dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Categories:

Don Carlo Opernhaus Zürich 18.03.2012

Перелет Berlin - Zürich меня огорчил - обещанный Embraer не подали. Подали здоровенный А321, так и в нем меня усадили принципиально около параши и даже перебежка не удалась, п ч все места были заняты. И в связи с этим у меня вопрос к уважаемой публике - куда все едут в 10 утра в воскресенье из Берлина в Цюрих ...
Ну, да ладно, главное я знал куда еду, а ехал я попрощаться с Цюрихом, бросить монетку в Zürichsee, пожать лапу лебедю, ну и в Оперу сходить, тем более обещали неплохую - Don Carlo, которую, как в знаменитой песне, - в этом сезоне поем о Робинзоне, в этом сезоне поставили везде. Opernhaus Zürich подтянулась тоже. [У них, правда, была постановка 12 лет назад, но она в последнее время не шла, вот решили подновить].



Составчик пообещали хороший и дирижера именитого - ZUBIN MEHTA.
Видимо предполагалось, что он сумеет вдохнуть какую-то особую жизнь и особый смысл в этом году в это чудовищно заезженное произведение.
Вдохнул... Да так, что основное мое удовольствие заключалось в том, что спектакль был дневной [начинался в 3 ч - закончился в начале 8 - шел с одним антрактом, но с лесом Fontainebleau и первое отделение продолжалось 2.20]. Похоже постановщики опер решили брать публику измором, но мы не сдались, тем более, что мой дешевенький билет оказался на такой высокий стульчик, что вставать даже и не приходилось. Единственный недостаток - на нем постоянно надо было держать равновесие, а может это было и достоинство, п ч если я всхрапну, то делаю это громко:-). А так приходилось собираться с мыслями и с силами, что пошло на пользу проведенному в Опере времени.:-)

Культовая фигура Zubin Mehta в этом спектакле совершенно не пришлась ко двору.
Я вообще никогда слышал как он дирижирует, но будучи человеком доверчивым, знал, что Мета - это и Maggio Musicale Fiorentino, и התזמורת הפילהרמונית הישראלית, наконец, это ярмарка тщеславия ввиде 3 теноров; это деньги, это успех и ... это возраст, к которому я после знакомства вживую с творчеством маэстро Alberto Zedda, отношусь уже не так забычарено.
А осторожное отношение к возрастным дирижерам оказывается никогда не помешает. Вот этот Don Carlo, как правдочка, подтвердил богатую и верную мысль : дирижерхозяин спектакля !
Оставляю за скобками наши оркестры, которых никто не может заставить не врать, например, или собрать их всех вместе для тутти, но вот в Цюрихе сидит в яме оркестр - ни один не слажал н и ч е г о, - но из ямы несло такой заплесневелой скукой, что я просто не узнал одну из своих любимых опер. Темпы конечно же стариковские; не то, что драйв, но хотя бы хоть что-то всколыхнула эта музыка. И вроде бы придраться не к чему - все правильно, а впечатление такое, что как-будто нет оркестра и сидишь ты в офисе при тихо включенном фоном магнитофоне и тебя совершенно не интересует что там бренчит. Как это удалось сделать дирижеру - не знаю, но это надо иметь талант равнодушия (или бездушия...)

Может быть это была действительно иллюстрация режиссерской задумки сделать спектакль в стиле классической оперы :
· во-первых, полная версия [совершенно невыносимая];
·
во-вторых, костюмы, к которым просто невозможно придраться, сделанные именно так, как я всегда мечтал - современные материалы, и практически дизайнерские изыски на тему костюмов, соответствующих эпохи.

Сейчас внешний вид оперных исполнителей позволяет одевать их как угодно - смотрелись роскошно :
·  Anja Harteros, просто королевишна натуральная;
·  Vesselina Kasarova, в безупречно пригнанном платье и в замечательной прическе, тоже дива;
·  я уж не говорю про Маркиза ди Позу - красавец;
·  НЕкрасавец Fabio Sartori, - понятное дело, - ну дык, а кто сказал, что Дон Карос красавец, он вообще-то немножко даунито был.:-)

Но сама режиссура вступила в плотный альянс с музыкой, истекающей из под палочки знаменитого маэстро. Каждая картина сопровождалась закрытием занавеса, даже если все перемены на сцене были связаны с прибавлением одного человека или уносом стула. А т к картин в Доне Карлосе много, то к концу я уже обалдел от вида этого то закрывающегося / то раскрывающегося занавеса. А если учесть, что почти все время была ночь, - а дизайн сцены был решен в модном нынче ширмовом оформлении : ширмы приезжали-уезжали и все они были черные, и когда нужно было по действию на заднике торчало небо, усеянное звездочками, что необыкновенно опошляло картинку - то и иллюстрацией классического спектакля прежних лет это произведение назвать тоже было нельзя. Что получилось, то получилось. На самом деле ничего хорошего...

Примерно к середине Фонтенбло стало понятным, что надеятся можно только на голоса, даже не на драмигру, п ч классическая иллюстрация не предполагает больших телодвижений и вообще движения. Поэтому я сосредоточился на вокале.

Хедлайнер оперы Дон Карлос в исполнении FABIO SARTORI был какой-то не совсем хедлайнерский, при том, что спел прилично, но похуже, чем когда я его слушал в Schiller Theater. Крепкий спинто, имеющий необходимую теноровую звонкость и резкость, хорошего объема голос; немножко не хватало чистоты звучания, но видимо болезнь сыграла, т к накануне он заменялся. ОбразА никакие не создавал, п ч в этом спектакле их не создавал никто : красиво одетые люди выходили, становились рядом в дуэтах [упаси боже, никто не обнимался / не целовался, по грудЯм никто не шарил / ноги не раздвигал и соотвественно никто никого ни на какие столы не заваливал] и пели, не глядя друг на друга, а все больше на дирижера.

Моя любимица ANJA HARTEROS ну очень хороша и красива; тоненькая, с забранными волосами, натянутая, как струна, меланхолически бродила по сцене и меланхолически пела свою партию, иногда, правда, проговаривая иные места. Было впечатление, что ей как-то лениво все это распевать, поэтому на протяжении почти всего спектакля она не сильно затрудняла себя выразительностью. Сдается мне, что я не первый это говорю, но вот так она сделала Елизавету. Арию спела как ученица консерватории, не эмоционально, вначале, так и вовсе, просто отрабатывала номер, но потом поддала звука, и чуть-чуть полыхнуло Анией Хартерос:-), той самой, которую я так полюбил в Дездемоне.



Мне показалось, что неудачно прозвучали 2 дуэта : первый, Io vengo a domandar grazia alla mia Regina,
один из любмых, почему-то оказался ужасно длинным,а заключительный они просто мурлыкали как котята, Елизавете даже не удалось забить Карлоса в кульминации, да и вообще за весь спектакл ни одной кульминации не было. Что говорить про 2-х главных героев, когда Auto de Fe прошло ровно как душеньки-подруженьки в саду у Лариных и что вообще впервые на моей памяти - оч спокойно прошел дуэт Позы и Карлоса, причем Сартори и Massimo Cavalletti сливались идеально, и оркестр вроде был при них вполне в мазу, однако, в итоге результат оказался нулевым, зал еле-еле поаплодировал. Так не бывает ! - подумал я ... оказалось, бывает и не где-нибудь, а в Цюрихе; может быть этот театр увядает, от него начало пахнуть мертвечиной...



Про Matti Salminen и Alfred Muff опускаю. Хотя, про Салминена думал будет хуже. Вышло ничего и можно даже сказать знаменитую фразу - для своего возраста он поет хорошо. :-)


VESSELINA KASAROVA, огребшая в свой репертуар 54-ю по счету партию, как всегда показала неординарное и оч яркое исполнение в соответствии с возможностями своего голоса.. Разумеется, у нее здорово получилась Canzone del Velo, в чем, собственно, никто и не сомневался, - все украшения были пропеты абсолютно точно и быстро, и, пожалуй, это был единственный фрагмент, который шел в нормальном привычном для уха современной публики темпе.





Про O don fatale такого сказать нельзя... тут ей конечно пришлось потруднее : и наверх забираться, и не задохнуться. Но, в общем и целом, исполнение Казаровой получилось интересным.
Её конечно наверняка разругали, что это не привычно, что так это не поется, но на то она и Vesselina Kasarova - у нее все поперек канонов, она этакий философ от музыки. Голос несомненно позволяет ей петь эту партию, хотелось бы побольше и пожирнее низов, но ...



В конце, висидевшая 4 часа публика, устроила овацию исполнителям. Правда, дирижеру как-то сквозь зубы. Самый большой успех неожиданно оказался у ди Позы, который и на самом деле пел здорово, у MASSIMO CAVALETTI великолепная сценическая внешность и он единственный, кто свой самый знаменитый кусок провел вполне драматически по ударному. По жизни, на подсырнике, Кавалетти оказался мордастым парнем с довольно таки простецкой внешностью и вот это тот случай, когда сцена улучшает внешние данные, и такое намного лучше, чем когда наоборот.:-)





Подсыр для Цюриха был знатный, собралось nn-ое количество людишек, трясли всех по очереди (только Мету пропустили, не приласкав, но его наверное приласкает пресса). Ну и я тоже подсуетился. Не удалось дождаться только Сартори, он наверное пошел на essen в местную столовку, а кушает он видимо хорошо.
В это время в Цюрихе уже стемнело и все лебеди разбежались кто куда, т ч прощание славянки не случилось и я уже задумался, а не придется ли мне еще разок туда съездить ... И монетку я не бросил ...
Tags: Opernhaus Zürich, don carlo, vesselina kasarova
Subscribe

Posts from This Journal “don carlo” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments