dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Categories:

Выпускной спектакль Академии Русского балета им. Вагановой Мариинский театр 14.06.2014

Июнь особый месяц для учебных заведений, а также для всех родителей, педагогов и учеников. Для хореографических училищ начало лето тяжелая пора, п ч на суд зрителей выносится результат не только учебного процесса, но и творческого — что является основным в работе балетных заведений.

Обычно на концерты училища (сужу по Мск) собирается ушлая публика : родственники, оголтелые балетоманы, которым обязательно надо быть в курсе что там впереди у основного, сделаного на экспорт, искусства России. На все на это я довольно таки долго не мог смотреть, т к перекушал в молодости выпускных концертов, да и не только выпускных — во времена оно, как отдать, каждый месяц в афише значился концерт училища. А будучи мобилизованным и призванным, приходилось по 6 раз вызывать Настю Меськову, тогда подающую большие надежды, после ее 5-ти кратных туров на одной ноге:-).

История научила, что ни вызовы, ни туры никаким образом не влияют на дальнейшую карьеру артистов. Но сами по себе эти концерты оч показательны на предмет того, как будет развиваться балет в основных театрах страны. По поводу выпускного МАХУ радужных впечатлений и одно не наберется и дело даже не в том, что просто мало талантливых детей — бывают такие выпуски; общая подготовка выпускников ниже среднего уровня. Собственно, выпускников московское училище практически не показало. И общее впечатление от тех, кого выпустили на сцену, оказалось тоже ниже среднего уровня, что для Мск, конечно, факт прискорбный.
Какой-то неприятный осадок остался от размытости некогда знаменитой московской школы : учащихся с исключительными данными нет, средние данные далеко не у всех. Школа потеряла основные свои козыри :
- техническую оснащенность — раньше выпускались практически готовые артисты;
- бравурность — это наше, московское;
- напористость, особенно в мужском танце;
- масштаб, - в выпускниках еще совсем недавно он был — их готовили для сцены Большого театра.

Похоже, что и теперь их готовят для Большого театра, но измельчавшего до невозможности.
Если, например, брать К.Кретову за образец артистки, сделавшей успешную карьеру в БТ, то таких и в выпускном и предвыпускном классах теперь полно. Но если сравнивать с теми временами, когда Кретову не брали в БТ по причине отсутствия необходимости в исполнительницах такого уровня, то конечно этот выпуск иначе как провальным не назовешь и эти выпускники в ближайшее время похоже никакой погоды не сделают, и положение дел в балете не исправят. Уровень балетной труппы ГАБТа на данном этапе понятен и поступающее подкрепление вполне соответствует запросам театра. В какой-то степени есть надежда, что где-то в штутгартах болтаются наши и они с удовольствием вернуться, если на них положит глаз руководство, но чаще всего с такими товарищами проблема, п ч они не знают о существовании балета Легенда о любви и не стесняются спрашивать хороший это спектакль или плохой. Т е, понятно как могут такие солисты соответствовать исполнительскому уровню некогда Большого балета. Современному.., наверное, да — пешком-то ходить поди плохо ?! Осталось только Месяц в деревне поставить и боекомплект готов к употреблению современной публике.



Своим чередом идут выпускные концерты и в городе на Неве.

Если вспомнить психоневрологическое начало работы Николая Цискаридзе в АРБ в качестве и.о. Ректора, то ожидания от концертов были, разумеется, такие же психоневролгические:-)  -  особенно по поводу нетленности вагановской школы. Хотя, вопросы к этой нетленке возникли сразу же, как только в Москве появилась Ольга Смирнова, в творчестве которой не единого признака вагановской школы найти невозможности даже под лупой (зато боле чем достаточно всех тех признаков, в которых нуждается сейчас Большой театр). Каким образом удалось вагановской школе выпустить в свет божий эту крупномольную, лишенную какой бы то ни было девичьей привлекательности, женщину ... ну, вот, удалось и теперь она у нас гегемон и гегемонирует с постоянно съехавшим набекрень кокошником в Анастасии из Ивана Грозного  в полном соответствии с запросами нынешнего БТ:-).


Так получилось, что в этом году я посетил цитадель классического балета после практически целого учебного года работы там Цискаридзе. Приходится констатировать прискорбный факт — моя родная московская школа осталась далеко за флагом.

И я здесь говорю не о детях, — п ч дети всегда правы, — а об отношении к искусству хореографии в Мск.

Выпускные концерты выстроены примерно одинаково :
- одноактный балет — в данном случае «Пахита», в котором могут показаться почти все выпускницы;



- для особо удачливых - Дивертисмент

"Пробуждение Флоры" Pas de quatre "Розарий"
Ника Цхвитария(Флора) - Александра Дементьева(Диана) - Екатерина Ялынская(Геба) - Анастасия Лукина(Аврора)



- и, наша школа решила ударить по Начо Дуато, но я к этому времени уже удалился и судить о качестве исполнения не могу, а в Питере показали еще один вариант классики, а именно August Bournonville Le Conservatoire.



И сделали это не зря, а оч даже правильно ! И вот что можно сказать по общему впечатлению : исключительно бережное отношение к классике; желание педагогов стилистически выверенно и максимально точно привить ученикам классическую исполнительскую манеру. Причем, этого добиваются от каждого ученика,  что у особо одаренных солисток, что у всех тех, кто танцует, не претендуя в будущем на высокие ранги в силу разных причин. Но все они не испортят картину, даже если не станут солистами — они хорошо выучены и нет у них той марионеточности, которая присутствует в избытке у наших.


Эти дети танцуют с каким-то давно забытым желанием.

Ольга Рудницкая - Герман Борсай - Екатерина Ялынская




Судя по всему, когда у руководства школой стоит Танцовщик, на которого хочется равняться и которому хочется запомниться, это кое-что значит.

Я о прошлых выпусках всего лишь сужу по Шапран и Смирновой, но если и раньше были выпускники в этой школе, для которых не маленький планшет сцены Мариинского театра не представляет никаких проблем по части заполнения его своим танцем, то русский балет пока еще не умер.:-) Тем более, в этом концерте так делали все, танцев для пенсионеров вокруг себя, как было в нашем выпуске, в Питере я просто не увидел.
А также кривых ног ! понятное дело, что в свое время были набраны правильные ноги и смотреть на их опрятность и исполнительскую чистоту было приятно.

Еще и посверкали звездочки.
Такие, как Рената Шакирова,



Рената Шакирова - Николай Цискаридзе - Алишер Калибай(Казахстан)


которая в Диане и Актеон абсолютно точно, в вагановской редакции, да с луком все сделала на уровне солистки Кирбалета. А ей еще год до выпуска.
Есть еще Анастасия Лукина с оч красивыми стопами,



Ксения Жиганшина с ее зефирными вращениями; правда у нее немножко ... томные формы :-) на данном этапе, но это все проходит при определенных условиях, а перспектив тут масса.

Ксения Жиганшина - Виталий Амелишко




"Пахита" Pas de trous
Кристина Харвард(США) - Адександра Деметьева - Марат Нафиков


Мальчики всегда были проблемой вагановской школы и этот выпуск эту проблему не решил, но и неизбежную катастрофу не обозначил:-). Главное, они все готовые артисты, в отличие от наших, которых надо доводить в театрах до ума еще сезона 2-3. Еще бы в Пахите переодеть детей.., п ч в Консерватории это уже были не дети, а просто конфетки и мне даже показалось, что у них пуанты из прошлого времени с остренькими носиками, а не уродливые японские стаканы. Светлый линолеум, абсолютно чистый и все эти симпатичные ножки на нем; очаровательные платьица...



Жанна Аюпова (художественный руководитель Академии) - Николай Цискаридзе


В общем, это оч жаль, что Николай Цискаридзе в Петербурге. До сих пор не понимаю, как можно было талантливого балетного педагога, готового продолжить карьеру в этом направлении, выбросить из театра, который находится в каматозном состоянии...
Конечно можно порадоваться за город на Неве   надеюсь, теперь никто не скажет, что традиции Вагановой попраны варягом и «он к нам пришел» и до этого не был пионервожатым:-). Но у меня-то свой шкурный интерес — охота, чтоб в Большом понимали что делают, а не просто так ходили на работу, пребывая в приятной уверенности, что на короткие гастроли все равно пригласят, п ч это Большой и зал будет полон, п ч это Большой, и Клемент Крисп какую-то лабуду напишет, п ч он старый.:-)

Короткий итог подведен. За все отвечает Директор. Ну вот он и честно ответил.

Tags: БАЛЕТ, Николай Цискаридзе
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Recent Posts from This Journal