dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Categories:

Faust Wiener Staatsoper 10.02.2012

Оперные каникулы закончились - начались Weekend(ы).
Поддавшись всеобщей kaufmannомании и обратив внимание на Charles-Francois Gounod Faust, в пятницу я сел на Аэрофлот и полетел в Вену.



Не без трЭпетного волнения, п ч билеты в онлайн хоть и постоянно подбрасывали, но по каким-то полоумным ценам, а насчет стоячки меня трясла лихоманка - а вдруг это будет как на Анне Нетребко и на ВаХнере : припрешься где-нибудь в обед к Опере, а там уже человек 300 стоит и интендант Dominique Meyer их отпИвает кофием и кормит бутерами, а мне, Дольчеву, мать твою, и местечко не найдется в этом замечательном зале.
На деле все оказалось намного благопристойней, а именно, как всегда : на Stehplatz никого не было, а в EMI передо мной просто раскинули скатерть-самобранку - билеты всех ценовых поясов. Я выбрал наименее ущербный для моего кошелька за € 20 и снова отправился на Stehplatz, теперь уже просто из спортивного интереса. Опять н и к о г о и даже не было того японца со своим стульчиком и сумкой с дисками, который потряс меня в свое время тем, что сидел около двери уже в час дня.

Зато перестав волноваться за свою вечернюю судьбу, я внимательно присмотрелся к развешенным объявлениям... Одно из них меня тронуло - оказывается у Staatsoper есть друзья, это прям как у балета Большого театра; у них даже своя Бахра или, попросту говоря, место для сборищ; и там намечалась встреча - разговор с ! художником :-) ... Rolando Villazón. А рядом висела афиша L'elisir d'amore с его участием, на который, кстати, все билеты проданы под корешок, но это опять не мешает комиссионерам EMI иметь всю палитру мест и на этот спектакль тоже. И так мне захотелось на Любовный напиток .., п ч там еще висел портрет главного героя, похожего на пуделя с лицом дауна.:-) Но к сожалению в ближайшее время это вряд ли, хотя задумки есть - я полюбил ездить не на своё, похоже переступив какую-то черту, - хочу понять отчего это все с ума сходят ..?:-)

Но для таких вот познавательных поездок выбирать надо все же более удобоваримое время, п ч моя дорогая Вена выглядела как убитый холодом город. Умолчу об их милой манере густо посыпать тротуары гравием, якобы для того, чтобы люди не убивались во время снегопада. Снегопада давно нет и поэтому сейчас улицы Вены смахивают на проселочную дорогу. Ходить трудно. Кроме того, также, как и наши ЖКХашники, они еще каким-то своим дерьмом улицы орошают и все это на подошвах затаскивается в метро/кафе/театры, полы в которых теперь все в безобразных разводах ; о европейском виде даже и не мечтают трамваи/автобусы и прочая транспортная нечисть; автомобили, находящиеся в личном пользованиии, тоже приятного впечатления не производят.
Хорошо быть европейцем, когда всю зиму + 5. Но все кардинально меняется при погодных условиях, слегка приближенных к тем, которые имеют место быть у нас слишком часто. В Мск хоть в метро тепло и чисто, а у них и там собачий холод на перронах и, извините, вплоть до риголетто и блевонтины в исполнении замерзаюших горожан.:-)


Опера Фауст, как известно, опера французская, а значит длинная и тут мой заранее купленный билетик просто сыграл в десятку, п ч в такой интерпретации я бы ее не выстоял ни за какие вишневые апфельштруделя:-). Но на всякий случай перед спектаклем поинтерсовался насчет Stehplatz - ровно 18.30 билеты были. Правда, партер ушел, а верхотура так и не продалась. Т ч, ребят, кто бы ни пел - кауфманны / виллазоны - при желании попадете на всё.
На самом деле интерес публики к Фаусту подогревался одной единственной фамилией.



Ну... как сумел, так и подогрел... И ни при каких условиях этот спектакль событием не назовешь.
Сама постановка абсолютно неитересная. Очень напомнила Отелло. Малоподвижная. Невыразительная. В основном сером цвете. С примитивными декорациями, если их можно так назвать с большим натягом. В общем, проходняк. Особенно грустно стало, когда Мефистофель превращал Фауста в молодого человека, раскинув руки и прикрыв его плащом, а тот тем времнем за занавеской переодевался - примитив примитивыч. Если так, то лучше концертное исполнение и это я авторитетно заявляю, п ч слушал концертного Фауста в Gran Teatre del Liceu - прекрасно прошло и намного веселее того, что показывала Wiener Staatsoper.

В настоящий момент по прежнему сверкает и блещет оркестр и хор Штаатсопер. Но к сожалению не они одни делают performance.
В этот вечер никто из исполнителей не заменился и поводу многих могу сказать с уверенностью - а жаль. Все моржовые партии в исполнении солистов ансамбля WS не годились никуда. Это еще надо найти таких Зибелей, Март... И основные солисты тоже не шибко первостатейные, конечно это не касается живой легенды мировой оперы, благодаря которому любой спектакль для некоторых становится событием:-)

Jonas Kaufmann в настоящий момент позиционируется как лирический тенор № 1 в мире.
Репертуар его не оч понятен для тех, кто увлекается лириками.
Еще более он непонятен для тех, кто увлекается spinto-тенорами.
Тогда, вспомнив Лаури-Вольпи, будем считать, что голос Jonas Kaufmann не имеет параллелей и принадлежности к какому бы то ни было разряду тенорального тембра - тенор и все тут.:-) Я бы со своей стороны добавил - с ограниченными возможностями.

Не собираюсь разбирать его голос по исполняемым фрагментам, но на протяжении всего спектакля ни одной верхней ноты не прозвучало чисто. У Кауфманна фирменный сип наверху, и даже если ему удается хорошо встать на ноту, он обязательно в конце засипит на ней. Отдельная песня - Salute! demeure chaste et pure - оно конечно можно петь вполголоса знаменитую арию, но только делается такое на Liderabend(ах), а не в оперных спектаклях. Однако, такая манера основной исполнительский прикол Кауфманна, он много чего поет не по-оперному, а именно по-песенному. А если учесть, что голос довольно таки расплывчатый и плохо сфокусированный, то много чего из исполняемого материала просто не слышно. Попытки дать чувственность тихим пением могут позволить себе вокалисты с богатыми голосами, которые в состоянии тембрально окрасить свое piano. А у Кауфманна пиано такое же плоское, как и forte + на форте он иногда увлекается открытым звуком, при том, что его атаки все равно плоховато пробивают оркестр. Низы тоже как-то не выглядят низами, не имеют своей интересной окраски и воспринимаются монотонно, впрочем, как и весь вокал (это не я первый говорю / это общее место). Считается, что основным достоинством томного ваХнериста является длинного Legato и хорошо упакованная середина, но при этом тембр никуда не годится - в нем нет теноровой красоты, блеска, яркости, он никогда не заиграет как брызги шампанского.

С точки зрения драматической игры в этом спектакле никаких свершений не произошло. Основная коронка Кауфманна ощупывание бюста партнерши в особо чувственных местах лично на меня впечатления не произвела, но если кому-то нравится, я не против:-). В Прологе все было куда ни шло, но на молодого человека, ошарашенного любовью, взваливший на себя обязанности тенора №1, никак не тянул. У него усталый вид замученного оперой вокалиста и слишком многие моменты он просто отрабатывал с пустыми глазами.

Успех имел хороший. Но, как ни странно, Adrian Eröd имел такой же, а то и поболее.
Inva Mula, которую в свое время тоже навязывали как звезду первой величины и которая сейчас превратилась в ординарное и абсолютно не ровное сопрано, да к тому же по слухам находящееся на 7 месяце беременности, что по отношению к либретту вполне в тему, аплодировали не меньше, и, честно говоря, я не понял за что...

Вызывали достаточно много, но при включенном свете артисты были готовы кланяться без конца своим немногочисленным оставшимся в зале поклонникам.



Jonas Kaufmann - Inva Mula - Albert Dohmen


Обычно в такой ситуации исполнители машут ручками публике и народ понимает - Alles. А тут похоже была сверхзадача - считали вызовы !. Вначале мне эта мысль не показалась правильной, но как только я дошел до подсыра, все встало на свои места : звезда прогнула некогда знаменитую венскую оперную демократию под себя.


Highlights - Das Kulturmagazin auf ATV.at

На служебке разворачивалась чудесная картина - на 15-ти градусном морозе стояло человек 30-40, желающих посмотреть на живых. Все они прекрасно поместились бы внутри подсырного помещения, но не тут то было... В дверях стояла девушка в ливрее и никого не пускала. Зальчик для подсыра был оформлен так, как удобно звезде и в это священное место и близко не подпускали ни одного человека из остальных исполнителей. В связи с этим основное количество певцов, видимо зная о жестком ordnung, утекло через другой подъезд. Похоже, на первых спектаклях так делала и Инва Мула. Но в завершающей стадии звезда решила позволить ей вкусить прелесть возможности общения с публикой и приласила на автографparty,




что было совершенно напрасно, п ч она сидела как оплеванная.

Адриан Эрёд такой чести не удостоился и был вынужден давать автографы на улице.



На меня это всё произвело удручающее впечатление... Народу на подсырнике бывало и намного больше, - это я как живой свидетель говорю, - но никаких идиотизмов с ограничениями никто себе не позволял. Субординацию вокалисты в Wiener Staatsoper понимают и никто из ансамбля никогда не сядет за стол, кроме конечно Новиковой, но она девушка особенная и всегда впереди паровоза. Никто бы ни сел к Кауфманну за стол и совершенно не надо было оплачивать аж 2-х людей в ливреях (там был еще один господин в роли лакея-выпроваживающего), п ч, вы понимаете, что за бесплатно никто не станет оставаться после работы, чтобы устроить приятный вечер выдающемуся певцу.
Может быть что-то такое и можно было бы сделать, если бы вся Karajan-Platz была запружена, и если бы это была теплая июньская ночь, но устраивать вакханалию для небольшого количества людей, большая часть которых говорила по-русски - а весь подсырник с момента выхода тела занял 15 минут - это, во-первых, не уважение к публике и к людям, которые пришли; а, во-вторых, форменное хамство по отношению к своим же коллегам-артистам.

Не знаю, как проходит подсыр у Нетребко или у того же Вилазона, но подозреваю, что до такой глупости они не додумались. А у Кауфманна сейчас отыгрываются комплексы певца, который 12 лет трудился честным тенором и никто его не знал, не ждал и автографов не просил. Сегодня он просто упивается своим наипервейшим положением, готов остановить мгновение, п ч оно прекрасно. Всё это мило в исполнении молодых людей, а к Кауфманну наконец-то пришла слава в среднем возрасте и в сочетании со всем известным кризисом этого возраста получился такой забавный гибрид в такой вот форме, не соответствующей содержанию.
Tags: faust, wiener staatsoper
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments