dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Categories:

Bruxelles—Liège 16-18.11.2012

Так что-то захотелось отдохнуть … от бурных страстей, кипящих в Большом, и, как в стакане воды, отражающих суть этого предприятия — ну не может этот театр обойтись без интриг, скандалов и внутриплеменной борьбы. К тому же ноябрь наступил, месяц, один из самых оперных, но почему-то нигде и ничего (Кроме постоянно находящегося на взводе Симона Бокканегры в исполнении Domingo и сердечно-молодого Neil Shicoff в Тоске в Венской опере, поэтому туда даже не хотелось заезжать перед заранее намеченным мероприятием в прекрасном европейском государстве Бельгии).

Лечу в Bruxelles на Аэрофлоте, не распыляясь на сопровождающие мероприятия. Тем более, что Брюссель столица европейского сообщества, а я, хоть и пошлялся много по разным ебеням, но в столице Евросоюза так пока еще и не побывал; и еще тем более туда надо было залететь хотя бы потому, что там находится прекрасный Théâtre Royal de la Monnaie, как говорят, один из красивейших в Европе и совсем еще недавно в нем сотворил свой очередной шедевр Митя Черняков под всеобщее одобрение.

Т к Брюссель обязателен к просмотру любого туристически настроенного путешественника, то Liège, который, собственно, и являлся целью передислокации, был оставлен на сладкое, туда я собирался на следующий день.



Столица Евросоюза ласково встретила на паспортном контроле — с этой стороны границу переходить не так-то и просто — допрашивают с пристрастием : типа ты кто, один едешь или с кем, не прешься ли сюда, чтобы работать гастарбайтером и все это на непонятном языке и жесткой претензией говорить по-французски. Тут даже мой паcпорт, видавший виды всяких границ, не спас. Но т к я отвечал на еще более непонятном языке, то граница решила со мной не заморачиваться и выпустила в эту землю обетованную, где вокруг меня практически сразу материализовалось несметное количество тех самых гастарбайтеров, в которые только что меня не хотели принимать, а всех остальных с африканских азиатских и пр континентов с превеликим удовольствием:-).
Разумеется, пришлось пройти все этапы большого пути, которые приходится проходить по приезду в каждый новый европейский город : поиски железной дороги, борьбу с билетными автоматами, попытками понять с какого пути чего куда идет, ну и тд..
В этот раз я настолько обнаглел, что у меня даже подробной карты местности с собой не было; была только распечатка с booking.com с указанием местонахождения отеля, а сами знаете какая это карта. Но главное в Брюсселе не тушеваться, и переходя улицу на зеленый свет, все же поглядывать по сторонам, п ч после пребывания в этом замечательном городе, у меня сложилось твердое убеждение — у бельгийских водителей одно из самых любимых занятий напугать пешехода; убить, не убьют, но в рассыпную со всеми остальными туристами из Азии и пр. стран, побежишь как миленький. И женщины водители у них хоть и не такие блондинки, как у нас, но звериный оскал у них примерно такой же. В гостинице, чтоб вы знали, заселение после 15.00 и этот ритуал полностью соблюдается даже в ***** отелях, полностью пустых. Поэтому прошел прогуляться...


Особенно в Брюсселе не нагуляешь, п ч есть не очень большой центр, вымощенный где плиткой, а где каменюками и весь выщербленный, поэтому под ноги приходится смотреть конкретно. Кроме того, не забываем о любимом виде спорта их водил и постоянных попрошайках, которые клянчат все от зажигалки/сигареты, до наглого money. В связи со всеми этими обстоятельствами туристический осмотр проходит медленно, т е прошел немного, отбился — отдохнул; посмотрел вверх — еще прошел немного и таким манером я наконец-то добрался до театра.

Théâtre Royal de la Monnaie / De Munt


Посмотрев на него, понял, что особой красотой снаружи здание не блещет. Видимо ообый шик ему должно было придать дерево, сооруженное из досок, выброшенных на мусорку, каким-то неизвестным художником, и огромное буквы R E S P E C T, загораживающие вид оперных колонн. Я тогда еще не знал, что основная красота  находилась как раз под колоннами... Там постоянно собираются какие-то неформалы, в связи с чем все это пространство просто залито жидкостью под названием пур ле пти — называется красиво, а воняет как везде.:
-) Театр, разумеется, дворец. Т е, обойти его можно вокруг, также, как и наш Большой теперь, благодаря усилиям продленного директора. И когда я отправился в свое путешествие вокруг него по часовой стрелке, то увидел и унюхал, что здание используется не только по вопросу
пур ле пти, но и по вопросу пур ле гран.
Конечно в этом месте мне могут укорить - каждый видит в меру своей, типа, испорченности...
Но это видно, ребят, и я к сожалению не из тех, кто, наступая в говно, может себе представить запах фиалок, даже если такое наступание происходит в столице Евросоюза ! Вот уж если рядом с Большим театром никто никаких куч не наваливает, то я честно об этом и говорю, а если навалят, то быстро уберут.:-




Ознакомившись с репертуаром на торце здания без обозначения хоть каких-то дат, пришел к выводу, что на Lulu не пойду, а пойду на Grand place / Grote markt (бывшую рыночную-)  — на сей раз самую красивую европейскую площадь.
К этому времени уже темнело и туристический справочник обещал обязательно взгляните на Гранд Плас в вечернем свете. Взглянул. И ничего не увидел. Темно. Здания не подсвечены и только толпы туристов, спотыкаясь о камни площади, пытаются что-то такое сфотографировать себе на память. На обратном пути из Льежа я специально зашел на нее днем и понял, что Площадь действительно хороша и производит сильное впечатление раскошным оформлением фасадов, сверканием золота, толпами статуй и каким-то просто варварским великолепием.



Ратуша


Хлебный дом или Дом Короля






Две основные достопримечательности ввиде Европарламента и Atomium я решил похерить, а Manneken Pis, то бишь, Писающим мальчиком, сумевшим потушить где-то когда-то какой-то пожар, полюбовался.





Что это был за пожар, который он умудрился потушить хилой струей, не знаю:-). Однако, толпы туристов, осаждающие символ города произвели на меня оч сильное впечатление — нашему брату туристу все равно на что таращиться ... на Мону Лизу / на Писающего Мальчика … - главное что-нибудь покажите с чем можно рядом себя запечатлеть и потом выложить в FB.:-)



На следующее утро, срыгивая после ОЧ сытного и вкусного завтрака в отеле, я отправился на брюссельский Gare du Nord и пока понял, что город со странным названием Luik и есть Льеж, прошло минут 15-20:-).
(фр. Liège, нидерл. Luik, валлон. Lîdje, нем. Lüttich , лат. Leodi(c)um )
Покончив с этим, вышел на платформу и на табло рядом с пунктом назначения увидел ярко красные цифры : сначала 8, потом 20, потом сразу 45, потом высветился другой поезд … В итоге мой поезд опоздал на час и кажется вообще не явился; я поехал на более позднем. Надо отдать должное местным, они относились к происходящим событиям философски-спокойно, и судя по их реакции, такие фордыбаки ихняя железная дорога устраивает постоянно (и действительно, на общем табло напротив каждого поезда красные цифры зашкаливали).

Liège по отзывам не самый красивый город Бельгии, встретил таким вокзалом, который даже в самом радужном сне не приснится.

Gare de Liège-Guillemins


Над ним потрудился архитектор с оперной фамилией, все тот же Santiago Calatrava, и перефразируя известную фразу архитектура — это музыка в камне, могу с уверенностью сказать, что этот вокзал просто Опера в стекле и бетоне. Сразу же удалиться из такого места было трудно, там все фотографируют, любуются, да и погодка позволяла это сделать.







В центре города произвели впечатление школьники, одетые ! в шорты, а температура была 8°; при них был типа пионер-вожатый и тоже в шортах:-). Т к мой отель располагался недалеко от Opéra Royal de Wallonie, то пройти мимо него я не мог и порадовался общему впечатлению отношения к нему : cамо здание, в отличие от столичного, свежеотремонтированное, территория вокруг ухоженная, хотя бомжи при этом тоже есть, но результаты их жизнедеятельности не так бросаются в глаза:-).

Opéra Royal de Wallonie


Не знаю каким был театр до ремонта, но после него у здания появился оригинальных верх (может он и раньше был, хрен его знает) — как-будто в строительных лесах. Имеет место быть изюминка ввиде бокового наружного лифта, прозрачного, как слеза и от нечего делать можно часами любоваться как он ходит туда-сюда, мне кажется, что это гораздо более плодотворное и интересное занятие, чем любование на приезд-отъезд трамвая из кафе города Цюриха — любимое занятие швейцарцев. :-)



Афиш принципиально в Бельгии нет ! José Cura, как протагонист новой постановки CavPag, никак не воспет в этом славном городе.:-)
Т е, те кому надо всё знают, еще не хватало тратиться на никому не нужную рекламу, билеты все равно раскупили. Зато афиша с фотографией Gruberova в возрасте 40 лет таки висела в одном из окон театра; когда могла петь, концертов не давала, а сейчас куда не приедешь — везде она белькантирует.

Так получилось, что Льеж мне понравился больше, чем Брюссель,— но у меня всегда получается не так, как у людей:-)  — достаточно уютный, тихий городок с историческим центром ну никак не меньшим, чем в Брюсселе, с огроменным (как всегда) Домским собором-Собором Св.Павла (Cathédrale Saint-Paul)





и Georges Simenon (Жоржем Сименоном), которого угораздило родиться в Льеже,
кто-то решил прикольнуться, хотел было убрать эту штуку у него между ног, но не удалось, слишком тяжелая:-)



и знаменитым рынком, на который по воскресенья якобы съезжается вся Европа — я там тоже был и как-будто у нас на Дубровке послонялся:-). Конечно производят впечатления ряды водолазок по € 3 и 2, но я искал толстый длинный шарф, которыми буквально обвязаны все местные, но там такого не нашел.:-( На этом рынке отовариваются в основном пищепродуктами, а шмотки, похоже, продают турки и китайцы местным туркам и китайцам.:-)

Вечером в Opéra Royal de Wallonie давали премьеру, где José Cura в очередной раз самовыразился, поставив Cavalleria rusticana / Pagliacci и для усиления выражения спел в обоих спектаклях.





Это один из немногочисленных случаев, когда я не буду распространяться о том, как пел José Cura, - Туридду и Канио, партии основополагающие в его репертуаре, и свой высочайший вокальный уровень он в очередной раз подтвердил.

На сей раз я, как все поклонники режоперы, просто вынужден рассказать что там было понаставлено...
CavPag не первое произведение, которое Cura ставит как режиссер и, более того, еще и дизайнирует, и понятно, что такая его деятельность вызывает среди режоперов вполне естественное чувство неприязни. П ч все достижения этих людей, которые только так умеют зарабатывать на хлеб, он с легкостью перекрывает, а это далеко не единственное направление его интересов в искусстве.

Спектакль сделан по-современному — имеет сквозное действие и наблюдателей, всем остальным персонажам на сцене невидимым : в первом отделении это сам Pietro Mascagni, во 2-м, соответственно, Leoncavallo. Еще до начала Pagliacci они встречаются на похоронах Туридду и, более того, Леонкавалло отдано право спеть Пролог (правда, в данном случае не очень понятно, как это согласуется с его потусторонним присутствием) и все было бы здорово, пч не все ли равно под кого загримирован артист, который предваряет Паяцы, если бы Philippe Rouillon не налажал, а он спел не вот уж как образцово... Еще на связующее звено была назначена Сантуцца, возникшая в Паяцах среди народа с огромным животом, и, похоже, забывшая своего милого, но тк она не взяла положенных по ходу действия Сельской чести высоких нот и, хотя и дала образ яростной южанки, все эти достижения были смазаны отсутствием вокальных успехов.

Как и положено во всякой режопере, главным действующим лицом спектакля становится не пришей кобыле хвост - в данном случае мама Лючия, режиссер отдал ей завершить действо словами La commedia e finita.
К режоперным достижением отношу также звуковые эффекты, например, шаркающая метла во время исполнения Вступления к Cavalleria rusticana и добавленная музыка в исполнении аккордеона в стиле 50-х годов прошлого века. Эта музыка звучала перед началом и весь антракт, и каким-то образом сумела надоесть, п ч она все же плохо сочетается с той, написанной создателями обеих опер. После достаточно мощного надрыва финала Сельской чести, зачем-то притушенного равнодушным известием о гибели Туридду в исполнении Сантуццы, зал конечно начал мощно аплодировать, но действие как бы не закончилось и пошел аккордеон на весь антракт и для особо выносливых был показан закат в световом исполнении, а я не знал, что так будет, и отправился покурить.



На этом с режоперой всё. Надо отдать должное José Cura-Producer — в его постановке возобладала все же оперная режиссура хорошего качества и архитектура сцены, удобно решившая пространство для воплощения мизансцен. Т е в обоих спектаклях, достаточно густонаселенных, смены сцен происходили мгновенно вне зависимости от количества народа, в них участвующих. Каждый артист знал свой маневр и был, что называется, при деле, не выпадал из оперного действа и не простаивал.
Следует учесть, что все происходило не за столом, как мы в Москве любим, а на площади перед церковью в одном из районов Буэнос-Айреса, население которого в начале века составляли эмигранты из Италии, а сцена в театре Льежа небольшая, поэтому нужно было проявить недюжинное мастерство постановщика и дизайнера сцены, чтоб создать необходимую иллюзию. Спектакль идет примерно в том времени, которое обозначено в либретто и в нем есть некоторые детали, подчеркивающие время : костюмы, бродячая труппа Канио представляла собой цирк таким, каким он был в начале века — цирк уродов, декорация проработана в соответствии с фотографиями реального района того времени. Без сомнения, как режиссеру и оформителю, Куре удалось создать атмосферу, которая полностью убеждает публику, что на сцене реальная жизнь выходцев из Италии, а уж когда под музыку Интермеццо на сцене появилась пара, изображающая пластический этюд а-ля танго, сентиментальные европейцы похватались за руки и потеснее прижались друг к другу.



За музыкальную часть отвечал дирижер Paolo Arrivabeni и вот здесь конечно особо большими успехами валлонский театр погордиться не может. Очень слабый хор, а в этих операх эта часть ансамбля далеко не на последнем месте, ну и оркестр совсем не так хорош, как, например, немецкие оркестры в любом небольшом театре Германии.
Из общего состава солистов вокально выделялась украинское сопрано Софья Соловей-Недда. Все остальные были примерно одного уровня, который не смог сделать спектакль по-настоящему оперным. Это была отлично сделанная музыкальная драма, где драма превалировала.



Конечно все сказанное выше никаким образом не касается José Cura, он являлся хедлайнером во всех смыслах, а т к до его уровня не добрался никто, то имела место некая несоразмерность … если бы сам Кура не пел и выпустили бы артиста того же уровня, что и все остальные, не было бы такой шероховатости и несбалансированности исполнительского уровня в дуэтах, да и в целом по спектаклю. К сожалению после его ярко исполненных сольных фрагментов, хотелось, чтобы и развитие дальнейших оперных событий было хотя бы приблизительно на том же уровне. Но голоса уровня Куры дОроги, а Льеж не самый оперный город в мире, хотя по публике этого не скажешь, когда она наконец-то добралась до возможности поблагодарить артистов, была устроена большая овация. Ощущение полусемейной атмосферы театра усилилось когда объявили о дне рождения дирижера и тут все так слаженно заорали Happy Birthday, что мне подумалось, а где вы все были во время спектакля:-). По окончании, как я и предполагал, состоялся банкет, хотя довольно большое количество народа в этом небольшом городе хотели поблагодарить артистов лично, но человек от театра объяснил, что этого делать не следует – артисты будут расслабляться после премьеры.

Tags: José Cura, Liège—Opéra Royal de Wallonie, cavalleria rusticana, pagliacci
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments