dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Categories:

Tosca Landestheater Linz 19.12.2014

Вслед за José Cura, я теперь осваиваю не главные города Европы и далеко не главные оперные дома.
И вот что к а т е г о р и ч е с к и заявляю — всем бы главным домам иметь такое отношение к театральному делу и к своей публике : за 2 дня удалось сравнить один из наипервейших столпов мирой оперы и практически, ни на что не претендующий, театр города Linz, в котором состоялась Tosca, где в качестве приглашенной звезды выступил мой любимый тенор.



В связи с этим цены на билеты были повышены в 2 раза, но при этом стоили дешевле в 3 раза, чем в Wiener Staatsoper.:-) Оба спектакля были не в простоте и на то, и на другое места были распроданы давным-давно. Причем, что касается Линца, Тоска никак не рекламировалась, но это не помешало ей стать событием для местных, а также фанатов Куры, которые прибыли в Верхнюю Австрию на поездах и самолетах
а может кто и по Дунаю приплыл, п ч это знаменитая европейская река умудрилась протекать в полном объеме вдоль этого замечательного города, посвященного австрийской химической промышленности.


Из исторических подробностей я знал про Линц то, что известно всем. :-)
С утра, по хорошей погодке отправился искать театр, т е заняться обычными своими делишками и в связи с этими поисками осмотрел весь центр. Landestheater нашел, но это был совсем не тот театр, а тот, который был мне нужен оказывается находился в 2-х шагах от моего отеля, который в свою очередь (по традиции) находился рядом с вокзалом. Что и отлично.



Похоже, что этот дворец искусств недавнего производства; в нем несколько залов, также, как у нас, на Красных холмах, но в отличие от них Большой зал, в котором дают оперу в Линце, оказался просто с превосходнейшей акустикой и оч удобным для публики : кресла широкие, мягкие и при желании на Вагнере на них можно спокойно выспаться:-).
Практически с каждого места видна вся сцена.
Я много посмотрел всяко-разных залов, но этот просто очаровал своим уютом и необыкновенными возможностями для прослушивания живой музыки. Разумеется, буфет, вино, елка — все как в приличных австрийских и дойче операх.

По ходу спектакля выяснилось, что оркестр в Линце замечательный и я даже не собираюсь его сравнивать ни с какими другими - он оч профессиональный, слаженный и хорошо скомплектованный коллектив. В нем абсолютно ни что не отвлекает от происходящего на сцене. Но это не просто аккомпанемент, а вполне удачно занятая ниша в исключительно целостном спектакле.
Тосок, слава те господи, наслушался и много из них было проходящих, но эта оказалась отнюдь не дежурной в первую очередь из-за дирижера Marcus Bosch, который сумел расцветить партитуру новыми интересными (для меня) акцентами и красками. И это было совершенно исполнение il verismo, хотя маэстро все же ловил певцов и не давал разгуляться тому Куре в rubato, с тем, чтобы соединиться в конце той или иной музыкальной фразы.:-)

Хоры, отдадим должное музыкальной жизни Австрии и Германии, у них с этим проблем нет (такие проблемы возникают теперь только в Италии, ну и … про матушку Россию молчу-молчу).

Остальные главные партии пели абсолютно неизвестные мне вокалисты; получилось у них по разному...
Скарпиа-Tuomas Pursio, создавший колоритнейший образ сатаны-неврастеника, по пению был слабоват.

Tuomas Pursio


Голос его не имеет ярко выраженную тембральную принадлежность и временами казалось, что ему низко и постоянно неудобно. А потом выяснилось, что он штатный ... бас в Leipzig и поет Мефистофеля, Заккарию, Филиппа...
Если бы я был Giacomo Lauri-Volpi, то сказал бы, что его голос не имеет вокальных параллелей:-). Зато драматическое мастерство — что в Скарпиа чуть ли не основное — оказалось на высочайшей высоте. И это тот случай, когда наблюдать за ним было интересно и в его моментах оперу можно слушать глазами-). Но в таком выразительном Te Deum конечно хотелось бы более мощного вокального подкрепления.



Сопрано лирическое. Но, в отличие от Анжелы Георгиевны, в этом зале не потеряла ни одной ноты и раскрасила всю партию некоторыми своими, видимо, фишками : длинными ферматами, так всеми любимыми переходами от piano к forte и наоборот и внезапными остановками – абсолютно обоснованными паузами, например, в сцене смерти Скарпиа, которыми Sonja Gornik подчеркнула трагизм и обреченность ее героини.
В особо кульминационных моментах конечно требовалось побольше мясца, но голос певицы не позволяет чересчур драматизировать ситуацию.:-)
Но нельзя не отдать должное хорошо продуманной вокальной трактовке при голосовых возможностях, не очень подходящих под эту партию. Забойную Vissi d'arte зал оценил, шумели мощно и долго.



Tuomas Pursio - KS José Cura - Sonja Gornik


Что особо ценным мне показалось в этой певице, что имея в парнерах José Cura, - достаточно своеобразного интерпретатора практически всех своих партий, к которому не всегда просто подладиться (помню Nina Stemme и не забуду никогда), - она отвечала ему и драматически по всем пунктам, и вокально не уступала — дуэты получились высокой пробы.



KS José Cura на этом спектакле, будучи в наилучшем своем голосе, к сожалению абсолютно не заморачивался своей внешностью и т к в последнее время живет по принципу я самый старый Кура в cвоем клане, не дается гримерам, которые довели бы его до кондиции — подкрасили бы бороду, да и волосы (да и костюмчик можно было бы подыскать из подбора менее мешковатый:-))

Но эти небольшие шероховатости не помешали ему определить свое место в спектакле как я здесь главный : было дозволено обхлопывать все - и за первую арию шумнули и за E lucevan le stelle оркестр остановился и поорали. Gala есть Gala.
Но и мастерство, как непременная составляющая на таких гала, должно присутствовать обязательно ! И оно было в полном объеме. Исходя из подхода к роли у José Cura в третьем действии, по-любому, главный Каварадосси, и вот эта трагическая обреченность, - п ч он изначально знает, что идет на смерть - и какая-то необыкновенная нежность, что в голосе / что по игре, к своей подруге, когда ему буквально хочется ей упиться напоследок, произвели впечатление даже на не слишком чувствительного Дольча. ;-)

KS José Cura - Sonja Gornik




Там столько было всякого голоса … с такими оттенками,
присущими только этому исполнителю,
что по окончании дуэта захотелось - а послушать бы еще разок!

Но нет … пошел на смерть.

Tosca над ним порыдала несколько томно, но в полной гармонии с музыкой, дирижером и с очередной, умело вытянуной и красиво прозвучавшей fermata на о, Скарпиа, нам Бог судья, и ... начались какие-то непонятки … приставила пистолет к виску



и ушла, как Don Carlo, в открывшуюся дверь в Ангеле;
через короткое время появилась уже на плече у Ангела
и полетела вниз, размахивая руками и ногами... (на поклонах выяснилось что это была дублерша)

Это был единственный дурацкий момент во всем представлении.
Кончать не умеют еще и в Линце. :-)
А сам спектакль по постановке понравился безоговорочно.
По части декораций скуповато, но все продумано и практически без пустьх мест.

Не трогаю образы главных героев — это классика; а Скарпиа интересный … конечно не обошлось без трахов-тибидохов в Palazzo Farnese, когда одна за одной дамы с бала его обслуживали.:-)
И для не понятливой публики было устроено легкое начало — под сценический оркестр, который играл кого не скажу, но точно не Тоску Пуччини:-), режиссер показал кто есть кто : Тоска — певица, а Каварадосси сидел и рассматривал какие-то листы, то ли свои рисунки, а может быть революционные воззвания... В общем, вот такая была préambule.
Не совсем понял, зачем. Но красиво. :-)

Всего красивей - Te Deum с прилетевшими Ангелами в крест,



я тут же вспомнил как за день до этого по Westbahnhof буквально летали две очаровательные девушки в образе ангелов и подарили мне шоколадку, это было своего рода знамение какого-то оч хорошего события. :-)



Tuomas Pursio - KS José Cura - Sonja Gornik - Marcus Bosch


После окончания спектакля буфет работал и я решил отметить это событие, а именно работу буфета по окончании спектакля, и попросил бокал Weißwein, вытащив при этом новенькую хрустящую европейскую денежку, которая теперь выглядит совсем не так хорошо, как раньше, и сильно поправилась в моих глазах, и услышал ангельски прекрасное слово free. В этом месте я понял, что ни на какой подсыр не пойду, п ч неподалеку стоял стол с разновсяческими бутербродами.



