dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Category:

Otello Wiener Staatsoper 14.09.2013

Затяжные каникулы вроде как закончились, надо открывать новый сезон и я был просто вынужден сделать это в Wiener Staatsoper : уик-енд, José Cura в заглавной роли в бессмертной опере Верди Otello + остальной cast достаточно интересный.



Только убийца опасается быть убитым
Хосе Кура по праву относится к числу лучших мировых исполнителей Отелло.
В сентябре он снова исполнит эту партию на сцене Венской оперы,
где в 2001 году по случаю года Верди впервые представил венской публике эту роль.

В чем для вас заключаются сложности в опере Верди «Отелло» как с актерской, так и с вокальной точки зрения?

Хосе Кура: С вокальной точки зрения, наиболее трудным является крупный фрагмент второго акта, где сочетаются высокая тесситура Квартета и техника declamato в «Ora e per sempre addio». Такое построение музыкального материала ставит для голоса очень сложную задачу. И чтобы успешно ее решить, и певцу, и дирижеру нужен большой опыт.
Что же касается актерских сложностей, они встречаются в этой опере почти на каждом шагу. И самое трудное — найти точные ае актерские краски, чтобы передать духовное падение Отелло в последние 24 часа его жизни.
Ну и с музыкальной точки зрения, наибольшая сложность состоит в том, чтобы найти в себе мужество и сделаться инструментом стилистической революции, чтобы даже фрагменты canto declamato использовать как актерский прием.

Изменился ли за прошедшие годы ваш взгляд на своего героя?

Хосе Кура: Мой взгляд не изменился, но он окончательно созрел.

Что за персонаж Отелло?

Хосе Кура: Это человек, который предал свои убеждения только для того, чтобы из социальной необходимости кем-то казаться, в то время как в реальности это ему ничего не дает. Это человек, который сражается за чужую для себя державу, но которая платит ему за убийство. Он наёмный перебежчик, взявшийся уничтожить своих бывших единомышленников. С одной стороны, он предатель, а с другой, просто человек. Он женится на венецианке, отец которой, повинуясь решению своей дочери, под давлением Синьории принимает этот союз: «Смотри за ней, мавр, если есть у тебя глаза, чтобы видеть. Она обманула своего отца, может обмануть и тебя!»

Отелло, быть может, просто глуп? Почему он беспрекословно верит Яго?

Хосе Кура: Многие исследователи единодушно сходятся в том, что Отелло и Яго - две стороны одной медали. Шекспир и сам многократно вкладывал в их взаимоотношения тот же смысл. Например, когда Отелло спрашивает Яго: «Ты моё эхо?» Придумка с носовым платком — всего лишь драматургический прием, который Шекспир проводит красной нитью через всю пьесу, но который в то же время не имеет ничего общего с ее реальными событиями. Только предатели полагают, что их то и дело будут предавать. И лишь убийцы постоянно трусливо оглядываются через плечо в страхе быть убитыми в спину. Должно быть, непросто жить под таким гнетом, которой еще больше усугубляется предостережением отца Дездемоны. Глуп ли Отелло? Нет! Он слаб. И Яго использует его слабости, чтобы подорвать его волю.

Позволил ли ваш опыт дирижерской и режиссерской работы по-новому взглянуть на Отелло?

Хосе Кура: Безусловно. И моя литературная деятельность тоже. В 2009 году я написал роман, в котором ставится та же проблема. Не знаю, буду ли его публиковать, но даже сама работа над рукописью позволила мне более глубоко понять характер Отелло. И теперь в Буэнос-Айресе я пытаюсь сделать собственную постановку «Отелло», в которой являюсь и режиссером, и художником-оформителем.

Искренне ли любит Отелло Дездемону? Нельзя ли здесь скорее говорить об увлечении? Подлинная любовь никогда не может обернуться убийством...

Хосе Кура: Здесь так же как у Отелло с Яго: любовь и ненависть — две стороны одной медали. Достаточно перевернуть медаль... Однако вопрос заключается в следующем: быть может, такое поведение является, в принципе, нормой для Отелло? И если бы это было так, то убийство Дездемоны происходило бы не из ненависти, а стало бы естественным исходом, обусловленным его представлениями о том, как следует себя вести.

Какую часть оперы «Отелло» вы любите больше всего?

Хосе Кура: Люблю всё — от самого начала, когда впервые открывается занавес, до самого конца, когда Отелло умирает...

Что удивляет композитора Хосе Кура в опере Верди «Отелло»?

Хосе Кура: Композитор Кура являет собой столь маленькое ничто по сравнению с Верди, что было бы неуместно говорить о банальном удивлении. Что меня всегда снова и снова поражает — это масштабы развития музыкального языка Верди на пути от старого доброго «Набукко» до таких шедевров как «Отелло» и «Фальстаф», и потрясающая зрелость этого мастера.

Как Вам кажется, почему Верди не воплотил в музыке первый акт шекспировского Отелло?

Хосе Кура: Это, наверное, один из самых интересных вопросов истории оперы. Я только что купил полное собрание писем Верди и надеюсь найти в них ответ на этот вопрос. Пока я могу лишь предположить, что это была отчаянная попытка начать оперу на том ураганном накале страстей, который позднее выливается в Esultate! C драматургической точки зрения, я безусловно, полагаю, что первый акт или, по меньшей мере, пролог выстроен достаточно хорошо, что не возникает вполне очевидный вопрос: «Почему Отелло так легко попал во власть Яго? Он что, глупый?»

Вы могли бы вспомнить, когда впервые исполнили партию Отелло?

Хосе Кура: В июне 1997 года. По-моему, это было 8 июня. Мне было тогда 34 года... За дирижерским пультом стоял Клаудио Аббадо. Дездемону пела Барбара Фриттоли, а Яго — Руджеро Раймонди. Спектакль тогда транслировался в прямом эфире итальянского телевидения RAI.

Беседовал Андреас Ланг


И совсем уж интересно было узнать как обстоят дела у выдающихся певцов с production отнюдь не выдающейся, а наоборот способной убить интерес публики к знаменитому произведению. Вспоминая недалекое прошлое и эту оперу, которую я слушал в Вене только благодаря Krassimira Stoyanova, п ч вагнерианец-тенор Peter Seiffert в заглавной партии - этот искус не для всех, а только для истинных вагнерианцев и венских критиков, трудящихся на посылках у DG и крутых Арт-агентств, сомнения в правильности выбранного пути были. И вот тут супер авангардные взгляды на оперное искусство, которые, как известно, заключаются в том, что новую современную оперу делают режиссеры с поющими актерами марионетками в очередной раз были просто растоптаны людьми, без которых - увы - её(оперы) не бывает ( как бы этого не хотелось режоперам ) - вокалистами.

José Cura - Дмитрий Хворостовский - Anja Harteros


Абсолютная постановка ни о чем, созданная Christine Mielitz и призванная уныло исполнять роль репертуарной необходимости ( ну, действительно, стыдно было бы, если бы в Вене не было Отелло ) вдруг взорвалась ансамблем певцов, которые на свой страх и риск попытались сделать черный в визуальном плане и серый в смысле режиссуры произведение адекватное по мощи первоисточников Шекспира и Верди.

Премьера была сделана на Johan Botha - прекрасного тенора, но актера, испытывающего множество проблем; энергетики, как говорится, от его актерского мастерства маловато:-). В данной ситуации можно даже предположить, что постоянно затемненная сцена, черные люди на черном фоне, подиум на середине, не дающий возможности актерам двигаться, явился в свое время неким оправданием этого дешевого костюмированного концертного исполнения. Поэтому и сами отеллы в Вене до нынешнего сезона были презентабельные, но малость с запашком, как у Der Stephansdom:-). Поэтому мне и казалось, что José Cura этой постановке делать нечего - трудно было себе представить его, уныло стоящего в пыльном малахае либо на подиуме / либо на авансцене. Да и Яго как персонаж в венском спектакле практически не прорисован, поэтому взаимоотношения основных антагонистов приходилось додумывать на основе прочитанного ранее всем известного произведения. :-) В этой заторможенной и невыразительной постановке импотенция режиссуры, не соответствующей необыкновенной яркой и экспрессивной музыке Верди, вполне могла быть примером превращения оперы в рухлядь, о чем сейчас много толкуют.

Но в Wiener Staatsoper всегда показывала разных певцов и обойтись без José Cura в роли Отелло значило просто не показать своей публике лучшего исполнителя этой партии на сегодняшний день. О Куре как угодно можно спорить, но не отдавать должное его ярким, продуманным и слишком часто неординарным интерпретациям означает находится в узком коридоре без всякого желания осмотреться вокруг и понять, что Опера сегодня это давным-давно не та бабушка, о которой так любят потолковать деятели критического пера и знайки на интернет-форумах. И каких бы изъёбств не придумывали бы режоперы девушкой ее делают вокалисты. Правда, каждый в мере своих способностей.

Вот так и получилось, что из бабушки-Отелло вдруг прорезалась девушка без всяких усилий со стороны постановщиков. Причем, совершенно спокойно обошлись без аванградных изысканий на тему кто больше влюблен в Кассио - Отелло или Яго и что там в этом треугольнике.:-) Антагонизм двух главных героев обозначился жестко и все драматические ходы были обыграны оч интересно. В какой-то момент стало понятно, что Дездемона повод для произошедших событий, но никак не причина. Cura и Хворостовскому в очень ограниченном пространстве  удалось  современно разыграть драму на все времена.



Дмитрию Хворостовскому, без вопросов, Яго в зачет.
Я было даже подумал, а может он всю жизнь не то пел : давил из себя онегиных, напрягал живот и диафрагму на риголетто и трубадурах. А оказывается вот до чего дозревал - до вполне современного интригана невысокого полета, где-то даже глуповатого, но одерживающего победы просто потому, что мир так устроен. И когда слушал и смотрел  спектакль и, то как интерпретировал свою роль Хворостовский, мне это сильно напомнило все то, что происходит сейчас в Большом театре - для того, чтобы довести человека до полного ахуя большого ума не надо, просто надо оч хотеть добиваться своего и подлость взять за правило жизни.
И вот вам, пожалуйста, Отелло убивает Дездемону только потому, что кому-то захотелось на его место. При том, что José Cura всегда делает Отелло человеком не глупым, но замешанном в предательстве своей Родины и своей веры, т е, с комплексами.
Оба исполнителя практически с самого начала отказались от тяжелых ряс, характерных для этого спектакля, оставаясь в черный майках [Хворостовский к тому же еще блистал татухой на плече] и это совершенно не замутило концепцию, которой изначально-то и не было.:-)

По вокалу Д.Хворостовский в трудных местах, было дело, химичил, но не одной ноты не провалил - звучал ярко и голоса вполне хватило. Конечно партия Яго себе позволяет и уловки голосовые, и иногда некрасивое звучание, причем, в его случае могу сказать - в основном звучание было все же красивое:-). Если артиста хватит на эту роль и в дальнейшем он не захлебнется, то это очень удачный и при моем отношении к этому певцу совершенно непредсказуемый дебют(хрен его знает, может и АЮ Тоску споет и наконец овладеет моим сердцем:-)).

Отелло-José Cura я ,пожалуй, больше многих послушал и у меня нет никаких сомнений на предмет его способностей интерпретировать роль в соответствии с собственными музыкальными и драматичекими взглядами на это произведение. Это Большой Отелло. И я не знаю сейчас другого певца, который мог бы, как Cura, любую постановку делать под себя, под свою личность [будь то ввод или премьера], при том, что Кура оч дисциплинированный и хорошо организованный Артист и мнение режиссера для него имеет значение. Но это мнение как-то быстро уходит на второй план, когда певец выходит на сцену. А на первый выходят харизматичный голос и нонконформистский драматический талант.
Единственное, что мне в последнее время не нравится категорически, это желание исполнителя состарить своего героя просто до неразумных пределов. Отелло не был стариком уж совсем. А оч темный грим с выбеленными бровями, усами и бородой, как мне кажется, может даже напугать Дездемону :-)

Helden-сопрано Anja Harteros, разумеется, украсила сцену Staatsoper - она теперь это делает регулярно и, не особо разбираясь в том, что поет. В результате ее исполнение оказалось на порядок ниже того, как она пела в Deutsche Oper Berlin на премьере Отелло (а ведь это было совсем недавно). В современной опере основная интрига для современных певцов заключается в том, что мало кто может выдержать искушение внезапно свалившейся славой - театры с безжалостной агентурой начинают предлагать всё и вот это всё далеко не всегда хорошо для голоса. Первые звоночки начались в Simon Boccanegra и Il Trovatore, а сейчас у Дездемоны-Хартерос уже нет того шелкового звучания, которым она славилась еще совсем недавно. Harteros по-прежнему поет элегантно, стильно, но много чего позволяет, вплоть до переорать всех, в каких-то моментах и поверещать может. Это по-настоящему жалко. Впереди у нее La forza del destino, которая врядли приведет ее аппарат к улучшению, а была ведь и Тоска (по-моему, без резонанса).
Каждый певец конечно сам решает как долго ему петь хорошо, а всеядность нынче в моде - хоть на 2 года но все моё. А дальше как ..?

Anja Harteros




Но на данном этапе успех. И громкий успех. Шумнула Венская опера на этом Отелло. Я вот над этим всегда ржу, когда певцы начинают хвастаться что весь зал встал:-). Вот тут партер реально встал, никто никуда не разбегался, все аплодировали, орали, практически триумфально. Но я все равно продолжаю думать, что все встают только потому, что есть кто-то, кто встанет первым, а за ним не видно. :-)
ОООчень пышный подсыр. Без орднунга, хотя я наделся что Хворостовский начнет строить из себя J.Kaufmann и организует себе что-нибудь подобное. Оказался своим парнем. И после того, как осводил территорию для Jose Cura и вышел в народ, чтоб подышать воздухом, - п ч в подсырной топор можно было вешать от духоты и прочих разных "прелестей", - развернулся на полную катушку : изо всех сил старался громко говорить по-английски, фотографировался с женщинами всех возрастов - одной, двумя, тремя - сколько было желающих, со всеми; они его не отпускали, п ч у главного баритона нашей страны репутация сами знаете какая, на ту самую букву:-). Но чувствовалось, что рад был. И тому, что все получилось и тому, что народу прорва пришла и погоде хорошей и тд..:-)



Всех остальных любили по-настоящему, по-венски и весь подсырник получился электрическим. Такой же, как спектакль.



Полтора часа это все длилось, после чего еле доплелся до отеля. А он на сей раз меня так мило встретил и моей одиночке сделал бесплатный апгрейт (без всяких с моей стороны усилий) на совершенно роскошный family-room, со всеми положенными в этой ситуации прибабахами.





Люблю я Вену - она такая милая, но иногда и глупая :-)
Tags: José Cura, otello, wiener staatsoper
Subscribe

Posts from This Journal “otello” Tag

  • G.Verdi : Otello, Hessiches Staatstheater, Wiesbaden 17.01.2016

    Wiesbaden после Франкфурта, да еще в воскресенье, показался просто раем на земле : совершенно пустой, тихий и не спешный курортный город выглядел…

  • G.Verdi : Otello, Magyar Állami Operaház, Budapest 08.02.2015

    С интервалом практически в неделю у меня случились два Отелло в разных оперных домах и, соответственно, в разных европейских столицах, но с одним…

  • Otello Praha, Státní Opera 29.01.2015

    Туристическая ( или туристская) жизнь жителя России у каждого складывается по-своему... Специфика выездов в европейскую оперу привела, попросту…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments

Posts from This Journal “otello” Tag

  • G.Verdi : Otello, Hessiches Staatstheater, Wiesbaden 17.01.2016

    Wiesbaden после Франкфурта, да еще в воскресенье, показался просто раем на земле : совершенно пустой, тихий и не спешный курортный город выглядел…

  • G.Verdi : Otello, Magyar Állami Operaház, Budapest 08.02.2015

    С интервалом практически в неделю у меня случились два Отелло в разных оперных домах и, соответственно, в разных европейских столицах, но с одним…

  • Otello Praha, Státní Opera 29.01.2015

    Туристическая ( или туристская) жизнь жителя России у каждого складывается по-своему... Специфика выездов в европейскую оперу привела, попросту…