dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Categories:

Aida Berlin, Staatsoper im Schiller Theater 19.02.2014

Нет никаких сомнений в том, что репертуарные поиски Большого театра каким-то образом влияют не то, чтобы на мою жизнь вообще, но на мою жизнь в искусстве несомненно.:-)



Вот, скажите мне, пож-ста, какого рожна на следующий день я приобрел билет на метро за € 2.60 (если перевести на пончики получится 5) и отправился в сторону центра Берлина, аккурат к Музейному острову=Museumsinsel. Заинтересовал меня культовый, как сказано во многих путеводителях, Pergamonmuseum.



Че за Пергамон, зачем мне туда ? - это я понял только потом, когда вышел из него злой, как собака.:-) Для не посвященных сообщаю — стоимость похода € 12 евро, это в Германии, в которой цены на все в 2 раза дешевле, чем во всей остальной Европе. Столько же, если кто помнит, стоит билет в Musée du Louvre, но если кто помнит что за музей Лувр и какая там экспозиция, становится понятным, что во Франции отношение к просвещению находится на более высоком уровне, чем в Германии. :-)
Купил я этот билет и вошел... И получается, что неспроста вошел ... оказывается это были поминки по опере Nabucco, которую выметают из репертуара БТ:-). Основа экспозиции - Ворота Иштар, состряпанные тем самым Набукко и когда-то оч ловко вывезенные германцами с места раскопок;



c другой стороны выставлено оформление дороги процессий к тем самым воротам.



Еще имеется экспроприированная у малоазиатских экспроприаторов целая стена в грЭческом стиле



и фрагментарно вывезенный из Пергамона пергамский алтарь.
Всё.
П ч всякие бусы, камешки больших и малых размеров, а также бассейн метр на метр, в котором резвились наши замечательные греческие предки(а может и не греческие, а ассирийские) к опере Набукко и к ее месту в репертуаре БТ ну никакого отношения не имеют. Следовательно и мне там делать оставалось нечего.:-) Управившись за полчаса, на выходе обнаружил, что Нифертити дают за отдельные € 12 евро, в отдельном музее. Идти еще раз на такое самопожертвование, да с утра, я не был готов.:-) Поэтому полюбовался на ее замечательный профиль на афише, а также посволочив околомузейные скульптурки и осквернив садик рядом с нац Галереей окурком, отправился куда подальше от высокого искусства.

Museumsinsel,  Alte Nationalgalerie


Прогулялся по Unter den Linden.
Полюбовался на очередной театр, находящийся на реконструкции...
Как-то эта реконструкция сильно смахивает на ту, которая еще недавно была у нас.



Стоит он, родимый, без крыши и сказать что вот-вот он на сносях, хотя обещанные 3 года давно прошли, никак нельзя. Работа вроде бы кипит, но и у нас она иногда кипела... И сдается мне, что на Унтер ден Линден таки когда-нибудь появится театр-новодел, такой же, как у нас на Театральной пл.. А т к именно в этот день я шел слушать оперу в исполнении именно этого театра, но на выселках, то картинку стройки принял близко к сердцу. Может когда схожу и в центре, если Бог даст... никто не знает о сроках, но уж в чем я не сомневаюсь, Доминго на открытии будет петь … только не знаю кого.:-)

Вечером на сцене Schiller Theater Государственная опера Берлина давала Aida, - оказывается и в театре-провокаторе идет такая опера.:-)



И в связи с необыкновенной связью в лице Daniel Barenboim между Скалой и «Подлипками» был обещан совершенно грандиозный и не свойственный «подлипкам» cast : тот самый, который был осенью в скаловской Аиде. Мне не удалось побывать в La Scala по разным причинам, но уж в Берлин-то как-нибудь для прослушивания съездить всегда можно, если виза есть.:-)

По мере приближения к дате начались замены : сначала заменился Fabio Sartori, но на KS Johan Botha — и тут конечно никаких претензий к castологам Staatsoper Unter den Linden; а когда испарилась Людмила Монастырская, то необходимость поездки оказалась связанной исключительно с именем Nadia Krasteva и ее несомненными возможностями петь партию Амнерис. Ту самую, оч показательную партию для певицы, называющей себя меццо-сопрано.

В этот свой заход я понял насколько зал театра Шиллера меньше зала Deutsche Oper Berlin и его приспособленность к показу оперных спектаклей очень и очень ограничена. И конечно слишком долгое пребывание не на родной сцене любую труппу может завести в состояние легкого ступора.
После вступления, неожиданно плохо сыгранным оркестром, ведомым Zubin Mehta, режиссер пригласил зрителей в … музей. Цветовая гамма была вся синяя, примерно такая же, как на Воротах в Пергамоне; в витринах стояли люди-куклы, которым предстояло разыграть историю из древнего мира. Мужчина, одетый в костюм лорда Вильсона из бессмертного балета «Дочь фараона», внимательно присматривался к чему-то в одной из витрин... Тут сразу стало понятно чем так сильно отличаются оперные певцы от балетных танцовщиков — всё вроде бы одинаково по крою, но материала понадобилось раз в 20 больше.:-)
Сразу скажу, затравка мне понравилась.
Но дальше все произошло не так здорово как у нас... У нас лорд Вильсон заснул в Пирамиде и «проснулся» Таором, а что произошло с Радамесом в музее, — когда ночью из витрин стали выходить персонажи и он почему-то вступил с ними в какие-то отношения, оставаясь самим собой в здравом уме и твердой памяти, а Аида, судя по всему, являлась не музейным экспонатом, а трудилась то ли уборщицей / то ли смотрительницей и ввела её в треугольник личных отношений Амнерис, не дрогнувшей рукой сдернув с нее покрывало, под которым она зачем-то пряталась, —это объяснить трудно. Но принять было можно, также, как Анубисов, которые являлись непременным антуражем в каждом действии.

Алексей Тихомиров - Nadia Krasteva - Johan Botha - Kristin Lewis

С того самого момента как в качестве героя появился Johan Botha, никаких попыток связать действие и предать ему хоть какой-то смысл делать не стоило. Похоже, что ему удалось оставить за флагом Паваротти и назад хода уже нет, и тут тот самый случай, когда вы либо принимаете героического Радамеса вот таким / либо, как говорят наши мейнстримовые драм актеры, обходите театр стороной.
Я из первых.
Я Боту уважаю и ему поверил почти сразу:-), если не считать не слишком смачно спетые «Челюсти»; дальше ни одного косяка (только к концу малость подхрипнул), все замечательно : спинтовое, сочное звучание, с закипающим crescendo в Сцене Триумфа, где он реально доминировал над сопрано(что бывает крайне редко); без всяких этих изъёбств с уходами на piano, с превосходной тембральной окраской.
Но ! Лучше бы он просто стоял, а не ходил по сцене. П ч когда он стоял и за него драматизма поддавали его партнеры, получалось совсем неплохо, а когда ходил приставным шагом между 2-мя анубисами, мне моментально расхотелось смотреть его в чулочках в Андре Шенье в мае:-).
В общем, коль скоро записался в герои, геройствуй себе спокойно стоя, а все вокруг тебя пусть побегают:-)

Героиней без всяких скидок, если рассматривать Оперу с точки зрения современного отношения к ней, а именно : оперный артист = голос+внешность+драматический талант, в этом спектакле стала Nadia Krasteva.



Вообще, опера Аида сейчас идет намного реже, чем та же самая, обязательная к постановкам, Jenůfa; да и понять театры можно — где взять меццо-сопрано для аутентичного исполнения партии Амнерис. Нынешний исторический момент развития оперы славится тем, что к прослушиванию предлагается немереное количество полсопрано с немецкой манерой пения. Эти голоса лишены даже намека на чувственность, не имеют никакого желания, а главное, возможностей озвучить партию внизу и у них нет верхних нот. Вот эти дамы и приучили плохоразбирающуюся в вокале критику к тому, что Кармен и Далилу только так и надо петь - в суженном регистре (например, как Гаранча или Ханна Шварц, а она меццо, оказывается, чтоб вы знали..:-)). А т к в Кармен верхов трудных к исполнению нет, то, милости просим, публика нисколько не грустит о потерянном стиле исполнения этой партии.

С Амнерис сложнее .., здесь без сочного грудного низа, обязательного крупного голоса, устойчивых верхов, исполненных меццо-сопрановым звуком, а не пищалкой с уходом на пиано, делать нечего (п ч на сцене еще есть сопрано, с которым при отсутствии этих данных сольешься на Ъ). Это уже будет не опера Верди. Но т к в Германии не шибко ценят Верди и с удовольствием слушают кряхтения пожилого тенора в образе молодого графа ди Луна, высиживают это дело до конца и в итоге кричат «Бряво», то, предполагаю, подобное немецкое исполнение для них вполне сошло бы, если бы не Надя Крастева, которая показала что и в наш малопросвещенный век есть певицы, способные спеть Амнерис так, как это было в золотой век оперы. Какое удовольствие слушать настоящий вердиевский голос с природными нижними нотами необыкновенной красоты и без всяких волнений на предмет как певица возмет Си и Си-бемоль наверху. Итальянцы оценили ее исполнение как agressivo и espressivo — молодцы ! А как иначе, - Амнерис это не Зимний путь:-) это страстная женщина, которая игрой и полным драматизма голосом должна рассказать о тех эмоциях, которые ее одолевают. Все уже давно забыли какая это партия, Амнерис — экспрессиво и агрессиво  —  спасибо Наде, напомнила. И она конечно, что называется, совершенно в голосе. Это первая моя Аида, где в триумфальной сцене в большом ансамбле и зубодробительном финале яркое меццо Nadia Krasteva подавило всех (разве, что только не Боту) — это дорогого стоит для mezzo-soprano.

Прилагаю фрагментик, но мой фотик в самый ответственный момент дал маху — звук трещит на записи к сожалению :-(



К несомненным удачам спектакля отношу исполнение партии Амонасро Геогием Гагнидзе. Это в то самое время, когда в мире просто нет баритонов для исполнения Трубадура и Эрнани и на этих должностях приходится отдуваться пожилому тенору. А вот вам самый настоящий  баритон в полном своем расцвете, ровный, но при этом драматически окрашенный; без признаков вагнерианского занудства,  приятный на слух и не такой тяжелый или сознательно утяжеленный, как это часто бывает у драм баритонов. Это и Риголетто,  и Симон; и в Альфио я его слушал, и это тоже было здорово. И жена красивая. :-) Кстати, оч хороший актер, в Ниле прекрасно доводил до ума за Боту некоторые мизансцены.

Георгий Гагнидзе - Nadia Krasteva - Johan Botha - Kristin Lewis


С Аидой не повезло... Замена оказалась не равноценной. Она прекрасно смотрелась и неплохо играла в рамках тех задач, которые были поставлены перед ней убогой режиссурой. Но Аида, также, как Амнерис, особая партия и не для всех сопрано. Тут сила голоса обязательное входящее условие и поэтому вялый и плохо сконцентрированный вокал Kristin Lewis постоянно внушал опасения - сможет ли она вообще довести партию до конца. Пару раз в попытках модно уйти с высоких нот на piano не сомкнула и тд.. Ну и с теплой лирикой плоховато, хотя, казалось бы, афроамериканка — у них такие богатые возможности всегда были в голосе...

Kristin Lewis - Nadia Krasteva - Алексей Тихомиров


Оркестр для Германии в Staatsoper Unter den Linden, о д н о з н а ч н о, позорный. Хотя все музыканты просто прелесть на подсыре:-) … может Мету катали, такое бывает, п ч откровенная медная лажа в Сцене Триумфа это для Германии нонсенс офигительный / а может Баренбойм довел — довел же он оркестр La Scala до непотребности. А тут перед ними перспектива пожизненного махания. Начнешь лажать где только можно.:-)
С хором все в порядке. Хороший достойный немецкий хор, что мальчиков / что девочек.

Zubin Mehta - Nadia Krasteva


Общее впечатление от спектакля оч похоже на то, что происходит у нас — выходишь и вроде как побывал в Доме Культуры, если не считать выдающиеся голоса, обозначенных ранее исполнителей. Они сделали всё, что могли, для того, чтобы этот спекталь мне доставил удовльствие(за других не отвечаю).
А т к я шел все же со скидкой в этот театр, - он мне никогда не казался стоящим вровень с той же саммой Дойче опер или Wiener Staatsoper, то и претензий больших не предъявляю. Провинциальный немецкий театр с некотрым количеством приглашенных звезд мировой оперы. Если бы у нас таких пригласили на Аиду в Стасик, я бы потерпел — пусть лажают в оркестре или где-нибудь еще. Хрен бы с ними.:-)
Tags: aida, nadia krasteva, staatsoper unter den linden
Subscribe

  • Recital Marina Rebeka, КЗЧ 10.01.2018

    Филармонический абонемент «Звезды мировой оперы» нуждается в переименовании [в каком, это надо подумать...], потому что мировая опера…

  • Recital Елена Стихина, БЗК 24.11.2017

    На вчерашнем вечере в БЗК Елена Стихина трогательно рассказала о том, что будучи студентой московской консерватории, даже и не мечтала, что…

  • Recital Jamie Barton КЗЧ 17 марта 2016 г

    2 вокальных концерта под громкими титлами « Золотые голоса России» (15 марта) и « Звезды мировой оперы» собрали практически…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments