ОПЕРА искусство не для всех...

ЖЖ как будто оперный, но иногда балетный / ЖЖ как будто милый, но иногда и вредный


Previous Entry Поделиться Next Entry
Singspiel в двух частях с прологом вместо увертюры
dolchev
Интернет-сайты оперных театров занялись работой, ранее им не присущей…
Взахлёб сами себя нахваливают, обгоняя прессу и не дожидаясь мнения публики [
хотя, кто и когда ориентировался на ее реакцию; разве что министр культуры на встрече с президентом что-то такое там на тему восторженных зрителей Большого театра ему доложил].
Не знаю, удастся ли когда-нибудь «посмотреть» Турандот в Геликон-опере [п ч этот театр живет по принципу опера не для прослушивания, глаза есть и этого достаточно], но заранее робею … смогу ли быть достойным всего того, что нарассказывал о себе сам театр ? После такого залпа панегириков, в которых разве что только уборщица не высказалась о прелестях «оригинальной постановки», в случае, если не понравится, получается ты даже не белая ворона, а просто Россия в мировом пространстве сейчас.:-)


Как хорошо уметь уговаривать себя восхищаться необходимым набором мировой оперной кухни!
Например, восхищаться Helden-тенором Stephen Gould... в Отелло. И не заморачиваться отсутствием верхних нот у него, даже «проходного Си» в Esultate.


— После Зигфрида в январе спустя без малого месяц Отелло с вами в заглавной партии — роль, которая считается одной из сложнейших у теноров.
Почему она так сложна?

Stephen Gould : Наряду с Канио из Паяцев Леонкавалло, Отелло единственная партия итальянского репертуара, которую я пою на сцене. Однако, не будучи итальянцем, мне пришлось её буквально завоёвывать.
Потому что так же, как Отелло внутри общества, в котором он вращается, вынужден принимать незнакомые правила поведения, я тоже "чужак", который со своим американским культурным и языковым багажом должен сперва изучить итальянский стиль.
Что мне, напротив, весьма кстати в этой роли, это то, что Верди не задрал тесситуру слишком высоко, так что она гармонирует с моими голосовыми возможностями. [выделено мною—Dolch]
Хотя, конечно, композитор и тут пару высоких нот от нашего брата, певца, требует.


Благоговеть перед «новым гением» Christian Thielemann и перед событийностью каждого его появления на сцене «Земпер-центра».
— Благоговения на Osterfestspiele Salzburg подтверждаются невыносимыми овациями и дороговизной билетов; правда, плоховато подтверждалось критикой того же Отелло, но уровень благоговения таков, что можно и на это не обращать внимание.
Что касается Дрездена, самого вагнеровского немецкого города, то почему-то никакому тилеману так и не удается сделать из него оперный город. Перенос того же самого Отелло из Зальцбурга триумфом не назовешь
и только истинные вагнерианцы, которые почти всегда слабы на уши, готовы восторгаться «по факту общения» с вагнеровской интерпретацией оперы Верди [до того ни разу оперу Верди не прослушав].
вполне обычный для публики Semperoper прием Тилемана



Принцип ходить «на то, что надо» убивает весь смысл театральной деятельности и лишает публику свободы выбора. Большой театр также, как «Земпер опера» и многие другие бывшие топы, вовсю старается соответствовать мейнстриму. И результат налицо. Про тот же Billy Budd людишки стесняются сказать, что не поняли о чем это; но уж точно не постесняются не пойти по второму и третьему разу. Достаточно было бы гастролей [да и дешевле бы вышло] для эстетов, а также желающих показать себя крупными спецами в такой вот, не простой для восприятия, музыке. Одноразовой акции для таких деятелей более, чем достаточно. А теперь из-за того, что сей шедевр в репертуаре, им трахают социалов и отбивают всякую охоту у публики ходить на Новую сцену.
— По поводу премьеры же погудели.
Чего только не рассказали… Кое-кто из дам даже кое-кого возжаждал, но ни слова о том как пели.
И это теперь основная, прямо таки пятая позиция, большинства посетителей и описателей своих театрально-музыкальных походов в Большой театр. И, сдается мне, и в Дрезден-оперу, которая сейчас стоит практически вровень с нами, что по пафосу, что по оперности публики, что по cast[ам].


Оглядев в очередной раз своим нетрезвым взглядом эту пустыню, именуемую оперой, я решил повторно, для закрепления размышлений, отправиться в Сад Эрмитаж; т к Faust Charles Gounod то самое музыкальное произведение, которое хочется слушать еще и в разных интерпретациях. Именно что, в голосовых.
По части постановки все уже воспето и все так и стоит на прежних местах : Мефистофель не похож на Воланда, Гретхен на Маргариту и вся эта срежиссированная история никак не вяжется со знаменитым произведением Булгакова, а «Клетчатый», всякий раз своими кривляниями отвлекая внимание от певцов, и вовсе по второму разу показался «не пришей кобыле хвост».

НОВАЯ ОПЕРА на данным момент своим вокальным ансамблем может погордиться больше, чем любой другой театр г. Мск. И несмотря на склонность к «режоперным постановкам» и странным перетасовкам составов, все же показывает достойный вокальный уровень [тут же сразу подтягивается публика, знает где аплодировать, Браво не стыдится покричать]; и общее позитивное впечатление от похода, именно что, в Оперу [а не на какую-то «акцию»] оставляет.
С самыми репертуарными произведениями по музыкальному уровню этот, в общем то не самый большой и с не самым большим бюджетом театр, справляется [в отличие от того же Стасика].
В который раз хочется отметить эталонное звучание Хора, которого нет ни в Земпер-опере, когда они воют Chor der jüngeren Pilger, ни в Скале с его престарелым составом.

Екатерина Миронычева | Маргарита - Георгий Васильев | Фауст


И тенора.
Достаточно сказать, что все три Фауста в этом театре свои.
А это показатель уровня для любого театра.



Оркестр в этот вечер был оч неплох (за небольшими исключениями, но уж никак не хуже, чем в Дрездене – это, как вы заметили, для меня теперь эталон, ниже которого опускаться нельзя), а исполнитель главной роли Георгий Васильев практически клон г-на Jonas Kaufmann (по тембру, по крайней мере), а по внешним данным и вовсе его оставляет за флагом и с верхов на пиано не уходит !
Т ч вполне рекомендуется дамам для тенорового обожания.


______________________________________

Какая нелегкая понесла меня на Царскую невесту, до сих пор понять не могу …

Владимир Маторин | Собакин - Венера Гимадиева | Марфа - Мария Гаврилова | Сабурова - Елена Новак | Дуняша


Возобновление [2014 г.] одной из самых репертуарных и голосистых опер Большого театра прошло без меня по вполне уважительной причине – после того, как в оперной труппе перевелись исполнительницы партии Любаши, отпала необходимость прослушивания, мягко выражаясь, «недоношенных псевдомеццовых интерпретаций».
Кроме того, реестр звучных имен работников-оформителей «обновленного произведения» пугал конкретно. Эти их фокусы «по мотивам», которые превращаются в костюмы вполне себе пародийные и 100 % китчевые, энтузиазма не добавляли.
Вечный соавтор «по дизайну одежды» Мити Чернякова г-жа Зайцева, в свое время распугавшая итальянский бомонд наипошлейшими нарядами к La traviata в Scala, весь пыл и энергетику своего «неординарного» вкуса вылила на эпоху Ивана Грозного. Теперь, как очевидец, ответственно заявляю - с декорациями более-менее все в порядке [даже «красную комнату» – абсолютный шедевр Федоровского, сохранили], зато с костюмами полный атас. Нужно иметь талант так испошлить любую задачу. Уж если кокошник, то как в дешевом варьете, где нибудь на многоэтажном туристическом лайнере при исполнении танцев а-ля рюс. Объемы поражают воображение. Марфа конечно была купеческая дочь и не из бедных, но в таких головных уборах ей бы пришлось на карачках проползать в низенькие двери средневековых палат. «Художественно помеченная» таким образом Марфа, к тому же, отличалась особым гримом в последнем действии - не натуральный румянец сменил землистый цвет лица и почему-то седина в волосах (видимо отрава сильная попалась).
Особый талант – двумя-тремя деталями, добавленными к историческому костюму превратить его во вневременную пародию. И вот этих вот пародий в теперешней красоте на сцене БТ в избытке.
И уж конечно критики этой пыльной рутины более чем достаточно.
Мало кто видел какие на самом деле были костюмы и как они смотрелись со сцены БТ - сколько было вкуса, изысканности, чувства меры, гармонии красок и полного соответствия эпохи.



Тут я задумался …
— а может и прав был Кулябин в его бессмертном высказывании о том, что не представляет себе как ставить «в ту эпоху» ..?
Раз так, то и ставить «в ту эпоху» не надо.
То ли дело, в чем сам хожу, в то и нарядить.
И я не уверен, что такие бездарные изыскания по поводу исторических костюмов имеют хоть какой-то смысл [кроме конечно того, что художник в этом случае, когда у него мотивы в голове, получит особые деньги, нежели если эти платья пошивочный цех сошьет по прежним эскизам]
У всех свои дела в этом замечательной театре, свои неординарные решения по освоению денежных ресурсов.


Ладно. Черт бы со всем этим оформлением – к пошлятине уже привыкли, не такое видели, но вдруг кто-нибудь споет…
Но Меццо-сопрано как не было, так и нет в Большом театре, поэтому вариант ожидался куцый, но вокально осовремененный. В первый раз в жизни я услыхал [а я наслушался Любаш - пальцев на обеих руках не хватит] Любашу, исполненную «в немецкой манере»...
Монотонно и совершенно бесcтрастно.
К тому же исполнительница роли не всегда доставала публику громкостью звучания.
С этим ничего не поделаешь - достижение эпохи. Великие русские меццо ушли, а вместо них появился адаптированный к любой опере вариант. В такой манере теперь поется все. И немецкое и французское, и русская опера.

На Венеру Гимадиеву надеялся и, как выяснилось, видимо напрасно.
Марфа, партия требующая красивого голоса, свободной вокальной линии, нежной чувственности, прелести юности и умения вызвать сочувствие переливами в горестных моментах, оказалась совершенно не по голосу, в общем-то, не плохой певице, активно делающей мировую карьеру, лирической колоратуре.
Претензий по вокалу нет ! — Сам голос «не под роль» : тусклый, «с песком», «с пустотами» в середине, с не плавными переходами и лишенный женственного обаяния [если так можно сказать про голос].

Все было бы совсем уж ни о чем, если бы не Эльчин Азизов. Который, —о приятная неожиданность—абсолютно доморощенный баритон, работает в ансамбле и поет хорошо.
В этой ударной для такого типа голоса партии показал превосходную дикцию, голосовую выносливость и эмоционально окрашенный вокал.

Теперь есть задумка сходить на обновленного Бориса... Интересно, что там, какие мотивы в костюмах зазвучали акцентированно.
Ну и с нетерпением жду оформления Войны и мира в постановке сами знаете кого.
Эту «войну» надо будет пережить.

Записи из этого журнала по тегу «faust»

  • Faust концертное исполнение КЗЧ 25.12.2016

    Кроме всего прочего звездного, в декабре состоялся заключительный концерт фестиваля солиста Новой оперы и телеканала «Культура» Василия…

  • Faust Новая опера 15.09.2016

    Читать либретто героических опер Россини все равно, что читать Charles John Huffam Dickens – добрался до конца и не помнишь с чего…

  • Faust Deutsche Oper Berlin 27.06.2015

    Deutsche Oper Berlin закрывала сезон премьерой оперы Фауст с Marguerite Assoluta мировой оперы — Krassimira Stoyanova. Разумеется,…


  • 1
Тилеманн все же абсолютно чудесен в Вагнере и Рихарде Штрауссе. По крайней мере, в Вене порядка 10 лет назад был невероятно хорош

Хороший маэстро должен быть хорош во всем !
А "яркий интерпретатор Вагнера и Штрауса" это очень узкая специализация.
Кроме того, один из самых древних оркестров Европы (Дрезденская капелла) к сожалению с его приходом не зазвучал выдающимся образом при отсутствии главного за пультом. Что говорит [наверное] о его не желании кропотливо работать над устранением недостатков.

Тилеман все таки стишком преувеличенная величина. И ярко выраженный продукт времени, когда неудобно сказать "мне не нравится" про "заявленного гениального художника".

Целая плеяда великих немецких дирижеров - Крипс, Йохум, Кемпе, Бём и т.д. особо не уходили за пределы немецкого репертуара, а если и выходили, то не не особо убедительно и не очень часто. Это особая традиция, и беды в этом я не вижу. С работой Тилеманна в Дрездене я не знаком, но если не "зазвучал", то это, конечно беда. У оркестра, и совсем еще недавно, были великие времена. Собственно, даже несколько лет назад, я слышал их в Амстердамском Концертгебау с Фабио Луиси, давали "Песнь о Земле" Малера - впечатление было очень положительное.

У меня по этому оркестру (Капелла) и хору совершенно другой опыт.
Два спектакля : вердиевский Дон Карлос и, извините, Тоска. Оба без Тилемана.
Про интерпретацию скромно промолчу, потому как оркестр элементарно лажал ! Вступали как горох, невыровненные струнные.
Это всё как-то оч провинциально звучало... А местные сказали - у нас всегда так и хор вразнобой как на базаре орет.
До того, как своими ушами, я послушал по тв "Сильву" и там Сам отмахивал - так ведь это ж ужас был (между нами), какой-то шпрехшталмейстер такт отбивал.:-)

Дрезденская капелла "в обычной жизни" не подтверждает заявленный для нее статус. Хотя, все помним историю, 400 лет, первый европейский оркестр ... Сейчас эта история переживает не лучшие времена и Тилеман явно не кризис-менеджер, а скорее персонаж для акций. Но на акциях, на которых все обязаны восхищаться, люди восхищаются. Сам живой свидетель, в Вене на 9 Симфонии. [но там и Груберовой не меньше восхищаются, что совершенно не обязывает всех подряд идти по этой тропинке:-)]

Сильву - да, в записи слышал. Помню подивился уже начиная с увертюры - что вот надо же, а в Будапештской опперетте умеют не хуже, и даже больше огоньку.

В Амстердаме может коллектив собрался и постарался - право не знаю. Все таки Малер в Концертгебау это легендарно. Хор вживую не слышал.

Вот да! Я всегда удивляюсь, как Новая Опера - МУНИЦИПАЛЬНЫЙ театр, без мощного спонсорского совета, без федеральных вложений, может создать такой великолепный хор, а Большой не может. Хор Большого театра не выдерживает никакой критики! Не спетый абсолютно. Как будто собрали случайных людей и сказали: "Теперь вы - хор!". А как это слушать?

Новая Опера

(Анонимно)
Ладно хор, я вот удивляюсь, где на этой планете они нашли валторнистов, способных сыграть "Фауста" без единого кикса!
Это ж мировая беда сейчас: и валторны оркестра Ла Скала лажали в гастрольном "Симоне", и на первом представлении "Пуритан" в Мет валторна напрочь завалила свое единственное ответственное соло, да что там говорить, если в самом Байрейте исполняя самого Вагнера киксуют валторны, равно как и вагнеровские тубы...
И ведь даже имена этих безвестных героев в программке не прописаны, в отличие от той же Мариинки, где читаешь "народный артист России Станислав Цес", а из ямы в это время доносится ТАКОЕ

Re: Новая Опера

Мариинку по оркестровому вопросу лучше не трогать.
Они оч нервные, раз; а во-вторых, ну слишком заняты. Даже самый распронародный артист врядли сможет хоть что-нибудь пристойное состряпать, если утром еще не знает в какой яме будет сидеть днем и вечером; и поедет ли в этом году отдыхать хотя бы на дачу, потому как у Гергиева новая мулька - сезон нон-стоп, вплоть до Владивостока и Владикавказа.

Новая опера и оркестр имеет самый пристойный из всех московских музыкальных.
Им бы деньжонок побольше, а советников по творческим вопросам поменьше и в не самый последний день объявлять составы. В этом случае публика воспиталась бы еще лучше, сама собой.:-)

Re: Новая Опера

Золотые Ваши слова! Присоединяюсь. Тут валторны отметили, а какая в НО первая скрипка?! Андрей Балашов - народный и всё такое... Когда на него попадаю, это же именины сердца! Могут, а знаете почему? Потому что они заинтересованы в "своём" зрителе. Большому театру они не нужны. От слова "совсем". Гостей столицы и просто понтовых ребят на них хватит. Будет зал, не будет - им не важно. На положение театра это не влияет никак. А НО приходится бороться, завоевывать постоянного зрителя. Вы заметили, как ползут цены на билеты? Практически во всех театрах. А НО уже который год держит старые цены и на билеты, и, уж простите, на буфет. По этой же причине и хор, и оркестр, и репертуар приличные. Обидно за Большой.

Edited at 2017-03-06 11:02 (UTC)

Re: Новая Опера

слышал целых два оркестрово-безупречных (хотя и скучноватых) "Фауста" - в Вене с de Billy в 2009 (?) и в Амстердаме года три назад (играл роттердамский филармонический c Marc Minkowski)

Re: Новая Опера

Две конченные бездарности.

Re: Новая Опера

Вы, наверное, большой специалист по игре на валторне? Судя по тому, как лихо сравнили партии в "Фаусте" и Вагнере - очень большой. Вы подудите четыре часа во всех тесситурах. В курсе, кстати, что на сложные оперы сажают по двое соло-валторнистов?
И что засрали Верди с Беллини по одной простой причине, что прогресс в виде хроматической валторны на юга шел медленно, парти записаны в некошерных строях, в которых валторнист, при читке с листа с непривычки может заплутать. А поскольку Дольчев очень любит репертуарный театр, где как раз нет времени репетировать шанс насрать повышается в разы.
Нет ни одного валторниста в оперном театре, который бы хоть раз не киксовал.
Духовые не строят в приведенных отрывках хронически, но для того, чтоб сие услышать, надо было сольфеджии учить. Отсутствие киксов и вместе, то что слышат все, не делает оркестр Новой оперы Штаатскапеллой. Увы

Так разговор не про то, что один раз насрал, а про то, что срет каждый раз.
Дольчев по-прежнему любит репертуарный театр с профессиональным оркестром, п ч он еще помнит, когда времени на репы почему-то хватало; более того, хватало времени убрать декорации после утреннего спектакля для вечернего с другим наименованием.
Предполагаю, что период, когда в театрах работали профи, давно прошел. И не только в Мск.
Поэтому, [ну конечно] начинаются объяснялки как трудно играть валторнистам Вагнера.
А пианистам Бетховена ? Или Листа ? Не трудно ???
Однако, люди стараются не похабиться. Это можно объяснить тем, что в зале знают фамилию исполнителя, а в оркестре-то ... ври родной, дуди как можешь, главное - дуди и лажай в одном и том же месте, как это произошло вот только что в посещенных мною спектаклях Don Carlo в БТ. Смеху подобно, каждый раз в одном и том же месте. Такое как объяснить ?

И оркестр Новой оперы конечно не Штаатскапелла, и слава Богу. И хор тоже. Хоть где-то можно послушать профессиональный оркестр и хор. А акцизные коллективы это для европы и перми.:)))

В Большом театре "очень хороший и очень умный" хормейстр, который больше в интернете сидит, а не в оперном классе. Если бы он представлял из себя хоть какую-то личность, то должен был насмерть стоять за Хор из Царской невесты, а его взяли и вырезали.


Полностью вырезана вся хоровая сцена в начале 2-ого акта

С ума сошли, это же одни из самых красивых сцен!

Я тоже в недоумении... Чем она помешала и кому ?

В настоящее время в БТ нет людей любящих и понимающих оперу.
Все обстряпывают свои личные дела.

Люди платят большие деньги за билеты.
Ещё больше, если спецом куда-то летят, чтобы послушать оперу.
Душа просит праздника. И включается принцип дарёного коня. И выходит, что почти всегда поют одни "дельмонаки и тебальди" и весь спектакль бьёт дрожь.
Что до Земпера, то, к сожалению, приходится довольствоваться тем, что есть. Я рад, что Отелло, пускай и такого, поставили.
Земперопера распугала городскую публику и живёт сейчас исключительно туристами, которые приходят сюда заселфиться в красивых интерьерах и затэгиться в "фейсбуке". А что медные духовые лажают или у тенора верхних нот нет им это до фонаря и до лампочки. Зато потолок какой красивый в зале и часы необычные!
Когда-то в Земпере была своя публика. Люди имели абонименты на год, а потом в эти абонименты стали включать десять "Волшебных флейт", и люди перестали их брать.
Поэтому сейчас, за исключением всяких громких премьер немецких опер или очень удачного стечения обстоятельств (воскресенье, плохая погода) театр заполнен дай бог на 3/4. А то и того меньше. Не будь студентов, занимающих места в проплешинах партера за 10€, то всё выглядело бы ещё печальнее.
И всё же спасибо, что хоть время от времени певцы известные приезжают и есть раз за квартал повод туда сходить)

Так добро бы восторженные дамы просто Mario Del Monaco вспоминали [можно подумать они когда-нибудь его слушали], так они, слушая Гульда, молодого Дель Монако в нем видят ! :-)
Вот это вот дешевая восторженность по самым смешным поводам - не иначе как влияние интернета. Люди душу готовы вывернуть наизнанку.
Так еще хуже, что и критика теперь такая... В Мск появился новый источник наслаждения и захлёбывания слюнями - дирижер Курентзис, который когда здесь работал, никому на фиг не был нужен и был объектом всеобщих насмешек. Зато теперь стал правофланговым пермяком и предметом для сбора либеральной общественности. Я прямо жду[готовятся его "ночные" концерты; играть будут Рамо - кого ж еще, с помощью кого можно выебнуться ?! - полки уже собираются] и всласть почитаю эти идиотизмы про то, что все буквально боялись лишний раз дыхнуть (я уж не говорю про пернуть:-)). Все стали поклонники Рамо, Ё. Преклоняюсь перед такими идейными терпилами.

Оперный туризм среди интересующихся тихонечко сходит на нет...
Ну зачем, например, мне ехать в Дрезден [хотя я этот город обожаю!], когда большинство из тех, кто там поют, околачиваются у нас ? (ну, кроме Гульда конечно:-)). И в Венской опере и в Covent Garden та же самая картина. Оперный туризм превращается в пляжный и в ту же Барселону, понятное дело, уже спецом за голосами не поедешь. Т ч дышим родным воздухом.
Что касается своей публики, это тоже теперь везде. Театры хладнокровно теряют электорат и продолжают вести ту политику, которая приносит барыши только руководству и агентуре.

Edited at 2017-03-08 09:57 (UTC)

О боже, Рамо... Помню, как чуть не уснул на "Кастор и Поллукс", периодически оживляясь во время балетных вставок. Которых не было, потому что опера шла в концертном исполнении. Я там чуть дуба не дал.) Пошёл я туда, потому что в Безансоне, где я в ту пору жил, это была единственная возможность оперу услышать. Но чтобы в Москве добровольно на такую муку подписываться, когда есть 4 театра с полной программой... Доэстетствовались до Рамо, называется)

Ты не представляешь себе какая цитадель образовалась в Перми...
Это похлеще «культурный центр», чем «Земпер-центр».
Насколько я понимаю ситуацию, основатели этого замечательного продвинутого музыкально-просветительского сообщества до смерти хотят прорваться на большие сцены. И каким то образом в Мск сформировался просвещенный конгломерат потребителей, для которых прочтение !!! балетной партитуры Золушки Прокофьева пермским оркестром п/у Курентзиса стало откровением [это без тени юмора и не для того, чтобы похохотать]. Консерваторию чуть от восторгов не разнесли, там, понимаешь ли, струнные играли стоя ! И теперь билеты на «его мероприятия» самые дешевые 5000 = около € 80, в переводе с дренегреческого на старославянский.

Я тебе напишу список чем надо восхищаться ...:-)

Предполагаю, что культурная Мск заняла оборонительную позицию, п ч если эта оголтелая команда «с певицей с большой головой, с Гадей Дрючер и Курензисом» переберутся сюда, то книга незабвенного Мортье «Драматургия страсти» в обязательном порядке должна будет лежать у каждого на ночном столике. Большой театр с этого перепугу и продлил на 5 лет 70-ти летнему Урину его полномочия.:-) Забеспокоишься тут.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account