dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Categories:

Aida Arena di Verona 24.08.2014

За то, что я такой молодец, хорошо себя веду в последнее время : не матерюсь, боюсь закона (вот еще бы разучиться пить белое вино …), и в связи с оказавшейся неприкаянной определенной суммой денег, решил устроить себе очередную вылазку в Евросоюз — не подумайте, что на предмет вывоза из вышеозначенного места 2-х кг пармезана — очередной раз духовно обогатиться. :-)

Т к мне не дано духовно обогащаться в Пезаро с тамошними составами солистов, то для достижения цели оч полезной показалась Aida на Arena di Verona и вот по каким причинам : в этот раз в Вероне дают две Аиды : одна «радиоактивная» режоперская (и Арена докатилась до новых веяний) и Аида в наипервейших декорациях 1913 г. в пост. Gianfranco de Bosio.

Второй вариант оказался с достаточно привлекательным составом солистов и для меня, и для нынешней Арены, в которой последние 3-4 г. черт знает какие составы. Т е Арена ди Верона строго взяла курс на средне-агентурно-статистический беззвездный оперный уровень, который стал теперь практически общим местом для Италии. Менеджмент работает в условиях, когда по cast особо выворачиваться нет нужды — дешевая публика заполнит свое пространство, а дорогая, видимо, в связи с кризисом по-любому не ходит. Якобы, на первом представлении 10-ого августа амфитеатр был заполнен .., я что-то в этом сильно сомневаюсь и всем мои наихудшие сомнения подтвердил спектакль, на котором был я. Худо-бедно оперу поддержали Gradinata и места до 100, но что творилось в партере … Наверное при нынешнем раскладе это вполне удовлетворительный сбор, но были и другие времена еще совсем недавно... Хотя, я, как потребитель, вполне доволен таким положением дел, п ч куда приятней сидеть вольготно, а не быть стиснутым со всех сторон сверху и снизу. Но когда Арена битком, фотографии получаются заметно лучше и сама по себе эта картина очень впечатляющая:-).

8.44


Интересно, все таки приглашение маэстро Daniele Rustioni, это такая позиция фестиваля или опять же желание продемонстрировать всем пришедшим среднестатистический уровень нынешнего положения дел с дирижерами... Следующий на очереди итальянец Фабио Мастранджелло - это наверное его первый контракт в Италии в перерыве между посиделками на проекте Большая опера.
Рустиони весьма талантливо сумел завалить абсолютно всю музыкальную часть Аиды. По музыке такие спектакли постоянно бывают в Большом театре и чтобы такое послушать совсем необязательно ехать в Италию.:-)
Получается, что сейчас вообще в Италию за оперой ездить не стоит.
Короче, прибыли в тихую гавань … в Зальцбург уже давно не за оперой, а за анной нетребко, когда она идет по улице с юсифом, а все вокруг ей аплодируют;
The Met того-гляди закроют, п ч великая Поплавская не может выступить в премьере Свадьбы Фигаро;
в Пезаро не понятно кто, когда нет Перетятько;
ну и Scala конечно, от которой все певцы бегают, как черт от ладана, а поет одна Дикая.

Поэтому, всем рекомендую все же на Арену.
Ну-да, в сцене Триумфа оркестр драйва не дает и хор поет черти как, зато для вас выйдут 4 лошадки и сделают книксен, будет много балета, ортопедного и разболтанного, и детей одетых под негритят, что по-любому вызвет умиление публики. И будет цирк, когда при выходе дирижера на подиум, Арену огласит, подозреваю, голос Carlo — Bravo, Maestro ! и так все 4 выхода. Все таки итальянцы знают ходы и как приласкать клаку:-). А публика, она легко ведется и подхватывает, п ч сказали же что Нетребко и Доминго лучшая оперная пара, значит так оно и есть / крикнули маэcтро, Браво до того, как маэстро взмахнул палочкой, значит не в простоте дирижер:-). Около каждого искусства всегда было много лохов, но в последнее время их просто зашкаливает:-).



В смысле привязке к запросам Арены, постановка понравилась : яркая, красочная, вполне папье-машовая, удобная для демонстрации вокальных возможностей солистов и как оперное шоу практически безупречна. Люди мало меняются и то, что нравилось в 1913 г., вполне применимо и сейчас. И нет никакой нужды в режиссерских новациях — вот шла бы она 100 лет, изредка подновляясь, и ничего другого не надо было бы. Опера на Арене это зрелище, а в замочную скважину за своим соседом можно подсмотреть, например, в Unter den Linden, в театре, который свел оперу до уровня коммунальной кухни.
Т е обрамление для главного украшения любой оперы — голосов, было вполне удачным (за исключением дирижера конечно).



Дмитрий Белосельский - Monica Zanettin - Anita Rachvelishvili - Andrea Mastroni


Перед вокалистами, выступающими в этот вечер на Арене, стояли две сверхзадачи : легкий, иногда переходящий в порывистый, ветерок(мне он оч понравился — под его дуновением красиво трепетала одежда на Аиде и Амнерис) — его присутствие зачастую мешает правильно скооперироваться с оркестром; и сам оркестр, которому даже без ветерка трудно было скооперироваться с этим «выдающимся» дирижером.
Сразу, пока не забыл, сообщаю интересующимся — подзвучки в данный вечер не было.
Люди пели своими голосами, очень живыми и подверженными колебаниям воздуха, поворотам тела, порывам ветра и всему тому, что составляет одну из основных прелестей живой оперы на Arena di Verona. В этом огромном амфитеатре легко различить силу голоса и его возможности, а когда в бой вступают электронные девайсы, все, причесанные под одну гребеночку.
Вот еще одна причина, по которой нужно слушать оперу там. Это было 100 лет назад, это было 50 лет назад и, к сожалению, 3 или 4 года тому назад ударила моча в голову кому то на предмет облагораживания Арены электронишен гарэтн, но народ это тут же просёк и присёк.

Состав солистов по мере слабых сил был утяжелен двумя известными фамилиями —  Анитой Рачвелишвили и Marco Vratogna и надеждой на то, что вдруг, ни с того / ни с сего, не подведет исполнительница роли Аиды-Monica Zanettin (про которую я ничего не знал и никогда не слышал), заменившая  Amarilli Nizza, что ни сколько не огорчило, а наоборот дало надежду попасть на новенькую(хорошую).

Последние два сезона фестиваль забил на теноров и не считает нужным идти на поводу у публики, которая за этих душек готова самые высокие цены на билеты потерпеть. Тут Арена, как бы, строго придерживается линии взглядов г-на Верди, который, как известно, теноров не жаловал:-). Поэтому на Радамеса был приглашен Stuart Neill и все было было вполне удовлетворительно, если бы он обладал голосом Паваротти или, на худой конец, Боты... П ч весогабаритые характеристики из этой серии и наш герой в исторический нарядах больше походил, увы, на антигероя... И поверить в то, что две принцессы рвут страсти в клочья из-за этого мужчины со средними голосовыми возможностями оч трудно. Вся эта любовная галиматья конечно же пошла фтопку. Но, опять, - это Арена и здесь такое вполне возможно.

Radames - Stuart Neill


Как вокалист Нейл держит хороший средний теноровый уровень, ничего экстраординарного по ходу исполнения партии не произошло, но специально женщины на таких теноров не ходят. Не харизматик он.:-)

Stuart Neill - Дмитрий Белосельский


Несмотря на санкции, Россия все равно на сцене была представлена:-). Причем, ни кем-нибудь, а солистом Большого театра Дмитрием Белосельским. И он, как положено, в сдержанной манере, величаво и благородно озвучил Рамфиса и оказался голосом Арены. У меня, как у большого спеца, есть несколько претензий, но законное чувство гордости за наших, когда они там хорошо выглядят, не позволяет мне сейчас распространяться на эту тему.:-)

Ну и благородный отец Marco Vratogna, которого терпеть не могут все фанаты Доминго — говорят, что у него слишком большой кач, и т к получается, что эту партию петь некому, Доминго срочно на Амонасро, у него же голос не качается.:-)
Про себя скромно скажу что я поклонник Вратоньи, после блестяще исполненных им Яго и Жерара в моем присутствии, и конечно надеялся, что и тут свой кайф схвачу. Но нет... :-( Партия к сожалению не по его голосу. Она(партия) вообще странная, ее мало кто озвучивает как положено. Есть запись Аиды 1999 г., где Leo Nucci черти что вытворяет, а он еще был тогда сокол. Амонасро нужно петь выпукло и большим звуком, допускается даже пореветь; эта партия требует крупного голоса и полновесного баритонального диапазона. И, желательно, чтоб пониже баритон был.

Monica Zanettin - Marco Vratogna


По поводу Амонастро в этой постановки надо отдать должное весьма экзотическому внешнему виду этого персонажа — он сильно смахивал на колдунью Медж из всеми нами любимого балета Сильфида, что тоже драйва образу не поддавало.:-)

Anita Rachvelishvili - Marco Vratogna - Дмитрий Белосельский


О самолетах закончили, теперь про девушек :-)

Давно не слыхал хорошей Пристресс и надо было припереться в Верону, чтоб констатировать — дождался. Кто такая не знаю. Наверняка моржиха, но с замечательным голосом.
Аида-Monica Zanettin яркий пример глобализации вокального амплуа. т и п и ч н о е лирическое сопрано чисто, аккуратно, оч культурно поет не свою партию. Поэтому все динамические моменты продинамила по причине нехватки мяса, экспрессии и всего того, что в Аиде должно быть. Там, где она попадает на родную почву, все на месте и даже с нотой До, и с piano на верхах, и со всеми теми прелестями, за что мы любим лиричек. Голос приятный на вкус, правда, слегка зауженный, но Арену пробил именно остротой и грамотностью исполнения. От таких певиц трудно ждать накала страстей и сильных кульминаций, п ч они, как правило, понимают свои возможности и осторожно обходят все эти острые углы, но это всё в ущерб музыке.

Monica Zanettin - Anita Rachvelishvili


Anita Rachvelishvili, похоже, дебютировала в Амнерис в Европе (я могу ошибаться), до этого момента было совершенно не понятно, почему певица с таким мощным и богатым голосом поет буквально везде и практически только Кармен ? Причем, ее карьера, если рассматривать ее с точки зрения покоренных сцен, складывается вполне удачно, но с точки зрения репертуара имеются вопросы — почему без Верди, когда сам Бог велел ?



Теперь этот момент наступил и можно смело говорить, что появилась меццо-сопрано, способная исполнять Верди в аутентичной манере : с нормальными грудными вердиевскими низами, замечательной серединой и достаточно крепкими верхними нотами. Мне показалось, что в некоторых местах можно было бы побольше педалировать на низы, которые есть и они не деланные, а природные.



 

Но видимо сейчас наступили такие времена, когда меццо даже в Ульрике бояться на полном звуке дать низ, а в Квикли выходят барочницы. Все таки традиции исполнения великое дело и всякий раз, когда появляется певица способная петь в традиционной манере после несметного количества всякого рода эрзацев, которых в народе называют пол-сопрано, роль начинает восприниматься как новенькая. Кроме того, никто и не сомневался что Рачвелишвили Арену накроет легко и понятно что самый большой успех имела именно она. Это оч хорошая заявка на исполнение Амнерис и неплохой артистический опыт в рамках большого пространства, п ч роль тяжелая и требует большой выносливости голоса. Всё, для того чтобы петь ее, у исполнительницы есть.

Весь этот денек вместе с перелетом до Вероны на S7 получился оч удачным : погода нежнейшая, хотя в предыдущий день лил дождь и все реки Вероны под завязку забиты водой



и все, как одна, являются бурными потоками; отель был выбран грамотно для того, чтобы теплой приятной ночью после подсырника совершить прогулочку пешком; кроме того, мне удалось съесть на Пьяцца Бра вкусное блюдо, которое называется Risotto с морепродуктами и, кроме того, удалось наконец-то исполнить свою заветную мечту — я таки нашел эту церковь Сан-Дзено и за 2.50 осмотрел ее всю

San Zeno Maggiore


Центральный неф - Крипта, Над арками у входа в крипту скульптурная композиция Адамино да Сан Джорджо (XIII век). В современном исполнении являет собой настоящий лес из колонн, результат переделки крипты X века, осуществленной между концом XII и началом XIII века. Многие из колонн и капителей остались от предыдущих зданий. В урне в глубине абсиды почитаемое тело Святого Епископа Дзено, покровителя Вероны.




Фрески на различных слоях (XII-XIII-XIV в.). Работы неизвестных авторов.
Очень важным является Христос на троне между Св.Иоанном Крестителем Божьей Матерью. Архангелами и Святыми, фреска XII века с выраженным византийским происхождением.



Фрески (XIII-XIV вв.) Работы неизвестных авторов.
Имеют большое значение для истории веронской живописи : Св. Георгий и принцесса, Крещение Христа, Воскресение Лазаря, Перенесение останков Святого Дзено



и понял, что это одно из самых приятных мест в Вероне : все эти старинные домики и практически полное отсутствие народа.

Т к обратный путь в целях удешевления переезда был через Будапешт с заездом в Милан, то и дальше все пошло, как по маслу. Поезд с карозой 1-ого класса с бесплатным кофием, вафлями и припасенной с собой буылочкой за 1.5 ч домчал в Милан, центр которого показался мне на сей раз оч милым. Куда-то исчезли все те толпы азиатов, просто не дающие туристам спокойно осматривать немногочисленные достопримечательности северной столицы Италии. Не приставал никто ! Если и были азиаты, то это были оч культурные туристы; если и были арабы, то это тоже были туристы.
Получается, бандера пришел и порядок навел.:-)
Либо это генеральные репетиции к ЭКСПО, п ч карабинеров больше, чем туриcтов, какие с одной пистолью, какие с 2-мя пистолями. При входе в дуомо сумочки все предъявляли, как у нас при входе в Большой.



Св.Варфоломей с содранной кожей /Duomo di Milano/


В общем, что-то изменилось и изменилось в лучшую сторону. И теперь я уже вполне по доброму представляю себе, как стою на подсыре в La Scala и жду кого-нибудь, и никто мне не сует в нос никакие цветы, и не требует денег, ну хоть сколько-нибудь.:-)
Tags: aida, arena di verona
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments