dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Categories:

Turandot Opernhaus Zürich 24.11.2011

Один единственный свободный от спектакля день в Zürich, которыя я успешно провел в Мск, оставляю пока что без должного внимания, п ч этот день был посвящен погружению в Большой балет, а сейчас пока что все про оперу.
В Zürich в этот день тоже давали балет, но интерес к нему был невелик. Перед началом билеты продавались по бросовым ценам и все равно в зале набралось % 30 зрителей. И получается, что в отличие от оперы в современной интерпретации усиленной звездным составом, современный балет никаким зрительским успехом не пользуется и содержится Opernhaus Zürich практически как бесплатное приложение.

В тот день, когда давали Turandot Giacomo Puccini, я благополучно [опять :-)] приземлился в Kloten, но это было днем и туман к этому времени слегка рассеился. За полчаса до начала вошел, не предъявляя билета, в Оперу, взял бесплатный бинокль и полюбовался на битком набитый зал.
Турандот идет в Цюрихе уже не первый год и имеет исключительно хорошую репутацию по режиссерскому решению. Одна из самых трудных для постановки опер, имеющая не ахти какое серьезное содержание, усугубленное архисерьезным подходом к женихам убитым Турандот, всегда ставится либо очень пышно и красочно / либо просто и без претензий [как в  Deutsche Oper Berlin] , но всегда статично и без всякой изюминки. И только GIANCARLO DEL MONACO сумел сделать из Турандот конфетку.
Занавес открылся у меня как отвисла челюсть, так уже и не захлопнулась до конца спектакля.:-) Здесь каждое лыко было в строку. Не хочется уподобляться всем писарчукам, для которых основное в опере пересказ того, что они видят на сцене, но на некоторых вещах просто не могу не остановиться. Никто никогда не бредил в прессе про то, что сцена Opernhaus Zürich лучшая в Европе по способности к трансформации. Но, господа хорошие, сделайте хоть что-нибудь в Большом театре из того, что мне довелось увидеть. Никто не просит 2-х ярусную сцену или амфитеатр, из глубины которого китайский народ поднимается наверх; никто не просит с легкостью схлопывать, как книжку, комнату, в которой только что пели маски; и конечно невозможно себе представить полет Лю вниз головой в бездну, когда она решила покончить жизнь самоубийством и тот современный Шанхай на заднем плане с речкой и с движущимся пароходом [а в Отелло еще был и открытый огонь, которым по праву гордится Цюрихская опера]

Т е публику надо удивлять и не тем, что засело в голове у того или иного полоумного режиссера, а сценическими решениями, фантазией и возможностями театральной сцены, - беспрерывной сменой задников сейчас уже никто не удивишь.
Надо немножко побольше башкой работать, чтобы это было по настоящему интересно, а не так, как у нас в Руслане и Людмиле. Люди ведь в оперу приходят не для того, чтобы поговорить с режиссером.
И в современной опере исключительно ценятся современные решения, что по сценографии / что по свету, а в Турандот свет - это вообще что-то !

Ну и конечно костюмы, продуманные до мелочей, стильные и великолепно выполненные.
При том, что практически только дворец императора был одет соответственно эпохе, три остальных главных героя - современные люди, оказавшиеся там совершенно случайно. Похоже, сомкнулись параллельные пространства и Тимур, Лю и Калаф, перенеслись во времени на несколько сотен лет назад.



В финале спектакля Калаф практически вытаскивает Турандот в современный Шанхай [上海] и все заканчивается за столиком в ресторане. Когда Калаф после испитого шампанского, поднесенного то ли Пингом / то ли Понгом, задувает свечу на столе и как-то так весело и здорово это все получилось, что в итоге возник только один вопрос - что это было?  - мистификация, игра, фантасмагория..?
Но ощущение блестяще решенного спектакля осталось чудесным послевкусием.
Первые два действия, которые шли без антракта, пролетели просто как один миг. Даже комната масок, которая обычно скучна, здесь заставила неотрывно смотреть на сцену - обыграна оч увлекательно (не говорю про то, что вокально терцет был исполнен блестяще). При том, что состав солистов был не ровного качества, особенно если сравнивать с премьерным, когда Лю была Elena Moșuc, а Турандот Paoletta Marrocu.



ISABEL REY в Цюрихе сейчас поет много. По какой причине не знаю. П ч голос ее ничего особенного из себя не представляет. По тембру некрасивый, резкий, с отчетливым дребезгом и качающимися верхними нотами. Для партии робкой Лю более привычны мягкие голоса с нежной теплой окраской. Именно такой голос и был у Moșuc. Теперь она почему-то эту партию не поет и в пропасть приходится прыгать Rey и, что-что, вот это она исполнила безупречно. Зал ахнул.



MARTINA SERAFIN. Год назад мне не удалось познакомиться с этой певицей по причине ее замены в венской Тоске, но слышал о ней только позитивные отзывы. Серафин конечно же вагнеристка, что сразу прибавляет ей очков в глазах «иных любителей оперы». И, судя по репертуару, в котором она поет, претендует на звание драм сопрано, ну и Турандот, одна из вершин драматических сопранисток, считается, принадлежит ей по праву.
Я конечно это право отнять у нее не смогу, но некоторые несоответствия ее вокала заявленной партии мне показались очевидными. Этот голос не стенобитный, особенно верха, хотя пробивной - слышно ее было отлично. Но верхние ноты все же какие-то детские, в них нет напора и мощи и даются они не так-то и легко. В верхнем регистре голос не раскрывается, а наоборот, как-то истончается.
Вокал в принципе ровный с плавными переходами из центра на низ, т е все низы озвучены основательно и естественно. И для драмсопрано и для Турандон голос Серафин может быть даже чересчур красивый. Но это скорей всего не долго будет продолжаться, п ч рамки репертуарные жесткие, а сама природа певицы с этим репертуаром все же борется. Хочется чего-то помягче, а деньги среди женских голосов самые большие платят, к сожалению, именно за такие партии, поэтому все и хотят их петь, чтобы быть в топе.
По внешности Martina Serafin этакая Брюнхильда.



Красивая. Крупная. Харизматичная. С хорошими женскими формами - все костюмы и грим всё было оч к лицу и даже последнее европейское красное платье только подчеркнуло ее прелести. В общем, впечатление позитивное.

JOSÉ CURA в Турандот я слышу не в первый раз [и еще бы не один раз восслушал] - это настоящий теноровый праздник ! Не говоря уже о том, в какой дурашливой манере сделана роль с решением загадок с помошью laptop, с мобильным телефоном, с вальяжной походочкой, с зажженной папироской в зубах. Полное превосходство над Турандот и, кстати, голосовое тоже, п ч как только начинали петь together, Кура перекрывал Серафин значительно (при том, что на верхних до в конце 2-ого действия Серафин доминироала и парила над хором и оркестром). Конечно это все ерунда кто над кем доминировал. Оба главных героя были голосисты и оч впечатляющие.





Оркестр, ведомый MASSIMO ZANETTI, исполнял не совсем обычную Турандот... Некоторые фрагменты были трудно узнаваемые и иногда у меня создавалось впечатление, что музыканты хулиганят по отношению к маэстро. Во время шествия, например, начались такие киксы, что дирижеру пришлось остановить часть оркестра, что для Цюрихской оперы совсем удивительно. Иной раз киксовали медные, что опять непривычно. И отдельные инструменты выбивались в неположенных местах. Но публика принимала дирижера оч тепло. И если Daniele Gatti в Отелло немножко даже кто-то и букал сверху, то здесь просто на Ура.

В итоге, несмотря на все понятные накладки, настроение публики было просто тамбурмажорное. Впервые на памяти старожилов заорали поперек музыки после Nessun dorma, раньше чинно сидели сложив ручки. Зал весело воспринимал сцену загадок и успех был просто запоминающийся. Все исполнители находились под явным драйвом, пели с удовольствием, чувствовалось, что спектакль им самим нравится.
Ну и про себя могу сказать - это был тот редкий случай, когда выходя после представления снова хочется повторить эти впечатления снова.

Трудно понять, почему Opernhaus Zürich пишет всякую хрень, а Turandot до сих пор не выпущена на DVD и нигде не транслировалась...

Не знаю, как долго еще продержится Турандот в репертуаре Оперы, —вон ведь, сняли «Fanciulla», а какой был спектакль замечательный,— поэтому ловить мгновения надо пока они прекрасны. За себя могу сказать, я рад что видел это. Именно видел, п ч сошлось всё.
Tags: José Cura, Opernhaus Zürich, turandot
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments