dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Category:

А.Меликов : Легенда о любви, Большой театр 23.10.2014

Всем известная «поклонница» творчества Ю.Н.Григоровича, балетный критик Татьяна Кузнецова, автор бессмертной фразы «Ширин, выдаивая левую грудь...» довольно таки давно заявила, что балеты Григоровича устарели и Большой театр, засучив рукава, за последние 10 лет сделал всё для того, чтобы воплотить в жизнь творческий посыл патриарха, тьфу, матриарха рашен хореографишен. И оказывается сделать это было совсем не трудно...
На данный момент усилиями прежнего директората, художественного руководства, руководителя балетной труппы удалось снивелировать сольный состав до уровня всем известных глиняных китайских солдат — вроде бы все скульптуры разные, но как только посмотришь на их шеренги, зацепиться не за что. На сей раз перед Григоровичем во всей своей красе встала абсолютно неразрешимая задача — сделать из физкультурников некое подобие осмысленных персонажей...



До вчерашнего дня мне казалось, что весь Григорович обязан идти в Большом театре.
Черт с ним, что черти как танцуют !
Черт с ним, что Спартак идет без Спартака; что Иван Грозный без Ивана и, что еще хуже, без Анастасии — балеты Григоровича всегда были особенностью и лицом БТ, а те, кто могут хотя бы как-то осмыслить ногами центральные партии его балетов, всегда будут стремиться принимать в них участие (и поклонники по сю пору обожают любоваться на свой предмет в образе Спартака : не забудем про Ивана Васильева и вспомним про Полунина, который недавно навел шороха в стройных рядах своих фанаток).

Но к сожалению вчера все уперлось в Легенду о любви, несомненно самое удивительное, мистическое и колоритное произведение Мастера.
Премьера прошла, подтверждая аксиому, как только исполнители перестают понимать зачем они на сцене и что именно пытаются донести до публики, мероприятие превращается в физкультурный парад; причем, не самого высокого качества, учитывая нынешнее балетное положение дел в труппе.
И тогда, да — получается точно по Т.Кузнецовой —
Ширин вместо того, чтобы дарить сердце Ферхаду, выдаивает левую грудь; Ферхад на протяжении всего спектакля находится в полном восторге от себя самого и танцует преимущественно сам с собой.







Артисты, понятно, репетировали, спектакль усилиями Григоровича и педагогов-репетиторов, в общем, прошел без всяких неприятностей, но и приятностей от него в нынешнем виде, увы, ждать не приходится...
Удивительное дело, исчезло всё ! Начиная от Мехменэ Бану и заканчивая придворными танцовщицами. И абсолютно ясно, чем больше труппа будет танцевать пешочком балеты в стиле где бы взять клюкву поразвесистей, попримитивнее и поглупее, тем труднее будет воплощать серьезные мысли человеческим телом. Простой народ танцует на сцене Большого театра, повинность отрабатывается и барщина, и оброк; за каждый выход люди получают деньги, и те, кто по-солистее, понимают, что Легенду им больше нигде не танцевать — только тут и, следовательно, особо заморачиваться изучением глубинных основ и движений души всех этих ферхадов, ширин, мехмене — нет. Да и души этой самой нет. И возможностей.



Хотя.., не особо было чисто танцевальных возможностей у Ульяны Лопаткиной, и тут исполнительница Мехмене Бану С.Захарова вполне как бы ей сродни : в одной из самых прыжковых партий - балерина без прыжка, больше склонна к передвижению пешком, не ахти какие вращения, т е убийственными фуэте, которыми славилась, допустим, Тимофеева не потрясет.
Но Лопаткина начисто переиграла Захарову, п ч это тот самый случай, когда артистка понимает что она делает, пусть пешком, но с такими выверенными позами, с прорабортанными руками, без намека на дешевизну; с окрашиванием всей партии своим собственным внутренним содержанием, которое вполне может быть интересно; с откуда то взявшейся вполне восточной графичностью и истомой. Этого ну начисто нет у нашей первой примадонны. При том, что балерина замечательно выглядит ! Но кто же плохо выглядит в этих костюмах, придуманных Вирсаладзе, — вот уж где все во славу женщины.


с генеральной

В Питере культура отношения к Легенде о любви совершенно иная, чем в Мск — они считают этот балет своим и для их артисток танцевать главные роли в спектакле есть экзамен на Балерину. Это всегда так было и означало, что исполнительница достигла такого уровня, что ей есть что сказать о странной судьбе этих удивительных сестер (хотел пошутить - братьев, но испугался что плохо кончится...:-))
Можно возразить самому себе, в том смысле что СЗ ярко выраженная академичка, балерина достаточно холодная и жаром души врядли кого-нибудь обдаст + на данный момент сильно заточенная под тот репертуар, к которому привыкла западная публика : вот вам Манон, вот вам Маргарита Готье, вот вам Татьяна, сидящая под той самой развесистой клюквой, выросшей в Штутгарте...
Легко соскочить с такого репертуара и проявить себя в настоящей балетной драматургии не удалось. Отсюда много лишних движений и мало достижений. По ТВ балерина рассказала, что впервые у нее такая роль, в которой она ... ни разу не улыбается... Но этого оказалось мало для того, чтобы постичь сущность Мехмене Бану.

Если говорить об академичках, то первая исполнительница роли Ширин Ирина Колпакова-эталон академизма, однако она раз и навсегда осталась эталоном для исполнительниц роли Ширин. И в городе на Неве эту линию так и продолжают вполне успешно (кто не верит, посмотрите как танцуют Сомова и Осмолкина, как точно прописывают все прыжочки — ведь они все разные, все движения рук, кисти как работают и как они сердце дарят воему Ферхаду).



Легенда — балет, в котором каждое движение имеет смыл. Просто работать в нем нельзя.

Последний раз я смотрел Легенду в Крокусе — это были два незабываемых спектакля. При том, что п/р Гергиева и без него оркестр играл черти как, но это можно было простить, п ч на сцене в оба вечера разворачивалась настоящая легенда о настоящей любви.
А второй раз была [как потом оказалось] последняя Легенда Николая Цискаридзе и накануне нынешней премьеры я пересмотрел фрагменты с его участием... И вот вам два изображенья: вот – и вот, как говаривал Гамлет. От исполнения Цискаридзе того спектакля вся кировская труппа была в полном апофигее, а их заставить кем-то восхититься оч трудно.

У нас в Большом ничего подобного таким Легендам не предвидится.
По нынешним силам труппы наверное опять надо звать Lacotte, пусть поставит что-то типа Марко Спады. Ну, и, конечно, Месяц в деревне — это то, что будет в точку и тут я совершенно слился в экстазе с Кузнецовой :-) — она ждет/не дождется, чтобы полюбоваться, а я, чтоб посидеть дома, как теперь постоянно делаю, вместо того, чтобы хотя бы раз в месяц ходить в Большой на какой-нибудь перманентный балетик из серии с миру по нитке / нищему рубашка.

В заключении, продолжая сравнивать, могу сказать - насколько Большой театр оказался мелок и глуп, когда всё сделал для того, чтобы избавиться от Н.Цискаридзе...
Масштаб театра измеряется теперь в миллиметрах. И вся та говорильня, которую нынешний директор ведет на разных телевизорах, это все пустое и не подкрепляется творческим потенциалом труппы. Слабеет она на глазах.

Юрию Григоровичу конечно респект - что мог он сделал !
Но к сожалнию эти артисты из поколения пепси
.

Анна Никулина - Денис Родькин - Светлана Захарова - Виталий Биктимиров


Tags: БАЛЕТ, Большой театр, Легенда о любви
Subscribe

Posts from This Journal “Легенда о любви” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments

Posts from This Journal “Легенда о любви” Tag