Но после 3-ого захода к стойке подсыр пришел ко мне сам, сначала в облике дирижера, а потом и Каварадоси с Тоской подтянулись.



Т ч, дорогие поклонники, как только ваш кумир соберется принять участие в удороженном спектакле в городе Linz, - дуйте обязательно !
И не спешите в отель после спектакля, оглядитесь по сторонам и вы не пожалете !
Сплошной позитив.
Это была бочка чистейшего меда.


Тихий предрождественский Linz закончился в тот момент, когда пришлось штурмом брать поезд, идущий из Мюнхена в Будапешт, желающих посмотреть на нарядную Вену и прочие разные города было слишком много. Я теперь всегда покупаю билеты с местами, и несмотря на аншлаг в вагоне, мое местечко честно поджидало меня.

А дальше … уже разместившись в отеле, у меня имелось два дела : перво-наперво купить шоколадных яблок детям и пошакалить на предмет билета на вечернюю премьеру в Wiener Staatsoper на Rigoletto.
Ангелы по-прежнему витали надо мной, п ч билеты были и у спекулянтов и в Allevent, но дорогие к примеру, за место номиналом 18, просили 100.
Ангелы шепнули — не бери, хотя спекули оч настойчиво уговаривали, аргументируя, мол, премьера, Бечала, когда поет Нетребко это стоит 300 .
Такие билеты не впаришь никому, кроме русских !
Я не хотел быть таким русским, да к тому же отлично знал про здоровье Кинлисайда, который оч не стабилен в своих выступлениях.

Погнал на Graben на Ярмарку. Сейчас, думаю, быстренько куплю что надо и на отдых перед Stehplatz.
Если Тюрина еще раз расскажет по ТВ, что российские туристы в связи со сложной экономической ситуацией не едут никуда, не верьте - нагло врет !
Теперь по Вене ходят группы русско-матерящихся туристов не менее, чем 2 автобуса на одного гида (гидов явно не хватает). Есть китайцы, есть японцы, но это достаточно жалкое зрелище по сравнению с нашими, которых сразу отличишь по 2-4 сумкам ZARA, H&M в одни руки и кружкам из Rosenberger:-).
Т е Вена кишмя кишит, как Венеция.
Доползти до Грабена можно было только закоулками и по диагонали, а на самом Грабене елками торгуют, местные пытаются что-то приобрести и этот полный армагеддон не позволяет двигаться ни в каком направлении...
Уцепив эти чертовы яблоки, я огородами пробрался к Naschmarkt, где было тоже будьте-здрасти как, но рыбки поесть удалось:-) И уж конечно после всех передряг, пришел на стоячку за час-1.15 до начала спектакля и увидал очередь, какую не видел никогда... до Альбертины.
Встал на всякий случай и оказался всего лишь 382-й. Причем, если учесть, что место на Балконе подо мной стоило не дешевле € 90 по номиналу, выигрыш очевиден.
П ч я прошел за 3 и внаглую пристроился, не завязывая шарфа, по тому же самому центру.:-)

Чувствовал себя вполне в своей тарелке; нарядился в честь премьеры, в отличие от японцев, которые вообще, считай, никак не одеты.
Разглядел некую резервацию по имени LEXUS, в которой дамы в оч красивых длинных платьях и мужчины в смокингах распивали предварительные бокалы вина.
Конечно я на Лексус не тяну, поэтому с огорчением понял, что придется пить за свои в обычном буфете:-). Но в этом же буфете оказался Флор c мадам Флор и никто к нему не лез, хотя он глазками конкретно постреливал на предмет узнают его или нет. Очевидно узнавала его только буфетчица, когда он в очередной раз подходил за пивом:-). Чуть ли не канцлер был или кайзер:-) п ч около Мит-ложи стоял охранник, совершенно нормального вида и весьма смахивал на оперного фана.:-) У нас бы в такой ситуации всю площадь оцепили. -)

Ну вот же заиграла музыка и заиграла оч даже хорошо.
Дело происходило на вращающейся сцене, на которой присутствовало много чего, вплоть до золотой лестницы.
Постановка … я знаю, многие возмущаются насчет того, зачем было менять старую постановку, хорошую, на новую.
Отвечу.

театр это не музей, — это вам любая жена Урина скажет.
Захотели и поставили.
Захотели и пригласили кого хотели.

Выпендрились, блин. А в итоге получилось, что пригласили примерно таких, как в Большом.
Возмемся, к примеру, за Джильду — с первых же нот стало понятно, что она самое слабое место этой премьеры. Изначально, когда только Опера объявляла сезон, была заявлена Naforniţă, ну вот пусть и пела бы. Нет, вот эта девушка, каким-то образом попавшая в cast, с маленьким голосом, украшенным большой россыпью. Ее голос не назовешь красивым, исполнение изящным — обычная певица с простецким вокалом с серьезными недостатками, да и с совершенно не понятными верхами. Судя по всему, претендует на звание колоратурного сопрано, но тогда должны быть звонкие и длинные верха, вплоть до ми. А тут я вообще не понял про что был однажды этот верх.:-)
И вот же, здрасьте к вам, — исполнение было ровно в таком же темпе, как у нас в Мск. Корейский дирижер Myung-Whun Chung, известный, с именем, пытался немножко погнать, но не удалось, а т к он достаточно чуткий дирижер, то, видимо, сам себе сказал лучше я за ней, чем она за мной. И так и ходил за ней.:-)

Не могу точно поручиться объявляли ли перед началом о не здоровье исполнителя заглавной партии.
Поначалу Simon Keenlyside удивил только одним — его Риголетто был раздет по пояс, иногда с брыжими / иногда без них.
Торс пока что вполне нормальный.:-)
Образ странный — без горба, но с походкой орангутанга и с согнутой рукой.
(не в этом ли месте он подхватил вирус, когда его разнагишали …)
Понятно было, что это не его партия, но оч хотелось послушать вообще и как он справится с самыми забойными местами, а их в партии Риголетто, - за какие ни возьмись.
Во втором действии стало окончательно ясно, что он просто не в состоянии петь. Мне доводилось слушать больных певцов, но такого состояния не мог себе представить. Обычно сморкаются / кашляют / отворачиваются, но поют, по-моему опыту, лучше, чем в обычнве дни (не больные). А тут просто голос как отрубило...
Поэтому ничего сказать невозможно.
Единственное непонятно, каким образом они сварганили запись второго действия с участием Риголетто Paolo Rumetz..? Видимо подзаписали потом, п ч Кинлисайд на сцене во втором действии был, появлялся-удалялся и даже пытался вступать, но лучше бы этого не делал.

https://yadi.sk/i/nxLucR6epnocA

BU-u-u, начавшееся в зале по окончании Si, Vendetta, было перебито мощным Bravo в исполнении партера. Как-то мне показалось, что партер и не понял ничего, посчитали так и надо.-)
Естественно сделали антракт для перемены диспозиции и перед началом 3 действия вышел сделать заявление Интендант, которого, с одной стороны, безбожно заBUкали, а с другой, заBRAVировали. Честно, я не понял что он сказал, п ч он говорил на хорошем немецком, а я говорю на московском русском.
Но появился другой дядечка с животом, вокально вполне здоровый и не суперски, но оч пристойно допел оперу до конца.

Я совершенно никого не обвиняю в провале премьеры,
но если Артист не здоров и этот артист Simon Keenlyside,
то кавер должен сидеть обязательно и даже в костюме.
Почему в Скале, когда Alagna показал кулак клаке и удалился,
буквально через несколько минут выскочил Радамес, одетый в Prado. :-)
Это премьера и это заглавная роль.
И это прокол менеджмента Оперы и прокол по профессии.

В итоге, в адекватном, заявленной премьере состоянии, оказался только Piotr Beczala и колоритнейший темнокожий  Sparafucile с фамилией Зеленый (Ryan Speedo Green).
Герцог в этой постановке похож на англичанина времен Кромвеля; не сказать, что оч здорово режиссером прописана эта роль, но при определенных талантах и внешних данных, что, собственно, у Beczała есть, образ прозвучал.
Но из-за случившегося общего хауса, градус впечатления пониженный.

Еще Елена Максимова спела Маддалену так, как она поет в Стасике всё и это еще больше понизило градус впечатления:-).
Разумеется, на такое не часто попадаешь, но если при этом не заплатил много денег, то ну и ладно, пусть они сами там разбираются что да как у них не так.

Но мои две последние встречи с Риголетто на разных площадках не сказать, что шибко удались...
Tags: José Cura, rigoletto, tosca, wiener staatsoper
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments