букет под названием суп и (почему-то) кофе за 290 их козлобаксов. Поэтому гуляй пешком и желательно в удобной обуви. И получается этого старого города … как то многовато на одного человека.... :-)

Несмотря ни на какие трудности жизни, все же я был собой доволен. Кроме того, погодка подфартила. И от всего, в общем-то, остались вполне благоприятные впечатления, несмотря на не самое вкусное начало знакомства.

- В заключение ботвы про Praha - романтикам на заметку – тем, кто любит ходить «за ручку», отправляться жениться в заграницы, ну и самим праженам и праженкам.
Совершенно случайно застукал омерзительный акт разрушения чистых помыслов зверской болгаркой — вся та куча замочков и замков, навешанных на Карлов мост, ключи от которых были выброшены в бурные воды Влтавы, с тем, чтобы никто и никогда не смог разомкнуть замок крепких уз брака, в течении короткое время была срезана и отправлена в лом тремя пошловатого вида мужиками. Вот она, крепость уз их браков. :-)



И если трёте все то, что надо тереть на Карловом мосту, мойте после этого руки.
Потому что я таких там видал трущих …

При исследовании Праги, однозначно, пришел к выводу — театров в этом городе прорва ! И многие из них хороши с фасада и наверное внутри.
Praha, Státní Opera своим внутренним устройством как 2 капли воды похожа на Opernhaus Zürich, только побольше и посветлее, и с некоторыми вариациями, но, похоже, что два этих детища одного папаши-архитектора.









Otello для исполнения которого был впервые приглашен в Прагу José Cura конечно же не мог обойтись без моего участия (вечером, как сумел, принарядился, прихорошился и отправился).





Какая все таки европейская прелесть в этих европейских театрах : нет "приветственных" скобок, нет грубоватого телосложения мужиков и баб в черном, лезущих в сумку с фонариком; правда, не всегда говорят «здрасти», как в театре имени Урина, но мне предпочтительнее просто прийти в театр, как это было еще 20 лет назад, и чтобы никто не кантовал.:-)
Ложи никто не запирает от публики, как это принято в Большом.
Все открыто, все спокойно, проходите-гостями будете, сами разбирайтесь куда садиться, в общем, — отдыхайте и получайте удовольствие.
Отдадим должное также и местной публике, которая понимает поход в театр как праздничное действо и выглядит соответственно. Дамы просто поразили мое воображение количеством сногсшибательных вечерних нарядов и, не сказать, что публика оч возрастная; достаточно хорошо сформированная именно по разным возрастам. Или может мне так повезло или Куре повезло, п ч полный sold out там бывает редко и, как мне кажется, по вполне уважительной причине... ;-)

Вот такое начало, оптимистическое, по ходу спектакля прератилось в оптимистическую трагедию...

Один оперный интернет-юзер, живущий в Праге, осторожно предупреждал меня в свое время, что такого, мягко выражаясь, не хорошего оркестра, как в Праге, трудно где еще найти. Но я, подкованный на все 4 походами в театр Станиславского и понимающий, что ничего подобного более нигде быть не может, был полон оптимизма...

Но тут-то и грянула та самая «Буря», которая хорошим-то оркестрам не всегда по зубам...
И это было во второй раз в моей жизни, когда я попросту не узнал музыку (первый раз случился в Стасике на Аиде в сцене Триумфа). Т е вроде все инструменты играют … более-менее чисто, но без всякой видимой причины начинают вылезать группы, которые не являются решающими в данном музыкальном фрагменте и их дело десятое; а отвечающие за основную муз. нагрузку, куда-то проваливаются, исчезают, т с, бесследно. Если учесть, что сам оркестр каким-то образом не скомпонован и не с группирован, то это, получается, и не оркестр вовсе, а группа товарищей, которая вроде и в ноты смотрит, а толку ноль (так, как в театре станиславского).
Мне раньше всегда хотелось, чтобы в тот же Стасик (или в наш большенький) пригласили какую-нибудь special guest star (необязательно Куру, можно, например, J.Kaufmann в Андре Шенье или Vittorio Grigolo, у которого, кстати, весной намечается концерт в Праге), а теперь нет, не хочу — я с этим делом все понял — никто не собирается подтягиваться под уровень звезды, п ч когда «подтянулись» остальные исполнители, стало окончательно ясно, ансамбля ждать не приходится.
И это не тот театр, в котором потихонечку без всякого резонанса честно трудятся великолепные голоса (таких театров много в той же Германии). В Праге дела обстоят не так.

На роль Яго был тоже приглашен солист, но спеть не мог, поэтому рассказывал и далеко не всегда достаточно громко.
Дездемона очень красивая и нежная, но к сожалению без красивого и нежного голоса.
Относительно этих артистов как-то нечего и обсуждать... Было дело в Дойче опер по замене в Отелло влетела певица азиатского происхождения (фамилию не помню), ну так это был Голос и это была Певица. А здесь ... опять же, как в Стасике, когда Максимова поет Итальянку или Дудникова или Андреева Амнерис, вот такой это уровень.
И к сожалению у театра нет сил хотя бы на один спектакль подтянуться до уровня, в общем, выдающегося исполнителя Отелло.

Richard Haan - José Cura


Поэтому Отелло был один и спектакль шел, как бы, по-концертному.
П ч ключевые фрагменты главного героя, отработанные и отполированные José Cura десятилетиями, не могли не произвести впечатления, а как только дело доходило до совместной работы, то, например, Клятва - один из лучших энергетических дуэтов Верди, - получилась solo, в исполнении одного Куры; Già nella notte densa s'estingue ogni clamor примерно также, т к ответственная за лирическую часть Eva Hornyáková абсолютно не выразительно, по складам пилила свою партию. Но ей хорошо похлопали за Иву, она хорошая девочка, да и вообще история сама по себе трогательная.:-)

Eva Hornyáková


А там же еще Эмилия была из того же спортобщества и в квартете "с платком" выступление Куры прошло без подмоги со стороны коллег. ;-)

Хор из той же серии, что и оркестр.
И вот таким впервые получился у меня спектакль Отелло...
И самое интересное, что такое впечатление было, пожалуй, только у меня... П ч зал был доволен категорически. Наконец-то я увидел что именно подразумевается под определением стоячая овация — это когда весь партер стоит и никто никуда не бежит; и долго стоит, и вызывает, и цветы выносят, и не мало цветов, и общее впечатление состоявшегося праздника очень ощущается.

Richard Samek /Cassio/ - José Cura - Eva Hornyáková




Ну если эту публику всё устраивает, то и слава Богу (тем более, что и в Мск есть такой театр, в котором всех всё устраивает — театр Стасик, который у кого-то между ног, это для тех ктьо меня в ФБ читает:-)).

Когда-то, еще совсем недавно, была страна, Чехословакия, потом она разделилась и так случилось, что когда José Cura пел Отелло в
Bratislava, я там был и это было исполнение достойное оперы Отелло.
То есть, театр заслужил это право — ставить такую Оперу и приглашать такого солиста.
Там был ансамбль, там были голоса,
наконец, там была постановка, которой в Праге не оказалось.
Потому что движения артистов на абсолютно темной и пустой сцене,
когда не видно ни лиц / ни тел,
но при этом постоянно приходится петь то на животе / то на спине,
режиссурой на назовешь.
Это и не режопера и не опера.
Это рассказ о бесплодности попыток.

Jana Horáková Levicová (Emilia) - Martin Leginus(conductor) - José Cura - Eva Hornyáková - Richard Haan


У меня ведь изначально бывла затея остаться еще на одну ночь и послушать Mefistofele Arrigo Boito, премьера которой прошла недавно... Обстоятельства спасли,  думаю ждать чего-то хорошего от оперы- хоров на таком уровне не приходится.

Возвращаясь к разодранной на две части Чехословакии, остаются непонятки, - почему в одной части главный оперный театр выглядит достойно, а в красавице-Праге до этого уровня тянуться тянуться и тянуться..?
Про себя потихонечку предполагаю, дело в том, что от Братиславы до Вены около часа езды, а из Праги аж целых четыре. Никаких других мыслей в голову не приходит:-).

На следующиq день эти четыре часа расстояния от Праги до Вены я превосходнейшим образом преодолел для того, чтобы оформить те самые обстоятельства, которые не позволили остаться на Мефистофель (слава Богу). Эти обстоятельства назывались Nadia Krasteva и тут, как говорится, no comments.:-)

- - - - - - - - ✄ - - - - - - - -

Вот уж не думал, что когда-нибудь отправлюсь в Вену на Madama Butterfly, специально.



Sae Kyung Rim (Cio-Cio-san)


Но этот момент наступил, п ч я, попросту говоря, соскучился по Наде Крастевой, а тут так подфартило ... и 4 ч на поезде от Праги до Вены промчались незаметно, если учесть, что погода за время путешествия умудрилась поменяться трижды. В Веночке лил дождь и пока добирался до отеля по Favoritenstraße промок до нитки.

Это получился какой-то особенный день, п ч в Вене вообще не наблюдалось туристов, никаких : ни русских / ни китайских / ни японских. Кроме того, с 4-х дня все пространство вокруг Wiener Staatsoper оцепили; я такое видел впервые ... трамваи не ходили, в небе постоянно кружил вертолет и, чтобы пройти в театр, надо было предъявить билет полицаю, дежурившему у прохода в заградительной стенке (примерно такой, какя бывает у БТ, когда туда приезжает - хотел было сказать, Путин, но потом вспомнил, что он туда никогда не приезжает-, в общем, кто-то приезжает).
Я ждал чего-то особенного в театре, но оказалось, что в театре, кроме Чио-Чио-сан, ничего особенного не было.
А где тогда было и кто должен был приехать, чтобы устроить такое в центре Вены… разобраться не удалось.
Как потом объяснили вроде очередной венский бал, но вот с таким оформлением вдруг...;-)

Несмотря на критику снизу великой русской певицы, я довольно таки часто бываю с ней на одной волне. Иногда не разделяю ее взгляды на одежду, но костюм Цыпленка, в котором она явилась на вечер Крутого, - то, что надо ! И по поводу оперы Мадам Баттерфляй мысленно аплодировал, когда она по ТВ излагала свои взгляды на обновленный репертуар, которым будет украшать первые сцены оперных домов до 2050 года
могу всё, кроме чио чио сан — это не люблю.

Вот и я так всегда говорил — слушаю всё, кроме чио чио сан.
Имею претензии к выбору исполнительниц на главную партию. Драматически насыщенная музыка Пуччини отдается на откуп певицам с мягкими лирическими, а иной раз, и с не большими голосами. Получается не соответствие. Считается, что тут главное выбить слезу трогательностью образа женщины-брошенки, которые сливаются в едином порыве в КДС, когда Стас Михайлов поет «Разведёнку».:-)

Так, между нами говоря, Nadia Krasteva, с ее богатым голосом и богатейшими возможностями, в этой опере петь практически нечего;

Nadia Krasteva (Suzuki)




а дамочка, которая исполняла Баттефляй - дебютантка Staatsoper, хоть и соответствовала миленьким современным взглядам на исполнительскую манеру этой оперы — обладательница лирического spinto, но при этом сумела остротой звука пробить достаточно плотный оркестр и поддать драматиеского накала знаменитой партии и ни в одном месте не провалила низы (а их там немало), а наоброт озвучила их выпукло.



Т е обе центральные женские партии были исполнены практически безупречно и этот довольно таки  не молодой спектакль в  Wiener Staatsoper вытянули они.




И просто, как говорится, без сучка и задоринки - особенно по контрасту с пражским - Оркестр !
И преотличный Хор, в мелодраматической струе завершающий второе действие своей бессловесной песней.



Aquiles Machado в образе Пинкертона, как и в любом другом образе на оперной сцене, конечно выглядит немножко пародийно:-).
С другой стороны, роль такая, что какого-нибудь супер тенора не пригласишь — никто не будет время тратить. Поэтому Мачадо, с некоторых пор довольно часто появляющийся на берегах Москва-реки и Невы, на берегах Дуная тоже оказался вполне к месту. Хоть и объявили, что он не здоров.
Без Ioan Holender в Венской Опере какой-то вирус косит всех подряд... Скорей всего, Призрак Оперы чем-то недоволен, но постоянный Umbesetzungen, который на протяжении всего сезона не исчезает с сайта Оперы и превращается в простыню, и люди, заранее купив билет на спектакль, приходят на совершенно не аутентичный cast, становится традицией.

Aquiles Machado (Pinkerton) - Gabriel Bermúdez (Sharpless)


Sae Kyung Rim - Gabriel Bermúdez


За мужчин еще отвечал Gabriel Bermúdez вместе со своим баритоном и в таком сравительном визуальном ряде я понял, что он не такой уж и здоровяк, как мне казалось всегда:-). И чего-то как-то пел не хорошо, очень плоско; хотя Шарплес роль разговорная, особо развернуться негде, только усы продемонстрировать, вновь приобретенные.:-)



В итоге прослушал достаточно ровно, без насилия над личностью, несмотря на то, что 2 и 3 акт сдвинули и лишили очередного перерыва.





А на любимом венском подсырнике все, как всегда, было оч душевно, когда топовые вокалисты не поют : народу не много, артисты с удовольствием общаются, всё подписывают что попросишь, фотографируются = вполне приятная оперная жизнь.

Которая теперь, как я понимаю, и в МЕТ и во многих других театрах...
Я тут посмотрел в The Metropolitan Opera на что можно было бы сходить в январе-феврале …
Ни на что !.
Предлагаются поруганная Иоланта с Цыпленком&Ко, Les contes d'Hoffmann с Герзмавой, Don Giovanni с Корчаком, Carmen с Гаранчей, Синяя борода с Петренкой и Надей Михаэль.
The Met потихоньку въезжает в наш московский уровень, еще бы им оркестр Стасика и 4 000 кресел уже никогда в жизни под sold out не займутся.

У всех свои проблемы, нам до них далеко,
но волнения Абамы понятны, в том смысле, что поведение России стало абсолютно немыслимым касаемо оперного дела …
её обязательно надо окорачивать, а то ведь быстро сядет на шею и раздвинет границы своих достижений, вплоть до Гудзона, и запоют у них Алина Яровая и Вероника Джиоева.:-)
А может ужо и поют …
Tags: José Cura, Státní opera Praha, madama butterfly, nadia krasteva, otello, wiener staatsoper
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments