dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Otello Opernhaus Zürich 01.01.2012

И заканчивая празднование европейского Нового года, отчитываюсь о посещении 1-ого января 2012 г. замечательного спектакля Отелло в Opernhaus Zürich

Т к новогодняя поездка была задумана давно и тогда еще в афише стоял Peter Seiffert, билет я купил самый наидешевый - чего там рассматриивать-то кроме Barbara Frittoli, а постановку к этому времени я уже изучил. Где-то за месяц Зайферт окончательно пошел в отказ и на горизонте нарисовался, чтобы там недоброжелатели не рассказывали:-), один из самых лучших дуэтов всех времен и народов для этой оперы.



Я в очередной раз сам себе поаплодировал и в первый день нового года, предварительно хорошенечко отдохнув после непростых праздников, отправился на гостичном shuttle в City Center, который к этому времени совершенно вымер. Дождь уже прекратился и погода стояла славная, однако местные видимо начали готовиться к трудовым будням : зашторились, затаились и тд.. Только несколько пар албанских сепаратистов:-) с колясками, в которых сидели их детки, прошмыгнули мимо.

В minivan у меня состоялся занимательный разговор с водителем, если так можно его назвать, п ч он шел на английском, а, стало быть, преимущественно на пальцах, тем более, что водитель по происхождению оказался индусом:-).
Сначала он меня спросил

- Москва, большой город ?
- Большой, - сказал я.
Он немножко подумал и сообщил мне по секрету
- Ваш Путин не демократ.
Я не стал спорить. Хотя мог его отбрить и спросить, - а ваш Рабиндранат Тагор ?:-)

Водила еще немножко подумал и выдал коронное западное - как ему нас жалко и как мы в Мск без демократии живем... Я было попытался возразить словом нормально, но этого Остапа без челмы понесло как райнбахский водопад во время таяния снегов в Альпах. В итоге он разгулялся до такой степени, что начал рисовать схему как мне обратно в отель возвращаться подешевле, т к по его соображению из-за отсутствия демократии у всех русских с головой непорядок, а уж денег-то и вовсе нет. Я теперь с нетерпением жду когда специально для нас несчастных в городах Европы устроят скидки на проездные билеты и желательно под ноль. Жалеть-то они жалеть, а как зайцев поедешь - сразу же CHF 100 плати. Знаем мы ихнюю демократию:-).


На самом деле как им это все быстро так воткнули в голову... Хотя, с другой стороны, один раз я там врубил телевизор - все страны празднуют, у всех лица такие светлые, добрые и только когда про Мск рассказывают обязательно показывают какие-то рожЫ, мат про Путина и толпы хмурых людей. При такой подаче что им остается думать... Остается только радоваться, что в таких тяжелейших условиях и при полном отсутствии демократии Россия таки смогла подарить миру Анну Нетребко:-).


Я немножко пофотографировал вечерний Zürich в более-менее приличных погодных условиях. Получилось нездорово. Осенно темно. Сиял только один отель, и то по личной инициативе себя украсивший, и парочка личных балконов.

быстротекущий Limmat


Bahnhofstrasse




Всё. Опера сияла ровно так, как всегда сияет - никак.



Это вам не наш театр, который из космоса видно как он сверкает. Но народ в потемках брел активно и потом, как оказалось в театре, слышалась русская речь, причем, без мата, как это частенько теперь случается в Wiener Staatsoper. Предполагаю, что это лыжники на некоторое время задержались в Цюрихе, чтоб посетить знаменитый оперный дом.:-)

В Отелло были заняты все те же, кроме Barbara Frittoli.
И произошла аварийная замена - маэстро Daniele Gatti то ли заболел, то ли не прилетел. Я ничего не понял что говорил местная Катя Новикова в парадном костюме по этому поводу, но за пульт встал маэстро Massimo Zanetti. И мне этот вариант ну очень понравился. Как-будто бы морщины разгладились на челе партитуры Верди - столько добавилось красок и каждое действие по музыке выстроилось как законченная картина с оч точными доминантами и с превосходно прописанными лирическими моментами.

Понятно, что José Cura и Barbara Frittoli дуэт пели столько раз, что разбуди их ночью на разных полюсах, и они мгновенно споются, но в этом спектакле они были настолько гармоничны, да к тому же оркестр буквально носил их на руках, что публика купалась в этой роскоши двух замечательных голосов.

По второму разу, по крайней мере у меня, совершенно спокойно получилось отодвинуть всю ту глупость, которую наворотил Graham Vick. Да и артисты уже немножко отошли от всех режиссерских задумок и стали играть так, как они себе сами представляют.
И в костюмах были изменения : Фриттоли ни разу не вышла в головном уборе, хеджаб тоже не надела; а Кура, плюнув на всё, не стал надевать тюбетейку:-).
Единственный, кто точно следовал всему тому, что поставил режисссер был Thomas Hampson. Он играл просто как под копирку. И играл хорошо. Если бы он еще пел так, как он играет... От его воспитанного голоса в настоящий момент не оталось ничего. Для Яго это не криминально, его почти всегда рассказывают, а не поют.

Thomas Hampson


В этот раз еще лучше прозвучал Стефан Поп /Stefan Pop/, как мне показалось, оч интересный и многообещающий тенор.

Если в пении José Cura никаких особых перемен нет, кроме того, что он перестал гнусавить по сравнению с тем, как это было в первых его Отелло и теперь практически поет эту партию как 2-мя пальцами щелкает, и никаких проблем для исполнения не предвидится в ближайшее время - это его дело,

 

то у Barbara Frittoli изменения в голосе есть. Он потяжелел и поэтому понятны пробы Тоски и все остальные запросы на более жесткий репертуар и, на мой вкус, часть своей прелести потерял. Но ее музыкальность, органичность, бесподобная фразировка до сих пор оставляют ее в топе на одном из самых первых мест (это я прям, как венский критик, выдаю на-гора, который написал после Бокканегры, что Доминго молодой и свежий, а Фриттоли, несмотря на возраст, все еще поет неплохо:-)).
Еще немножко клюну за деланные и весьма акцентированные низы в Дездемоне (в какой-нибудь другой партии может быть это все и не так). Все остальное практически безупречно. Конечно же legato, длинное дыхание, красивое mezzo voce, острота звука в ансамбле в 3 д. - все при ней.



А уж как они обыграли эту несчастную историю и до какого состояния довели публику, если по окончании спектакля занавес медленно и долго опускался в гробовой тишине; занавес опустился, а гробовая тишина продолжалась... У меня хватило времени подумать на тему они все сейчас все встанут и разойдутся, как с кладбища после похорон, у них ума хватит:-), поэтому секунд через 10 понял, если не я, то кто - и три раза хлопнул в ладоши. И тут публика начала потихоньку приходить в сознание и начался вой дам в бриллиантах и херов в бабочках...

Thomas Hampson - Barbara Frittoli - José Cura




Такие концовочки дорогого стоят. Я вообще-то присутствовал на таком впервые.
Вот к чему приучил цюрихскую публику Alexander Pereira - умеет она в какой-то момент оторваться от постановки. В этот раз уже никто не смеялся над атрибутикой, все слушали музыку и вокал, которые буквально задавили всю эту лабуду, которая называется режиссура оперная.
Tags: José Cura, Opernhaus Zürich, otello
Subscribe

  • Recital Marina Rebeka, КЗЧ 10.01.2018

    Филармонический абонемент «Звезды мировой оперы» нуждается в переименовании [в каком, это надо подумать...], потому что мировая опера…

  • Recital Елена Стихина, БЗК 24.11.2017

    На вчерашнем вечере в БЗК Елена Стихина трогательно рассказала о том, что будучи студентой московской консерватории, даже и не мечтала, что…

  • Recital Jamie Barton КЗЧ 17 марта 2016 г

    2 вокальных концерта под громкими титлами « Золотые голоса России» (15 марта) и « Звезды мировой оперы» собрали практически…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • Recital Marina Rebeka, КЗЧ 10.01.2018

    Филармонический абонемент «Звезды мировой оперы» нуждается в переименовании [в каком, это надо подумать...], потому что мировая опера…

  • Recital Елена Стихина, БЗК 24.11.2017

    На вчерашнем вечере в БЗК Елена Стихина трогательно рассказала о том, что будучи студентой московской консерватории, даже и не мечтала, что…

  • Recital Jamie Barton КЗЧ 17 марта 2016 г

    2 вокальных концерта под громкими титлами « Золотые голоса России» (15 марта) и « Звезды мировой оперы» собрали практически…