dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Categories:

Tosca Wiener Staatsoper 19.03.2012

Т к 19 января я был в Вене, то билетом на 19 марта на Tosca в Wiener Staatsoper запасся заранее. Оставалось только перелететь из Цюриха в Вену опять в битком набитом самолете и с этой задачей я легко справился.

Тоска - первый спектакль, который José Cura спел 18 лет тому назад в Вене и так и продолжает по сю пору - раз в 2-3 года обязательно поет Каварадосси (не знаю, правда, как дальше будет, п ч у нынешнего интенданта другие любимые исполнители и на будущий год в роли Тоске наверняка выступит его любимчик Alagna).



Основной интерес публики и прессы был связан с первым выступлением на сцене Staatsoper в заглавной партии Nina Stemme-Meisterin aller facher, как перевел google - чемпион всех времен.:-) Но я все же предполагаю - мастер всех направлений оперного искусства, читай, специалист широкого профиля:-). И, действительно, ознакомившись с тем, чего Stemme в своей жизни не попела, я был несколько ошарашен : тут и Маргарита с Мими и Брунгильда с Изольдой, и Татьяна с Катериной Измайловой, и Графиня Альмавива с Розалиндой, и много еще чего типа Аиды и Р.Штрауса... Когда только успела все это спеть... А главное - где.:-) До моего знакомства с ней, Стемме уже побывала в городе на Неве и вызвала ажиотаж среди разбирающейся в голосах публики. Там она пела Вагнера. Этот композитор писал немножко другую музыку, чем Пуччини, который конечно предполагает стенобитность, мощь, напор звукоизвлечения, но и лирическими фрагментами его оперы не обделены и не интересными по тембру вагнеровскими голосами Пуччини все же петь не рекомендуется.



В Вене с Тоской мне повезло только один раз и была это Мария Гулегина, которую к этому времени я уже списал со счетов, а она тогда выдала грандиозный спектакль и по вокалу и по успеху.
С этих незабываемых позиций я и попытался присмотреться и прислушаться к Майстерине Stemme и борьбу за первенство в моих воспоминаниях она проиграла начисто.
К сожалению певица мало что предстаавляет собой как актриса, а Тоска без драматизма состояться не может. Вроде бы и к внешности не придерешься и смотрелась она исключительно хорошо во всех нарядах этого замечательного исторического спектакля, но от Стемме веяло полным равнодушием к тому, что происходит на сцене, она отыгрывала все положенные мизансцены, не вдыхая в них свое собственное отношение.
С голосом тоже далеко не все гладко в этой партии. Да, он большой, мощный и объемный, пробивной, но в нем нет настоящего шика драматического сопрано : он не экспрессивен, плохо окрашен и легкое качание в начале, - которое нисколько не мешало, а даже придавало какую-то особенность этому в голосу, - в знаменитой Vissi d'arte, где солистка хотела блеснуть длинным дыханием, сыграло со Стемме злую шутку - к концу она стала просто булькать на подобие кипящей воды. Арию практически завалила и для певицы такого масштаба такие пердимонокли совершенно не к лицу.
Даже Асмик Папян, которая не ровно провела весь спектакль, Молитву все же спела.
Мне показалось, что публика Штаатсопер вместе со мной пришла в недоумение, п ч обычно Vissi d'arte идет на Ура и орут как зарезанные, а здесь это был всего лишь вежливый прием и 2-3 Brava. И к вопросу о БУ - вот здесь спокойно можно было бы крикнуть, п ч исполнение никуда не годное. Однако, ничего такого не случилось.
В последнем действие кинжал вонзила она практически провизжала и До далось на пределе. А во всех лирических моментах Стемме звучала по простецки и маловыразительно.
Т е, не всякий вагнерист споет хорошо il verismo и каждому овощу свое время и место. Хотя, в конце певица получила свою порцию бурных оваций, но это же всегда так - выходит последней.



А опера прошла с бурным успехом благодаря мужиками, они на этот раз просто подобрались.
У меня теперь новый кумир - Marco Vratogna. Пел Скарпиа.



