dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Categories:

Tosca Arena di Verona 22.08.2012

Прекрасно понимая, что моя способность мотаться по местам для оперной элиты совершенно неприемлемым, отправился я все же в Český Krumlov, - как всегда на перекладных, - а перед этим ... стесняюсь даже сказать куда... Угадайте, на какой фестиваль ? В Верону, блин. Блин, п ч в Вероне пришлось упасть в объятия Люцифера - погодной аномалии, невиданной даже для этой, одной из самой жарких сковородок Европы.



Путь мой лежал, разумеется, через Вену; опять же, как я люблю - вылет в 5.45 утра:-). Старшая стюардесса Austrian Airlines по имени Сабрина, со стажем налету часов где-то 10 000, вышла в люди с микрофоном и сразу повеяло такими дорогими, такими любимыми 80-ми, и ТУ-104 - лучшим в мире самолетом; захотелось ее слушаться, не вскакивать после взлета, как все наши всегда делают, не позориться аплодисментами едва шасси коснутся земли и тд, т е вести себя дисциплинированно, с удовольствием кушать то берло и в том количестве, в каком его предлагают австрийские авиалинии.
В конце полета было жалко расставаться с Сабриной, и прощаясь, на чистом немецком я ей сказал Auf Wiedersehen в надежде на то, что этот фидерзейн состоится в какое-нибудь ближайшее время:-).


Очередной переход Дольчева через Альпы состоялся с помощью итальянской компании Air Dolomiti, которая осуществляла переправу больше часа, а от Вены о Вероны - к сведению - 560 км... Когда моя винтокрылая калоша села в Aeroporto di Verona-Villafranca известным также, как аэропорт имени Валерио Катулло - если кто знает, скажите кто этот мужик и чем он так знаменит, коль скоро его гордым именем назвали один из самых ебанистических портов мира, и я вышел, ясен перец, на поле, сразу же захотелось назад ... в Москву, на Северный полюс/Камчатку/Тундру - куда угодно, где нет бушующего Люцифера. Конечно есть люди, которым нравится обливаться потом, ощущать полуобморочное состояние, ходить с ошпаренной рожей ... Я не из таких.

Относительно без проблем удалось доехать на аэробусе до веронского вокзала Porta Nuovo, а дальше началось... Отель находился в отдалении от центра, - п ч в приближении к центру отели в Вероне выставляют т а к и е цены, - но обещал кондиционер (и слово свое сдержал); до него надо было еще добраться на одном из городских автобусов, которые совсем недавно поменяли свои номера. Предполагаю, что это делается специально и достаточно часто для того, чтобы держать в тонусе сволочных туристов, от которых жизни в городе практически нет - их в Вероне слишком много:-). Автобус довез меня конечно не до отеля (думаю, этот факт также связан с дрессировкой), а, как потом оказалось, за 5 остановок до него. Здесь прошу взять на заметку интересную особенность Вероны - улицы там обозначаются только в начале и в конце, и если ты случайно вляпался в середину, - то пиздец, - ты не знаешь где ты и кто ты. На мое счастье в Вероне живут люди разных национальностей и мне бог послал дедушку-албанца, который очень любит русские фильмы и даже немножко говорит по-нашему. Он ехал на велосипеде с рынка, вез 2 перца в корзинке на багажнике и он единственный из всех вокруг, находящихся на остановке Porta Vescovo, знал где находится отель Maxim, ради меня спешился с велосипеда и мы с ним, приятно беседуя при 50° жаре о красотах города Тирана и о том, что в Албании замечательно развивается туризм, через 25 мин добрели до отеля и расстались как добрые друзья. После чего я буквально на карачках вполз в контролируемый климат лобби отеля, в котором намеревался проживать. То, что хотелось спать, это было не главное - а вот что не хотелось выходить а улицу, это был вопрос почти гамлетовский - практически to be, or not to be...

Но через 6 ч меня ждала веронская Arena и хоть я уже видел там эту самую премьерую Тоску, не пойти на нее просто не мог. Кроме того, надо было прибарахлиться билетами на все три дня, которые я намеревался провести на Gradinata.





Героическая на самом деле затея. Единственное, что меня вдохновляло - артистам еще хуже. Конечно моей заднице было трудновате высидеть на раскаленной Арене на заранее заготовленном коврике из ашана, но, как я теперь окончательно оценил, главная прелесть амфитеатра - ледяное вино и на Кармен (на 3-й день) разносчики напитков меня встречали чуть ли не криками "Браво!":-)

Arena di Verona, раскаленная добела, конечно уже не та. Если вспомнить былые времена и ту же самую Тоску, когда амфитеатр был упакован с плотностью один кубический см тела на один см площади, то сегодня картина наблюдалась несколько иной : центральная градината кое-как заполнилась, боковины зияли проплешинами, а на партер без слез нельзя было взглянуть - дай бог половина каждого сектора показывала заполняемость, на всем остальном пространстве можно было спокойно рассматривать пустые пластиковые сиденья. Для градинат-публики это конечно хорошо - заранее не приходи, да и за три часа, как в былые времена, теперь не пускают, можно спокойно притопать в 8.30 и найти себе местечко.



Вполне с удовлетворением, с первых же тактов я понял, что звук на Арене снова живой - эксперимент для любителей оперного шоу с подзвучкой на какое-то время в Вероне приостановлен (по слухам, возмущения опероманов было беспредельным : люди готовы терпеть капризы погоды, звук как-будто в вате, что и имело место быть на Тоске из-за серьезных атмосферных аномалий, но требование живого голоса в веронском амфитеатре остается основополагающим). Не уверен насчет будущего аренного сезона, но сейчас там все так, как было сто лет назад.

Певцы с голосом Арены основная достопримечательность летнего фестиваля. Если говорить о Тоске, с уверенностью можно сказать о двух исполнителях, которые полностью соответствовали требованиям : Martina Serafin, - лучшая Тоска из всех, кого я слушал в последнее время и Александр Антоненко /Aleksandrs Antonenko/.







Martina Serafin - Aleksandrs Antonenko


Конечно их голоса звучали не так, как они звучат в акустических залах : тембрально наполнено, выпукло, с блеском. Для того, чтобы отоварить Арену надо к ней приспособиться, ну и помнить о всех тех великих, которые пели на ней и составили ее славу. Они смогли, а мы-то что ж... А для того, чтобы это действо стало настоящей Оперой, есть все входящие : великолепный оркестр, в котором каждый сезон идет серьезный отбор для того, чтобы укомплектовать его в надлежайшем объеме (там, на минуточку, пять арф), профессиональный хор, замечательно вымуштрованные статисты, абсолютно органичные в любой постановке и получающие удовольствие от собственного присутствия на этой великой сцене.

Alberto Mastromarino-Скарпиа по сравнению с Р.Раймонди имел несколько шутовское обличие : откуда-то взялся камзол с эполетами и сильно преувеличенный парик с хохлом, придававший ему вид гамбургского петуха. Сказать, что Мастромарино голос Арены нельзя; партию он озвучивает, но это стоит больших усилий и проталкивать голосом плотную жаркую атмосферу ему далеко не всегда удавалось.





Про режиссуру стоит сказать отдельно. Arena di Verona - единственное место, где осталась настоящая оперная Режиссура в полном соответствии с музыкой и либретто. Я фанат Hugo De Ana и его Tosca для меня эталон с того самого момента, как я увидел это фантастическое действо. Достаточно камерное произведение, которое, казалось бы, воспроизвести на большом пространстве невозможно, воспринимается здесь как масштабная эпопея; причем, вся лирика соблюдена и все нюансы отношений межу героями понятны, доступны и преподнесены публике без глупой патетики и дешевой сентиментальности. Описать все что происходит невозможно, это надо видеть и в этом надо принимать участие, поджариваясь на горячих ступеньках градинаты:-). Этот спектакль транслировал наш культурный канал и я еще тогда говорил видео-картинка не дает и малой толики впечатления, не научились пока операторы передавать всей грандиозности и всех тонкостей таких постановок. Нельзя объять необъятное, - как говорил Козьма Прутков. Зато можно посетить Верону в адскую жару и забыть о ней на момент от начала и до конца спектакля:-).



Пушки из "Тоски" на следующий день перед Ареной


Перед началом спектакля я раза 2 обошел Арену вокруг в поисках артистического выхода, который раньше был принципиально сзади сцены - кто знает - там где небольшая кафешка - и было оч приятно, попивая винцо, наблюдать за теми кто вышел. Теперь Арена оттяпала себе практически все заднее пространство этой небольшой площади, а артистический выход перенесли на левую сторону, чтобы исполнители, выходя из амфитеатра, упирались прямиком в будку скорой помощи.

Италия вообще отличается спектаклями после спектакля и Арена, разумеется, имеет несколько своих приколов. Главный прикол сыр Carlo - клакер со стажем работы на Арене уж никак не менее 40 лет:-). Тоской дирижировал Марко Армилиато и на каждый его выход очень специфическим клакерским голосом Карло орал "Браво, Маэстро!", аплодисменты начинались всегда из одного места и иногда сопровождались поименкой (ну это понятно как делается... заплати и тебя выкрикнут). Но помощь на подсыре от Карло(са) была просто неоценимая - он выкрикивал фамилию каждого кто выходил и при этом называл роль, в которой исполнитель выступал на сцене. Т е таких проблем, чему я был свидетелем однажды в Covent Garden, когда в каждой выходившей женщине искали Светлу Василёву и пытались брать автографы:-), в Вероне практически не может быть - Карлос все расскажет и даже те дамы, которые спокойно шли из туалета могут быть схвачены им, подведены к артисту и вольно / не вольно начнут лепетать какие-то приятные слова.

Я конечно поджидал Антоненко... Но не дождался... Ворота закрыли. Мартина Серафин со всеми сфотографировалась. Всем поулыбалась. Надарила фоток. И пошла, сопровождаемая некоей группой людей, в сторону питален. Ну и я пошел ... на стоянку такси, не подозревая, что на самом деле это был еще далеко не конец. Те, кто были в Вероне, отлично знают вереницу кафе слева на Piazza Bra,



вот там по окончании спектакля полный аншлаг, и мне таки пришлось вернуться к этим кафе, п ч оттуда раздавались вопли "Brava" и выкрики Карлоса типа Тоска идет, Вива Пуччини. Я, разумеется, галопом  - как же так, Тоска идет и без меня:-), а там несколько сопровождающих несли заранее распечатанные на принтере бумажки с фамилией (завтра напишу про Турандот и покажу процесс:-) ) и в каждом кафе представляли. Народ вопил, главными заводилами были официанты, которые спокойно могли бы работать штатными клакерами, а Тоска торжественно шла, раскланивалпсь и, по-моему, ей все это оч нравилось. Век живи - век учись. Такого я себе даже представить не мог. Но сразу же оговорюсь, похоже, далеко не все в восторге от такой затеи и, предполагаю, что Антоненко смылся через другой выход, чтобы ему не орали Каварадосси идет. Пока Тоcка обходила все кафе, я уже засел в мотор и через 7 мин был уже в холодненьком номерочке, и мои белые шорты еще имели достаточно пристойный вид.:-)
Tags: arena di verona, tosca
Subscribe

Posts from This Journal “tosca” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments

Posts from This Journal “tosca” Tag