dolchev (dolchev) wrote,
dolchev
dolchev

Categories:

Verdi Messa da Requiem Teatro alla Scala 12.11.2011

По мере того как отодвигалось окончание реконструкции Большого театра, отодвигались и гастроли миланского Teatro alla Scala в Мск. В итоге, года 2 тому назад выяснилось, что итальянские гастроли будут выглядеть как

1. приезд никем неожидаемой балетной труппы и
2. чего-то такое там хор с оркестром.


Ну вот свершилось. После того как затихли былые оркестры, ведомые палочкой знаменитого дирижера Юровского и отгромыхали вопли Браво позору Большого театра, случился маленький пожар и после этого на лощеную сцену ГАБТа наконец-то ступили ragazzi.



Messa da Requiem Верди всегда был визитной карточкой гастролей Скалы. На сей раз обошлись только визитной карточкой - гастролей La Scala как таковых не было и не будет - балет, сами понимаете, не тот вид искусства, в котором Скала сильно преуспела. Ну и то ладно, - решила московская публика и забила до отказа историческую сцену.
Сказать что среди исполнителей были сплошь рагацци, это значит набрехать, п ч г-н Daniel Barenboim полупроводник = проводник на 2 вагона : один - театр Unter den Linden, второй Teatro alla Scala.
Сказать, что г-на Баренбойма шибко любят в Италии, это опять набрехать. Но этот маэстро имеет особенность, если уж он вцепится куда-то, как клещ, то отказаться от него нет никакой возможности.
Зимой я имел удовольствие посетить спектакль в Скала, правда без Баренбойма, и с чувством глубокого и полного огорчения понял, - дела с оркестром и хором там плоховаты, надо забыть те времена, когда за пультом стоял Мути и уж тем более Аббадо.
Из солистов страну рагаццев представлял только один ragazzi тенор Stefano Secco, заменивший Fabio Sartori, и заменивший не сказать, что безаварийно. Меццо и бас были наши, вплоть до того, что Екатерина Губанова еще и москвичка, до недавнего времени довольно часто посещавшая различные интернет-форумы, т е, не чужая нам совсем. Также, как и Петренко, теперь таки просто родной. Особняком в этой веселой компании стояла Krassimira Stoyanova, певица с оч хорошей вокальной репутацией без малейшего оттенка скандальности или протежирования разного рода дешевого менеджмента.

Большой театр не ударил в грязь лицом и как сумел показал трансформацию сцены - гигантская коробка обложенная, надеюсь, деревянными панелями, выглядела оч презентабельно, со стороны сцены это был просто какой-то недешевый концертный зал (не удивлюсь, если панели были пластиковыми, но хочу считать их деревянными:-)) Увидев эту чудесную картину, я настроил себя на то, что с акустикой на сей раз все будет хорошо, п ч звуку на сей раз просто некуда деваться кроме того, как идти в зал. Он и шел в зал. Но именно не летел, а шел. Похоже и в дальнейшем он будет теперь туда ходить.
Оркестр и хор на сцене, понятное дело, были слышны хорошо, особенно в тех местах где дирижером было предложено играть громко. Я сидел на самой верхотуре и прямо рядом со мной 3 трубача трубили по очереди. Их тоже было слышно хорошо, но им были плохо видны ноты, которые подсвечивали ручным фонариком, поэтому один чуток киксанул.:-)
После прослушивания остался неприятный осадок по акустике.
Это конечно не тот оркестр некогда знаменитого театра, но это и не та акустика, которая была в Большом театре до реконструкции. 4-й ярус - место меломанов, лучше чем там музыка не звучала более нигде. Ну а теперь как из радио, только громче/тише нельзя сделать...:-( Т к это дело непоправимое, то вернемся к Реквиему. Маэстро Баренбойм, как все уважающие себя дирижеры, работал без партитуры и общее впечатление от его работы : жестко; не без ляпов конечно, но более-менее собрано; невыразительно; и не вдохновенно. Т е, это было ни более чем очередной прокат Реквиема. С предыдущим исполнением (я имею ввиду Riccardo Muti / Georgina Lukács / Лариса Дядькова / Dennis O'Neil / Roberto Scandiuzzi), - а это было я уж не помню в каком затертом году, но лет 7-8 тому назад точно, - н и к а к о г о сравнения. Но тогда были и времена другие, и театры другие, и дирижеры другие.

Квартет певцов показывает измельчание отношения подбора солистов для этого произведения. Лучше было бы исполнять реже, но cast подрабатывать все таки по-принципиальнее, п ч одна Красимира Стоянова не спасет этот странный исполнительский коллектив.



Lacrimosa



Agnus Dei

Lux Aeterna



Stefano Secco я уже слушал в Реквиеме под руководством дирижера Курентзиса. Ничего не изменилось от изменения имени дирижера, как тогда не справился со своим соло, так и сейчас.
Незабвенный Руслан Петренко, хоть и орал громче всех, но культуры пения и хоть какого-то понимания материала в его исполнении не наблюдалось.
Екатерина Губанова сейчас Реквием поет часто, но это говорит только о том, что это произведение слишком часто исполняется и эта пластинка уже слишком заезжена. Не знаю за счет чего отнести некую потерю тембральной красоты, которая у нее присутствовала раньше, но голос Губановой - и так-то не шибко богатый, - стал суше, добавилась существенная тремоляция наверху, россыпь в середине; ну и низы, как бы оторванные от всего остального диапазона и живущие какой-то отделной жизнью, не прозвучали никак.

Liber scriptus

А что характерно, у Krassimira Stoyanova наоборот прозвучали, хотя для нее по идее это менее ожидаемое достижение.:-) Ангельский голос, задуманный Верди в Libera me и идеально воплощенный певицей, продолжает радовать слух своей мягкостью, нежностью подачи и именно тем, что называется культурой исполнения, которой остальным и не хватало. Хотя притушенность и у Стояновой была ( по сравнению с тем, как она пела месяц назад в Лисео, там-то она пела как птица на воле). Ну и еще конечно поражает замечательное длинное дыхание и красивое пиано.





Публика встречала по доброму. Аплодисменты, овации и все остальное что полагается при исполнении Реквиема имело место быть. Кроме того, миланский театр привез выставку костюмов, некоторые из которых я сфотографировал.

Carmen


Don Giovanni
 

 

Что-то из Вагнера                                                                                                                                 Поруганный костюм Радамеса :-)
 

Удивительное дело. Все костюмы новёхонькие. Как с иголочки. Хоть сейчас выходи и пой.
Одного только не понимаю, почему, собственно, при таком необыкновенном засилье режоперы в Европе костюмы, например, Игрока С.Прокофьева, столь знатно прошедшего один или два раза в театре Ла Скала в пост Д.Чернякова, на выставке представлены не были. Это форменное издевательство над режоперой и дело это пора уже пресекать. Настоятельно рекомендую Большому театру, когда он повезет наши костюмы, не таскать все эти картонные кокошники и пыльные бороды, а захватить платье мамаши Лариной, но то самое, штапельное в горох, в котором выступает Маквала Филлимоновна; ну и очки Гремина не забыть и охрану к ним приставить внимательную, а то не дай бог сопрут крастоту такую. В принципе, можно и вертолетик из Руслана отволочь туда. Пусть полюбуются нашими достижениями. А то как где похвастаться, так костюмы из Царской невесты волокут. Непорядок.
Tags: Verdi—Requiem, krassimira stoyanova, teatro alla scala, Концерты
Subscribe

Posts from This Journal “Концерты” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

Posts from This Journal “Концерты” Tag