dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Category:

G.Verdi : Don Carlo, premiere, Большой театр 17/19.12.2013

Премьера Don Carlo состоялась в полнолуние... уж не знаю хороший это знак или плохой, но без Димы Чернякова - кусок сытного бюджетного пирога на сей раз не был отрезан для главного режиссирующего фактора последних лет.

Вячеслав Почапский | Il grande Inquisitore cieco, nonagenario - Дмитрий Белосельский | Filippo II, re di Spagna - Мария Гулегина | La principessa Eboli - Andrea Carè | Don Carlo, infante di Spagna - Вероника Джиоева | Elisabetta di Valois - Игорь Головатенко | Rodrigo, marchese di Posa




И дружным хором на луну завыли его адепты.:-)

Я их понимаю - им скучно.
Конечно скучно без привычной пошлятины, набившей оскомину не только публике, но и им самим. Набор штампов, используемый ими в восхвалении помоечной режиссуры никаким образом не годится для того, чтобы рассказать об этом Доне Карлосе : здесь не надо пересказывать содержание; не надо рассказывать о том, какие бредовые идет посетили постановщика при лоскутных переделках либретто; а главное, не надо копаться в мозгах режиссера и доставать оттуда черных и рыжих тараканов, в большом количестве поселившихся там с незапамятных времен.

Дон Карлос поставлен по либретто оперы Don Carlo и является усеченным итальянским вариантом, который идет практически во всех театрах.
Эта Опера есть то самое искусство не для всех - не для варь туровых, если нет переводчика с общечеловеческого на квадратно мозговой туровский язык. Т е, если в оперу ходишь не слушать, а смотреть глазами, то смотреть придется долго (она длинная) - там много роскошной музыки, но для начала ее хотя бы нужно у с л ы ш а т ь.




Про себя могу сказать, по Don Carlo я подкован на все четыре : довелось слушать неоднократно и в те еще времена, когда во Дворце съездов опера собирала аншлаги и не казалась скучной, хотя там тоже были тяжелые костюмы; в комбинашке ни один человек не бегал, без штанов тоже; и Дон Карлос был одним из самых кассовых спектаклей на сцене КДС в то время.




| последний спектакль постановки 1963 г.


Александр Ведерников | Филипп II - Нина Фомина | Елизавета Валуа - Jorma Hynninen | Родриго, маркиз ди Поза - Ольга Терюшнова | Принцесса Эболи - Владимир Щербаков | Дон Карлос




Охотно верю, что колбасы тогда в магазинах не было, но то, что публика понимала эту оперу, любила ее и аплодировала там, где надо без всякого чернякова - нашего главного адаптера для тех, кому медвель на ухо наступил, факт мною проверенный неоднократно. Поэтому проблемы, допустим, наших обозревателей, которые скучали без мити, я не испытывал.

Премьера показала что мастерские Большого театра, если эти костюмы шили они, п ч в последнее время наши костюмы слишком часто отшивались в городе на Неве, в полном порядке. Они все еще могут одеть людей в сложные по крою произведения, которыми можно будет спокойно через некоторое время погордиться в музее ГАБТа. Последнее, чем мы гордимся, костюмы Бенуа к Балу-маскараду и платья Вишневской из Травиаты (заношенное до дыр штапельное платье Касрашвили в кошмарный горох никак для этой цели (погордиться) не годится).

Основная декорация практически неизменная и поэтому не оч понятно зачем было таскать туда-сюда занавес и прерывать действие. Видимо сцена все же не так уж и удобна для того, чтобы сделать спектакль современным по темпу, без заковыристых остановок. П ч на второй остановке, через час после начала, народ сорвался с мест и решил, что Alles первый акт.
И, ой, как правы были тумановы-баратовы-рындины-покровские-федоровские, - они давали отдыхать людям, п ч далеко не все в состоянии высидеть около 2 ч. И это везде : и в Вене, и в Берлине, и в Цюрихе, в котором еще и Фонтенбло 20 мин, - сидеть тяжеловато при самом расчудесном Cast / но там просто публика дисциплинированная и отлично знает, во время действия уйдешь - не вернешься, даже если тебе оч сильно захотелось сделать пи:-). Но наши тоже душки, когда они поняли, что это лето не кончается и что прослушивание первого отделения является серьезным достижением физических возможностей, таки отсидели и остались на второе, чего не скажешь про радикальные творения, когда после 1-ого д. Евгения Онегина в раздевалку стоит очередь и, причем, так повелось с премьеры.

Режиссер Adrian Noble все же немножко поглумился и перенес действие в зиму со снегом и все это ... в Испании:-).
Auto da fé, главная ударная сила Карлоса и экзамен режиссера на мастерство, сделана без особого пафоса, сдержанно, но с использованием возможностей прославленной сцены БТ в виде вместительного люка, куда и затолкали в клетках несчастных еретиков. Конечно было бы веселее - для немногочисленных поклонников режоперы, - если бы их подвесли голыми вверх ногами на всеобщее обозрение, как это сделано в Unter den Linden и там эта сцена всегда с большим удовольствием за-BU-кивается любой публикой, т е является спорной Здесь, бесспорно, культурно-красиво, с хорошим заполнением планшета и правильно проработанными проходами довольно таки большого количества народа, но темновато. Да и весь спектакль темноват (за исключением Второй сцены). Ну, зимой всегда темно, а те, кто проведывал в это время года El Escorial, знают, что потемки там во всех помещениях знатные. Т ч на сцене почти первоисточник



MВероника Джиоева | Дмитрий Белосельский | Игорь Головатенко


Закругляясь по режиссуре, сообщаю также, что к концу может быть даже и скучного спектакля ни один рот, подкупленный злыми силами, не орал "позор" или "почему вы все это терпите":-) / ну, и итальянского мата не было, п ч итальянцев не было на спектакле. Т е режиссура прошла, сценография тоже = жить будет !

А так как, по моему глубокому убеждению,
современной любую оперу делают певцы, а никак не режиссеры,
то, плавно переходя к исполнителям, могу поделиться своими впечатлениями,
которые не буду подкреплять мнением сидящих/стоящих рядом со мной,
а также знакомых и не знакомых людей из публики,
но на минуточку приторчу на оркестре.

Оркестр-за две недели брошенка не смог проявить себя как венские филармоники или оркестр Deutsche Oper Berlin, вот в этих ребятах я не сомневаюсь ни одной минуты - их хоть шесть бабушек покинут за день перед премьерой и все равно перекличка труб на сцене с оркестром будет абсолютно совершенной. Но при этом наши трубили более-менее нормально. По музыке всхлипывать было как-то негде - не более, чем честно. Да и то ладно, п ч устроили ведь в СМИ последний день помпеи, вплоть до предложения отменить спектакль, да еще с намёками на то, что в европах так бы и сделали. Ага, сделали бы вам по ушам ! Как раз по-европейски получилось - никакие замены нам не угроза - мы Большой театр, хоть и без фихтенгольца, но по-прежнему ЁБНМ ! :-)

Robert Trevino | Conductor


Начну с певцов, которые сделали этот спектакль современным.
Самая благодарная роль для уважающего себя баритона, это всякий скажет, Родриго, маркиз ди Поза. Начиная от такого вот имечка и заканчивая всем неслыханным благородством образа, подкрепленным обязательно длинным дыханием, красивым тембром и густопсовой подачей. Баритон должен быть настоящим spinto и желательно не старым ... поношенным тенором:-). Что и случилось. Практически всякий ди Поза тянет на себя одеяло, но то, как потащил его на себя Игорь Головатенко, как раз и есть образец певца, делающего оперу современной (хотя и в штанишках типа шароварчиков, и при шпаге).



Теперь уже Basso-зубр - Дмитрий Белосельский, имеющий хорошие контракты и наличие их полностью подтверждает своим высоким исполнительским уровнем, выступил в партии Филиппа.
По части драм игры он как раз находится в контексте спектакля - на жесты и на чувства скуп, но это как посмотреть, - Короля все же изображает, но во вполне половозрелом возрасте и все его сдержанные проявления эмоций не выглядят притянутыми за уши, как это часто бывает у возрастных исполнителей этой роли (например, у Matti Salminen). При таком раскладе и превосходных внешних данных Белосельского вполне понятна его женитьба на французской принцессе - это вовсе не политический ход, а, типа, вполне себе втрескался:-) и отбил невесту у сына-идиота, которому ничего другого не оставалось, как идти спасать Фландрию.:-)



Основной двигатель интриги IL GRANDEINQUISITORE вообще-то имеет мало вокала по пьеске, поэтому чаще всего его отдают людям, способным не особо хорошо петь по разным причинам (чаще всего возрастным). Вячеслав Почапский - фига в кармане БТ и выдается всякий раз, когда на не большую, но вполне значительную роль нужен исполнитель с голосом. Он еще аж в том Карлосе, будучи стажером, превосходно пел Инквизитора. И по сю пору держит марку внизу и на середине, но верха к сожалению стали клякловатыми и лишенными всякой силы.



Отдельный абзац посвящаю нашей оперной надежде / опоре - Молодежной программе. В ней, кстати, новый тенор Богдан Волков. Пел Герольда (раньше его всегда совмещали с Лермой), роль-крошка, поэтому что за птица сказать пока, увы, не могу.
Алину Озимую-Тибо слышу во второй раз, может когда и в третий раз послушаю с точно таким же успехом - что пела/что не пела, а не все ли равно:-), А вот голос с неба Венеры Гимадиевой лучше бы и вовсе не звучал ... в электронном виде он получился таким не культяпистым, что пришлось призадуматьcя, - а та ли это женщина, которая совсем недавно превосходным образом показалась в Сомнамбуле ..?

«Ну и тяжелая артиллерия в тяжелых кринолинах»
Уважая обеих женщин, хочется обсудить их вместе.
На мой дилетантских вкус, одна из них слишком рано подошла к Елизавете, а вторая слишком поздно пришла к Эболи. Как принято говорить в артистических кругах, что-то получилось / что-то нет у обеих, но этот конкретный спектакль сделали не девочки, а должны были сделать они и по возможностям, и по рангу.



Мария Гулегина


Вероника Джиоева


Ну и конечно такой серьезный бич всех карлосов - сам главный герой, пикантно наряженный в атласный костюмчик, достаточно бравый Andrea Caré, лирико-spinto с уклоном в характерность и с серьезными вокальными недоделками, то там/то сям, ни к селу ни к городу вылезающими. Голоса достаточно для того, чтобы петь партию, но для того, чтобы спеть ее интересно и выразительно не хватает драматической интенсивности и окраски. И сам по себе тембр временами оч неприятный, особенно если берет чуть повыше:-). При таком, не часто встречающемся эквилибрисе, - когда на сцене два soprano, что, хоть умри, ускучняет произведение, - Тенор должен обязательно разбавить непременную монотонность этой пары именно настоящей теноровой доминантой. А он к сожалению только добавил той самой монотоннности, от которой хотелось бы избавиться.

Tobias Hoheisel | Set Designer - Adrian Noble | Stage Director - Мария Гулегина | LA PRINCIPESSA EBOLI  - Andrea Caré | Don Carlo - Darren Ross | Choreographer




Darren Ross | Choreographer - Robert Treviño | Conductor - Jean Kalman | Lighting Designer - Вероника Джиоева - Moritz Junge | Costume Designer


Не знаю как к кому, я на этот Дон ходить буду, также, как на Травиату; также, как на Сомнамбулу. Теперь уже конечно фрагментарно, благо у нас выпускают наружу и из лож можно выходить и возвращаться назад:-).
И уж совсем был бы праздник, если бы Большой театр приглашал в Дон Карлос певцов, достойных этого спектакля. В такой production многие согласятся выступить.

----------✄----------

Don Carlo 19 декабря 2013 г.





Tags: don carlo, Большой театр
Subscribe

Posts from This Journal “don carlo” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

Posts from This Journal “don carlo” Tag