dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Category:

La fanciulla del West Wiener Staatsoper 14.09.2014

Не знаю как на Kärntner Straße, но в венском аэропорту мне постоянно встречаются деятели культуры : то Ульяна Лопаткина, то Mariusz Kwiecien, на это раз, сдается мне, летел вместе с Juan Diego Flórez — он с одной работы на другую, а я с одной гульбы(Танкреда) на другую / он зарабатывать, а я тратить - ничего так толкал свой чемоданчик, никем и ничем не узнанный, кроме меня, разумеется. Но я в таких случаях с большой ответственностью отношусь к личному пространству выдающихся артистов.

Да и своих забот было достаточно, п ч, как в песенке поется, день субботний к вечеру идет, а все магазинчики в Вене либо уже закрылись, либо двигались к закрытию, поэтому затариваться пришлось прямо в порту, потом с добычей расселяться (слава те, близко от Оперы), и на Rusalka Antonín Leopold Dvořák, только ко второму действию по заранее приобретенному билету.
Т е расслабляться времени не было вообще.:-)

Мое отношение к таким вот операм как Русалка Дворжака всегда было настороженным.
Кроме одной единственной мелодии - Mesicku na nebi hlubokem (Арии Русалки), которую естественно я просырил, п ч она в первом действии, - ничего не знаю.

И вот же, мне все понравилось; вернее, в том формате, который удалось увидеть и услышать. Начиная с режиссуры и дизайна спектакля, с которыми замечательно слилась дивная музыка знаменитого чешского композитора : мягкая, нежная, природная, оч мелодичная и оч национальная; и заканчивая исполнителями, хоть и с разной степенью ответственности, помогавшим усилению впечатления от этой оперы. Но ни один из них не сделал ничего, что могло бы ухудшить глубину восприятия.:-)
И завораживающая картинка, разворачивающаяся перед моими глазами способствовала тому, что я сорвался с цепи и, потеряв всякий стыд, начал фотографировать все подряд, совершенно не опасаясь ordnung:-). Сейчас листаю кадры и с удовольствием вспоминаю и оч жалею что не поехал на премьеру, когда пела Krassimira Stoyanova, — предполагаю, что это было запредельно прекрасно. В моем случае пела певица с не совсем понятной для меня фамилией - Olga Bezsmertna, выпускница Киевской консерватории, с 2012 г. солистка Wiener Staatsoper и выступила более чем достойно.



У нее правильное лирическое сопрано, как теперь модно говорить среди просвещенной публики, с бесшовным вокалом, с тембром, приятным на слух, мягкими звучными верхами и, что немаловажно, с хорошими сценическими данными, особенно применимо в этой постановке, где Русалка существо пластичное и в некоторые моментах в сочетании с балетным мимансом певице приходится соответствовать.

Piotr Beczała - Olga Bezsmertna - Tomáš Netopil | Dirigent


Принц—абсолютная роль Piotr Beczała.
Он и по жизни и по голосу Принц.





Музыкальный материал, достаточно специфический для тенора, — п ч герои-тенора обычно поют с большим посылом и нажимом и практически во всех теноровых партиях есть их ярко выраженное первенство на сцене, которому надо соответствовать и постоянно подтверждать. Русалочный Принц - Принц из сказки, для него необходимо найти другие краски, более мягкие, пастельные и при этом оставаться Тенором, самым главным кто есть тут. В Бечале сомневаться не приходилось, п ч его мастерство, необыкновенная теплота и вокальная выразительность не вызывают сомнений, а также понимание того, что он поет.



Т е с центральной парой все было в полном порядке.



Еще одно сильное впечатление - вахнерист Günther Groissböck в роли Водяного, в т ч благодаря режиссеру, который выстроил роль в демоническом ключе и это все так легко на внешность и на голос, колкий и острый, что осталось только пожалеть, что его как-то маловато было:-).



Günther Groissböck | Valentina Nafornita - Ulrike Helzel - Ilseyar Khayrullova


Княжна / Баба Яга / трио Нимф / Поварёнки каждый в отдельности на своем месте, а все вместе — великолепный ансамбль.

Janina Baechle


Monika Bohinec


Еще с Цюриха я всегда отмечал Gabriel Bermúdez;



теперь он солист Венской оперы и это только добавляет баллов Staatsoper, п ч такой крепкой группе баритонов как, Бермудес, Алессио и Adrian Eröd, может позавидовать любой самый распрекрасный оперный театр. И все красавчики ! и склонны к драматической игре хорошего качества.

Stephanie Houtzeel - Gabriel Bermúdez


Не знаю, чем в Wiener Staatsoper не доволен был Franz Welser-Möst, но мне Русалка попросту очень угодила.:-)

Постановщик, куратор Зальцбургского фестиваля Sven-Eric Bechtolf несомненно человек талантливый и большой фантазер. Лирическая Сказка получилась, но не детская и из-за сущей ерунды - из-за красивой, но фривольной мимической сцены, когда Русалка пыталась перевести отношения развратной пары в нежно любовные. В данном случае красота мир не спасла, но Опера у театра явно удалась и хоть она не сильно популярна у местного населения, после Don Carlo это серьезная удача в музыкальном плане. И я теперь сладко мечтаю о том - первом - составе, с не большими изменениями : с Петром Бечалой-Принцем и правильной Бабой Ягой, такой, как я люблю.:-)

Случилось так, что Wiener Staatsoper постаралась для меня, п ч давно мечтал повторить впечатления о La fanciulla del West и поставила José Cura на роль Дика Джонсона на второй блок после прошлогодней премьеры. Предварительно прочитал свой же собственный отчетец о первом знакомстве с „Девушкой“ в цюрихской опере осенью 2011 г., и просто таки ностальгия забрала — такое впечатление, будто это было давным-давно.., а всего-то 3 года прошло, как Opernhaus Zürich перестал существовать как топовый оперный дом. Более того, эту замечательную постановку новый интендант тут же снял с репертуара и в этом году они ставят новый вариант.

KS Nina Stemme | Minnie - KS José Cura | Dick Johnson


По сравнению с тем, что слишком часто ставят в последнее время в Венской опере, Девушку с запада можно взять за вполне приемлемый вариант. Есть небольшой перенос во времени ввиде электрический плиты и кафе-вагончика:-); все остальное честно разыгрывается по всем канонам драмтеатра в полном соответствии с либретто и буквально все исполнители показывают недюжинные таланты драмактеров.
Не вольно, как живой свидетель, сравниваю с David Pountney и конечно постановка Marco Arturo Marelli это все же шаг назад — развитие оперного искусства, также, как и сценическая судьба любого произведения, идет по синусоиде, если где-то было оч высоко, съезд вниз обязательно состоится.
О качествах оркестра особо распространятся не стоит, п ч в Венской оперный оркестр практически всегда хорош. Может быть, когда Franz Welser-Möst выпускал премьеру было и лучше, но врядли кто на это обратил внимание, п ч на сцене был главный предмет и ударная сила прошлогоднего гвоздя сезона. В моем случае все было гораздо спокойней, без ужасов нашего городка, когда на сцене выступает тот или иной исполняющий обязанности гения в данный исторический момент.

Прослушав по второму разу, я окончательно утвердился в мысли, что La Fanciulla del West опера оч женская, что начиная с появления Минни, - обставленного по Петипа, как появление Авроры, - под всеобщий жеребячий топот мужского хора / что по чисто хронометрически голосовому присутствию на сцене / что по харизматическому воздействию на уважаемую публику, которая всегда уважает женщин с судьбой с большой буквы и конечно же желает ей счастья, женского.:-)
Битва Минни за свою любовь на протяжении всего вечера увенчалась полной ею победой, она таки свой кусочек отбила и даже увезла его на воздушном шаре к каким то горним высям, но при этом раскраска шара была жутко подозрительной (но это, скорей всего, я оч подозрительный):-).





В этом месте рассказываю всё про певицу Nina Stemme, по поводу которой уже однажды выразил свою позицию, и кстати, не собирался в этот раз с нее сходить.
Позиция заключается в следующем, Нина Стемме действительно именитая вагнерианка, а это для вокалиста в какой-то степени приговор. В том смысле, что такая однобокость крайне редко дает хорошие результаты при подходе таких исполнителей, например, к веризму.
Монотонность стенобитного, чаще всего раскаченного, голоса не приспособлена к расцвечиванию страстных монологов и дуэтов в стиле il verismo, где много парландо, внезапных остановок, резких переходов. Именно из-за этого у Стемме совсем не получилась Тоска (для кого-то она может и получилась, для меня - нет, это было что-то другое).



И, собственно, “Девушку“ Стемме так и начала — громко и на одной волне, а если учесть, что по воле режиссера в 1 д. Минни мужичка, которую золотоискатели откровенно побаиваются, то это все очень хорошо бы пошло какой-нибудь Брюнхильде. А в “Девушке с запада“ хотелось бы увидеть девушку — дерзкую, бесстрашную, но все же девушку.:-)



В дальнейшем дело поправилось и певице удалось на первое место выложить один из козырей - органичное поведение на сцене в предлагаемых обстоятельствах. Без вопросов в зачет пошла игра в покер, правда, притворялась чересчур наигранно; флирт, начиная с легкого и заканчивая совершенно по уши, к финалу это уже была кошка, которая за своего котенка в лице Дика Джонсона порвет всякого. И вот здесь Стемме добилась своего - её мощный и достаточно жесткий вокал стал по-настоящему страстным, и публика это оценила по достоинству.

Роль тенора в этой опере весьма специфическая ...
- с одной стороны, после того, как её исполнил ФранкИваныч Corelli, а в прошлом году и Сам или сами знаете кто, она стала одной из вершин вокала в стиле тенор;
- с другой стороны, если внимательно присмотреться (что я и сделал в этот раз), то вот вам, пож-ста, бандит, приходит в трактир и, уж не знаю по какой причине, начинает кадрить барменшу, причем, кадрит оч своеобразно для тенора, - не блеща никакими супер ариями, не заходясь на высоких нотах:-), а в основном исполняя разного рода мелодии в полуразговорном жанре на mezzo-voce, и все, что он задумал, ему удается. И далее эта бедная девушка расшибается для него в лепешку, а он становится, говоря современным языком, юсифом айвазовым, - т е нетребко+1:-).
Самые драматические моменты второго действия Джонсон прекрасно проводит на разных полках и кроватях, принимая самое минимальное участие в событиях, наполненных неподдельным драматизмом, и только в конце ему разрешено поучаствовать в некоторых разборках с применением настоящих теноровых связок примерно на 50 сек = ровно столько длится Ария:-). Почему эта партия считается одной из вершин для helden-теноров, я так и не понял, но зато понял почему tenore di forza обожают петь эту партию. И что самое главное, теперь я понимаю почему Сам, переходя из разряда Тамино-Памино в хелден-тенора, взялся для разгона именно за Джонсона, - здесь без особых затруднений и потерь можно закрепиться в звании форцового тенора.




José Cura Dick Johnson пел неоднократно. По части внешности это уже конечно не тот красавчик, который был при первом исполнении этой партии, но и Нина Стемме была вполне подстать ему:-).



А что касается мачизма — девушки по прежнему хотят.:-) и обольщения любого уровня были им проведены без сучка и задоринки.
По вокальной форме мне показалось, что José Cura в отличной форме и все необходимые параметры для исполнения этой партии были им соблюдены неукоснительно.





Крепкий и плотный центр - это всегда залог успеха для tenore di forza в дальнейшем, а хорошо спрессованные верхние ноты (хоть и их было всего две или три в этой замечательной партии:-)) в очередной раз показали абсолютно точную принадлежность к породе теноров.



Но всего этого было как-то маловато. Все девушка и девушка пела....:-)

И третий герой, антипод, Шериф.
Хотя, почему антипод ..? В общем, там все по-американски :-)
Томаш Конечный /Tomasz Konieczny/ зычный баритон со склонностью к горловому национальному для нанайцев вокалу:-). Сказать ничего плохого про не могу, но особо хорошего тоже не знаю что сказать:-). Партия Джека в музыкальном плане поярче, чем у Джонсона.



И я со своей стороны набираюсь наглости, как Ромочка, и рекомендую присмотреться к ней нашему Главному баритону, а Анечке к Минни — вот она бы на финал на лошади точно прискакала, как в либретто прописано:-).



В разряде ботвы отмечу случайно увиденные мною две газетные рецензии непонятных авторов … это что бы в Вене, да вдруг написали, что опера веристская и требует особого исполнения и что Nina Stemme вагнеровская певица, и по вокалу ей петь в этом стиле тяжеловато ... я было подумал, что критикесса Вагнерша перековалась и теперь не рассказывает про мнение своих подружек, с которыми пришла в театр.:-)
Но не тут-то было, сдается мне, что она отписалась в другом месте и раздала всем сестрам по серьгам, как обычно конъюнктурно. Очень мне понравилась концовочка - Стемме идет от триумфа к триуфу.
Где бы подсмотреть эти триумфы.., да и сами-то артисты относятся ко всему происходящему гораздо менее пафосно, как к работе, что и правильно.

Если Staatsoper не расстанется с этой постановкой, будет интересно посмотреть на следующую расстановку сил. А пока всем рекомендую La Bohème с Дмитро Поповым, - ему еще 5 лет назад было обещано первое место на олимпе и Krassimira Stoyanova, которая ни на какие места не претендует, но поет божественно.
Tags: José Cura, la fanciulla del west, rusalka, wiener staatsoper
Subscribe

Posts from This Journal “la fanciulla del west” Tag

  • G.Puccini : La fanciulla del West, Wiener Staatsoper 03.12.2016

    La fanciulla del West в Wiener Staatsoper с José Cura однажды уже ⇧ была. И вот опять... Ну, как не съездить, если в европах…

  • La Fanciulla del West Staatsoper Hamburg 09.06.2016

    После удачно проведенного времени в Deutsche Oper, я передислоцировался в вольный ганзейский город Гамбург посредством автобуса и благодаря…

  • Puccini La fanciulla del West Opernhaus Zürich 12.10.2011

    Очередной вылет Барселона-Цюрих состоялся ранним утром, поэтому на La Rambla пришлось выйти в 5 ч для того, чтобы поспеть на аэроавтобус. Уличный…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

Posts from This Journal “la fanciulla del west” Tag

  • G.Puccini : La fanciulla del West, Wiener Staatsoper 03.12.2016

    La fanciulla del West в Wiener Staatsoper с José Cura однажды уже ⇧ была. И вот опять... Ну, как не съездить, если в европах…

  • La Fanciulla del West Staatsoper Hamburg 09.06.2016

    После удачно проведенного времени в Deutsche Oper, я передислоцировался в вольный ганзейский город Гамбург посредством автобуса и благодаря…

  • Puccini La fanciulla del West Opernhaus Zürich 12.10.2011

    Очередной вылет Барселона-Цюрих состоялся ранним утром, поэтому на La Rambla пришлось выйти в 5 ч для того, чтобы поспеть на аэроавтобус. Уличный…