Обладатель приятного на слух баритона, что для такой партии как Скарпиа может и не есть хорошо:-). Роль всю практически пропел и такое на моей памяти впервые : не гавкал / не рявкал / не ширил звук / ни одной проходной нижней ноты - все озвучены и сама по себе манера исполнения оч привлекательная, четкая, настоящая итальянская. И вот уж у кого более чем достаточно было драматизма в игре. Причем, без всякого намека на кривляние, корченье рож и всю ту дешевую атрибутику, которую слишкой часто употреляют многочисленные исполнители этой партии. У Vratogna Скарпиа получился выписанным в стиле изображемой эпохи от а до я.
И тоже успех у публики имел оч хороший; он бы и больше получил, если бы не сидел до окончания 3 акта.

К этому сезону немножко подновили сам спектакль, стало посветлее в последнем действии и Палаццо теперь светят намного лучше. Подновили костюмчики - у José Cura новые штанишки и сюртук, поистрепались видать за 18 лет, а скорей всего натянуть уже не может.:-)
В этом спектакле Кура был заметно сдержанней, чем с Папян и, тем более, с Гулегиной : в церкви никаких заигрываний, все серьезно; в 3 акте как-то тоже особо не миловались; да и Вратонья к выдающейся Брунгильде не очень-то приставал, - т е, приснопамятного заваливания на кушетку в исполнении дядиРудега здесь не случилось - попытки к изнасилованию прошли целомудренно:-).
А т к партнерша была холодна, как нос здоровой собаки, мужичкам ничего не оставалось, как добирать вокалом в своих сольных фрагментах. И Кура добрал (кто бы в этом сомневался). Блестяще спел обе арии, заферматил Викторию так, что стены дрожали и сыграл как полагается и конечно имел всё, что он должен иметь и походу спектакля и по окончания его : после каждого действия по 2 раза за занавес, в конце 2 раза соло поклон и вообще принимали замечательно.
Спектакль получился праздничным и поэтому у меня язык не поворачивается сказать без Тоски нет Тоски - Тоска была более чем среднего уровня, однако вечер превосходнейшим образом состоялся.



Состоялся и подсыр, который меня интересовал с моей не тривиальной точки зрения:-).
Как хорошо - никакого орднунга. Т е не нашлось соплиста, который бы оплатил двоих ливрейных, делавших бы пуск и выпуск при проходе к телу (а народу было заметно побольше, чем на Фаусте с Кауфманном). И как всегда свалка:-) : бабушки, которые хотят любоваться на предмет и не отходят никуда, опять пачки фотографий и ноу-хау - 10 программок одна подписывала. Через некоторое время подтянулась Стемме и тоже получила свою толику зрительской любви.



Я, собственно, в свалку не лез - я туда никогда не лезу, п ч в конце концов артисты все равно выйдут на улицу и, тем более, мне удалось схватить на излете Вратонью - он оказался таким лощеным gentleman, с голой, как коленка, головой и в ладно пригнанном пальто, оч элегантный мужичок - и всегда выбираю наблюдательный пункт за дверью с решеточкой (там многие выбирают этот пункт).
И вдруг, рядом со мной оказался предмет до боли знакомый, от него просто запахло Москвой... Это были сложенные вместе две балетные пачки, черная и белая. У меня как-будто рефлекс сработал - Одетта-Одиллия. Да, - ответила хозяйка обмундирования, которая в этот момент вышла из Оперы и видимо решила потаращиться через решеточку из-за кого на подсыре такой ажиотаж. Мы поболтали только чуть-чуть (это даже и болтовней нельзя назвать и, сдается мне, что это была Ольга Есина). Наши балетные везде, - с гордостью за страну подумал я и пошел заниматься своим прямым делом - сырить José Cura.:-)



А т к подойти к нему надо было с каким-то делом, а программку мне подписывать не оч хотелось, то пришлось попросить фотографию и теперь у меня их 4 уже есть.:-) Дальше уже можно было спокойно фоткать, не обращая внимание на япошат, которые просто развешивались гирляндами вокруг предмета.

Все хорошее когда-нибудь заканчивается и этот настоящий венский подсырник прибыл к своему финалу. Знаю, из наших есть еще люди, которые собираются на такую Тоску, т ч может быть кто-нибудь что-нибудь еще и расскажет... А вдруг Nina Stemme запела настоящим драмсопрано ... :-)
Tags: José Cura, tosca, wiener staatsoper
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments